Личный счет


/ Павел Свердлов,

Дума не стала вносить изменения в бюджет, а это значит, что межгосударственного кредита на выгодных условиях нам не видать, видимо, до осени. Но дали бридж-кредит под грабительский процент. Это, скорее, плохая новость.

Но есть и хорошие: "плодотворные" идеи относительно пока забыты, равно как и в белорусских магазинах. Впрочем, хорошими эти новости можно назвать с большой натяжкой, такие мысли вообще не должны были приходить в головы наших экономических властей.

Также попробуем дать ответ, зачем налоговая будет интересоваться объемом покупки валюты населением в обменных пунктах, и почему это правило всплыло только сейчас, хотя ввели его еще в 2011 году?

Эти темы стали основными в очередной программе Сергея Чалого "Экономика на пальцах". Помогал ему экономический журналист Павел Свердлов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (415.46 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (56.98 МБ)

Эпопея с импортозамещением вылилась в две скандальные вещи. В истории со специмпортерами важно то, что эксклюзивными правами импорта техники обладали государственные предприятия. Вводилась фактически государственная монополия на импорт. Никто не мог представить, каким образом это решение реализуется, будет исполняться и к чему приведет. Теперь стало понятно, как это решение готовилось, почему выбирались определенные товарные позиции.

Оказалось, если затрагиваются интересы наших партнеров по ЕАЭС, они противятся этому. Российская ассоциация импортеров и производителей бытовой техники написала письмо Лукашенко и председателю ЕАЭС. В этом письме признавалось, что инициативы по ограничению импорта не противоречат соглашению. Но такие действия пугают своими последствиями. В итоге стало известно, что специмпортеров не будет.

Такого рода участившиеся вопиющие решения говорят о том, что люди, принимающие решения, не представляют, как устроена деловая жизнь. Единственным, кто мог обосновывать вопиющие вещи, был Андрей Тур. Судя по тому, как мало времени было отведено на согласование указа о специмпортерах, интересантом был тот, кто писал указ. В итоге правительство открестилось от участия в этом проекте. Лично премьер-министр указал на ложность информации, а администрация президента сообщила об утечке информации с черновика документа.
Выпуск отечественных телевизоров к январю-маю 2014 года в сравнении с тем же периодом прошлого года – минус 60%, стиральных машин – тоже минус 60%, холодильников – минус 22,5%.

Все понимают, что белорусскую торговлю надо каким-то образом спасать, но этот способ был странный.

Теперь перед магазинами поставлена задача повысить качество обслуживания населения и увеличить удельный вес товаров отечественного производства на прилавках до 85%. Министерство торговли и услуг прокомментировало, что такое распоряжение действительно было дано и дан срок - неделя. Период действия данной меры не установлен, так как падает розничный товарооборот за счет того, что импортные товары немного дешевле отечественных.

А нам говорят, что отечественный товар конкурентоспособен.

Торговые сети начали думать, каким образом считать эти 85%. Есть экзотические фрукты, которым нет аналогов, и по идее они не должны учитываться. Но оказалось, что 15% в целом в товарообороте, и продукты, которым нет отечественных аналогов, входят в эти 15%.

От торговых сетей потребовали повысить качество обслуживания населения. Чем его мерить и что это такое, сложно представить. На это тоже дана неделя, и затем будет введена административная ответственность вплоть до закрытия заведения. Но никто не оштрафует за то, что нет 85% отечественных товаров, а вот за качество обслуживания оштрафуют и могут закрыть.

Петр Прокопович сказал, что мы должны создавать условия, чтобы белорусские товары были более качественными и конкурентоспособными. Для этого, по его словам, следует ужесточить условия поставок из-за рубежа. Импортные товары пользуются в Беларуси, по его мнению, привилегированным положением. Но именно тогда, когда ты пытаешься ужесточить условия поставок из-за рубежа, это увеличивает серый импорт или люди начнут сами привозить эти вещи. Но импортеры уплачивают НДС, фактически налог на конечное потребление. Именно поэтому туристам потом возвращают эту сумму за покупку товара за рубежом.

То есть с официального импорта поступают налоги в бюджет. А с серого импорта налог будет возвращен туристам, и государство вообще ничего не получит.

То, как у нас пытаются бороться с импортом, приводит к увеличению поставок по тем каналам, которые создают ситуацию неуплаты налогов.

В России пошла такая же волна, она касается пива. Люди мало представляют, как можно достигать импортозамещающих и протекционистских целей. Но я уверен, что на этом не остановятся, и подобные идеи еще возникнут. Но какие претензии мы можем предъявить правительству, кроме того, что такого рода решения проводятся вопиющим образом? Сама логика стимулирования экспорта и импортозамещения – это логика завышенного эффективного обменного курса национальной валюты. Если нет возможности устранить существующие дисбалансы в силу странных политических и психологических причин, приходится бороться не с феноменом, а последствиями и проявлениями.

