Публичный счет


Партнер программы
В сельском хозяйстве, о котором так много говорит правительство и президент в последнее время, отразились практически все болезни нашей экономики: неэффективная система хозяйствования, связанная с отсутствием нормальных правовых отношений собственности, запутанная система управления, искаженная система ценообразования, господдержка. Поэтому так важно было решить проблемы в этой отрасли. Но и это не удалось. 

Однако создана система стимулов, которая фактически обязывает до конца 2016 года неплатежеспособные предприятия кому-то продаться. Ситуацию осложняет и мнимая стабильность. Политика плавающего курса означает, что не может быть даже короткого периода иллюзии богатства. Прошлая экономика не работает, нынешняя не может расти. В итоге выбрали практически то же самое. Курс становится все менее рыночным и все более управляемым. Было ясно, что без структурных реформ ничего не будет, только возврат к старому механизму возрождения кризиса. 
 
Вместо того чтобы заниматься надвигающимися проблемами, правительство занимается планами Беларусь-2030. Такими были основные темы 150-го выпуска программы "Экономика на пальцах".

Представляем полную аудио- и видеоверсию программы, а также текстовый конспект выпуска.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (390.65 МБ)


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (54.60 МБ)
Austrian Airlines - европейская авиакомпания с великолепным сервисом и австрийским гостеприимством на борту, один из самых пунктуальных перевозчиков мира. Летайте по более чем 130 направлениям по всему миру через Вену с минимальной стыковкой 25 минут.

Стоимость перелета из Минска в Европу, например в  Брюссель, Рим, Цюрих - от 208 евро (туда-обратно, все включено). Бронируйте онлайн: www.austrian.com

В сельскохозяйственных указах важно обратить внимание не на то, что принято, а на то, что не принято. В сельском хозяйстве отразились практически все болезни нашей экономики: неэффективная система хозяйствования, связанная с отсутствием нормальных правовых отношений собственности, запутанная система управления, искаженная система ценообразования, господдержка. Поэтому так важно было решить проблемы в этой отрасли.

Планировалось принять директиву "О повышении конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций". Директивы не несут в себе прямых указаний, но указывают на важность вопроса, которому посвящены. Судя по тому, что ее нет, значимость этой сферы снизилась в глазах президента.

В изданных указах банки должны предоставить отсрочку по основному телу кредита тем, кто выступит покупателем неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Если происходит безвозмездная передача имущественных комплексов хозяйственных организаций, эта мера считается внереализационными доходами.
 

Налоги плати через 4 года, а кредит отдавай – через 5 лет


С 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года обороты по реализации предприятий не признаются объектами налогообложения на НДС. До этого момента все колхозы должны быть реорганизованы либо в хозяйственные общества, либо в коммунальные унитарные предприятия. Строго говоря, колхозы не были государственными предприятиями, в отличие от совхозов. Колхозы создавались пайщиками, которые входили туда со своими земляными наделами, скотом. До конца существования СССР была прописана отдельная форма собственности – колхозы. То есть государство не вполне имеет право распоряжаться этим имуществом, которое юридически до сих пор принадлежит собственникам колхозов.

В хозяйственные общества преобразуются платежеспособные предприятия. При этом доли в уставном фонде распределяются между членами колхоза, выразившими письменное согласие выступить учредителями. По факту все должны были стать учредителями, за исключением случаев письменного несогласия. Кроме того, обладателем акций в хозяйственном обществе становится административно-территориальная единица района, на котором расположен колхоз. Доля исполкома не может быть меньше разницы между стоимостью неделимого фонда и уставным фондом общества. Чем хуже работает предприятие, тем эта разница становится больше и тем больше становится доля местных органов власти.

Если стоимость чистых активов колхоза меньше стоимости неделимого фонда и/или колхоз имеет не исполненные в срок обязательства по платежам в республиканский бюджет, доля местных органов власти может быть 100%. Одно дело перераспределение долей и совсем другое – превращение его целиком в государственное предприятие.

С самого начала этот указ подразумевался как чуть ли не введение фермерства и частной собственности на землю. У нас боролись с бесхозяйственностью. Одно дело, когда управленцем является тот, кому это принадлежит, и совсем другое, когда речь идет о наемном менеджере. В итоге появление хозяина осталось вне поля зрения. Вместо того чтобы создать частную собственность, доля даже самих пайщиков будет уменьшаться вплоть до ее полного исчезновения. Это движение в противоположном направлении.

Система стимулов создана таким образом, что до конца 2016 года неплатежеспособным предприятиям надо кому-то продаться. С учетом льгот и выделенных кредитов становится выгодно укрупнение предприятий. Одному относительно платежеспособному предприятию выгодно купить неплатежеспособное предприятие хотя бы ради льгот.

В указах отражен возможный порядок компенсации диспаритета цен. Финансовое положение конкретных предприятий от этого улучшится, но не решится проблема относительных цен. Какая разница, кто платит за диспаритет цен, если он продолжает существовать?

Еще важен порядок закупки продукции для государственных нужд, фактически введение предоплаты. Теперь заключается договор, и не позднее 60 дней с момента его заключения осуществляется предварительная оплата не менее 30% от всей стоимости. Договор поставки будет заключаться на основании письменного извещения о прикреплении поставщика к заготовителю. Если ты поставляешь продукцию в счет обеспечения государственных нужд, ты должен поставить ее конкретному предприятию. Предоплата в размере 30% - это фактически кредит, но займом она не считается. У заготовителя не возникает прав, фактически это перекладывание издержек из одного кармана в другой. Улучшаем финансовое положение производителей за счет переработчиков.
 

Чего не оказалось в указах по сельскому хозяйству?


Подразумевался проект указа "О некоторых мерах по оптимизации структуры управления сельским хозяйством". Сторонники реформ были за упразднение советской вертикали. Выше уровня вице-премьерства поддерживали позицию местных органов власти и советской вертикали. По факту не меняются ни отношения собственности, ни отношения правления.

Купить колхоз, даже убыточный, в действительности оказывается невыполнимой задачей. Зачастую у них нет документов на имеющиеся строения. Чтобы оформить их, нужны огромные деньги, которых у убыточных колхозов нет. Приватизация колхозов зарубится на этом этапе.

Видимо, подразумевается, что поможет объединение колхозов. Уменьшится число неплатежеспособных предприятий, при этом задолженность не списывается, а отодвигается. В процессе приготовления документов устранение бесхозяйственности и нарушение технологической дисциплины назывались основными источниками проблем. Но вопрос соблюдения технологических норм выпал из аграрной политики.

Получили послабления также для текущей деятельности хозяйств. Во всех остальных случаях речь идет о механическом слиянии ради получения льгот, которые откладывают проблему, или огосударствления колхозов. Сама логика постсоветской приватизации подразумевала, что государство продает свою собственность. Но в СССР, за исключением малой доли государственной собственности, остальная была общенародной и государству не принадлежала. Оно было наемным менеджером предприятий. Произошла хитрая подмена понятий. С сельским хозяйством ситуация еще более очевидная. Доля людей или их наследников, вошедших в колхоз, образовав его, может быть уменьшена едва ли не до нуля в результате плохой хозяйственной деятельности директора колхоза, который назначается советской вертикалью. Это вопиющая вещь с политэкономической точки зрения.

Захлопнулась лазейка, которая оставалась в рамках существующей системы власти и управления экономикой, куда можно было протянуть зародыш перестройки. И ее больше нет нигде, и это трагично. Это единственная сфера, где проблемы экономики можно было хотя бы актуализировать. Сейчас все стало окончательно ясно, и не осталось неопределенности в оценке того, как мы будем развиваться.