Девальвация – единственный разумный способ. При этом невозможно избежать того, чтобы население не пострадало. Завышенный обменный курс рубля автоматически означает, что наши доходы, выраженные в иностранной валюте, выше равновесной. Мы сейчас живем лучше, чем может позволить себе экономика. Поэтому девальвация – не дискриминационная мера: доходы всех людей сократятся равномерно. Нельзя издать указ и всем понизить зарплаты, особенно на частных предприятиях. Это возможно только на госпредприятиях, поэтому страдать будут те, кто меньше всего в этом виноват. Всегда есть побочный эффект, но если мы будем на него смотреть, мы никогда не примем необходимую таблетку.

Внешнее финансирование


До 1 июля планируют закрыть сделку по бридж-кредиту. В июле-августе ожидается получение межгосударственного российского кредита. Но в обсуждении бюджета в российской Госдуме не поднимался вопрос кредита Беларуси. Следом появилось сообщение, что премьер-министр Беларуси и председатель Госдумы провели телефонный разговор. С учетом того, что это произошло через три дня, как не произошло то, чего мы ожидали, можно догадаться, о чем был разговор.

В течение года нам надо вернуть 3,8 млрд долларов из нынешних золотовалютных резервов 5,4 млрд долларов. На год нам надо довольно много, и расплатиться мы явно не сможем.

Валютные депозиты и контроль покупки валюты


Последней административной новацией была идея разрешить налоговым органам Беларуси получить информацию, составляющую банковскую тайну. Это данные о лицах, которые приобретают большие суммы в иностранной валюте. Это подается как логика борьбы с нетрудовыми доходами и тунеядцами. Данные банковской тайны органы уже получили возможность запрашивать и без заведения уголовного дела, это могут быть данные и по кредитам. Возможность запрашивать данные о покупке валюты появилась после указа Нацбанка в ноябре 2011 года о том, что покупка населением валюты должна совершаться по удостоверяющему документу. Меня интересует, почему запрос налоговой появился только сейчас. Данные собираются только по покупке валюты, но нет данных о ее продаже. А для их целей брутто покупка не годится. А люди часто покупают и в следующий раз сдают.

Если то, что называется в качестве официальной причины закона, не годится, остается вопрос, зачем сейчас появилась такая потребность. Паспортная мера вводилась в 2011 году как мера психологического воздействия на валютный рынок. Но к тому времени валютный рынок стабилизировался, и мера оказалась бесполезной. Почему же сейчас вернулись к этому запросу?

Конечная задача – повлиять на спрос физических лиц на иностранную валюту. Сейчас это не столько борьба с тунеядцами, сколько еще один способ психологической интервенции на валютном рынке. И это предупредительная мера, чтобы уменьшить желание. Но я не уверен, что копают в нужную сторону. Физические лица не оказывают большого влияния на рынок. Главной конвертацией валюты является перевод депозитов. Так и не удалось вернуть доверие населения к национальной валюте. Во время каждого шока оно теряется, а возврата практически не происходит.

Чиновники говорят о возможной ротации кадров, приводя в пример "Беларуськалий", который "в тяжелых условиях показал, как надо работать". Но тогда "Беларуськалий" фактически демпинговал и включился в торговую войну с "Уралкалием". Снятые с "Беларуськалия" пошлины означают недопоступление в бюджет. Это значит - мы все из своего кармана чуть-чуть помогли "Беларуськалию" встать на ноги. Увеличение объемов производства в полтора раза дало прирост бюджета лишь на 5%. Это в правительстве называется "примером". МАЗ и БелАЗ могут поступить точно так же, но ведь это вопрос себестоимости. Так не получится, ведь калий – это сырьевой продукт.

По мнению президента, для поддержания стабильности экономики нужен кнут для чиновников и давление на работников.

Чиновник, который начинает чувствовать ответственность, начинает действовать строго по букве указаний.

Неужели в ситуации, когда проблему в заданных условиях невозможно решить, начать давить на чиновника, он начнет работать лучше? Наоборот. Чиновнику проще ничего никому не продать, чем взять на себя ответственность и потом оправдываться. Или купить чуть дешевле китайское, чем чуть дороже отечественное, но деньги при этом уйдут из страны. Систему стимулов довели до абсурда.

К тому же ротация кадров – это перемещение по кругу, а не санкции. Не справился тут – иди не справься там.

Когда основным механизмом управления называют кнут и давление, это означает, что не работает ничего больше. Но даже эти методы уже не действуют, а вызывают апатию. В общем-то, это значит, что управления нет. И судорожные, комичные решения говорят о серьезном сбое. А он происходит, когда из лабиринта нет выхода и поставлена нерешаемая в поставленных условиях задача.

Поправки в закон о ценообразовании


Раньше цены регулировались беспорядочно и кем попало. Теперь установлено только два условия, когда это может произойти и кто это может сделать. Регулироваться могут цены только на товары и услуги, произведенные в условиях естественной монополии. Регулирование будет осуществляться только в том случае, если субъекты злоупотребляют доминирующим положением. Цены нынче не могут устанавливаться произвольно. Это электроэнергия, газ, ЖКХ, железная дорога. Другое дело, что это уже неактуально, у нас осталось не так много регулируемых цен.

Мнение автора программы может не совпадать с мнением редакции TUT.BY. 

Следующая программа появится 10 июля.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-30%
-30%
-23%
-43%
-28%
-30%