Казалось бы, наступил конец прошлой экономической модели, которая была основана на управляемом фиксированном курсе, прерывающемся катастрофическими корректировками. Теперь стало понятно: как только начинаются безобразия в экономике, через механизм давления на валютном рынке сразу получается автоматическая корректировка. Насколько вы проедаете внутри страны больше, чем зарабатываете, настолько обесцениваются ваши доходы. Политика плавающего курса означает, что не может быть даже короткого периода иллюзии богатства. Если вы стимулируете внутренний спрос на величину большую, чем вы можете заработать на внешних рынках, значит, кто-то на внешних рынках должен финансировать ваше избыточное потребление. Это ведет к уменьшению золотовалютных резервов и увеличению внешнего долга.

Стало ясно, что темпы экономического роста, которые может показывать наша экономика, и уровень зарплат, который она может генерировать без проблем на валютном рынке, неудовлетворительны. Это уже проблема не мирового финансового кризиса. На население, которое внезапно побежало в обменники, списать вину тоже нельзя. Если бы зарплата 500 долларов была заработана, государству не составило бы проблем их конвертировать. Теперь стало понятно, что это не конъюнктурный кризис, не "сами себе сделаете кризис": нельзя свалить дерево, если оно не гнилое. Это глубинная структурная проблема.

Это не значит, что люди плохо работают или предприятия плохие. Но при этом они могут получать только 300 долларов, а не 500, и перспективы роста – пара процентов в год. Это проблема макроэкономики и неэффективного распределения ресурсов, а не трудовой дисциплины, станков. Можно сколько угодно говорить об улучшениях ведения бизнеса в стране, но богатеют только особо приближенные к власти люди, крупные промышленники. И нет ни одной истории успеха человека, который сумел бы из малого бизнеса вырасти в большой без дружбы с властями.
 

Провальная модернизация


Прошлая экономика не работает, нынешняя не может расти. В итоге выбрали практически то же самое. Курс становится все менее рыночным и все более управляемым. Было ясно, что без структурных реформ ничего не будет, только возврат к старому механизму возрождения кризиса. Модернизация была своеобразной попыткой структурной перестройки. Когда стало ясно, что это ускорение социально-экономического развития, попытка решить макропроблемы на микроуровне. Очень быстро стало понятно, что эта модернизация, понимаемая как индустриализация, не работает без условий, в которых проводилась сталинская модернизация: без угрозы уголовного преследования директоров предприятий и без введения крепостного права.

Искажена система стимулов, распределения ресурсов и ценообразования. В этих условиях эффективность экономики в целом оказывается меньше, чем могла бы быть. Модернизация по факту провалена. Не желая признавать, что проблема находится на уровне экономических отношений собственности и управления, модернизацию решили распространять на более широкие сферы. В качестве главного критерия успешности модернизации называется количество потраченных на нее денег, а не финансовые результаты деятельности предприятий. Мы уже потратили 30 млрд долларов за несколько последних лет, это примерно половина текущего ВВП. В большинстве случаев по итогу модернизации мы как производили ненужное по той же технологии, так и продолжаем производить.
 

Цементная промышленность


Примером может служить производство цемента. Начинали, когда был дефицит при буме жилищного строительства. Сейчас мы производим излишек. Модернизация свелась к банальному увеличению выпуска. Мировые производители уже производят цемент по более передовой технологии, себестоимость которой ниже. Мы же производим слишком много и по старой технологии. Не зная, куда девать цемент, придумали, что теперь дороги будут цементобетонные.

Вице-премьер Анатолий Калинин "связывает объемы производства цемента с таким масштабным строительством, как устройство бетонных дорог повсеместно на территории Беларуси". На самом деле правильно было бы сказать "мы связываем устройство бетонных дорог повсеместно на территории Беларуси с объемом производства цемента". Глава государства поставил задачу строить не только бетонные дороги, но и молочно-товарные фермы, площадки для производства, цеховые основания. С использованием цементобетона возводить магистральные улицы средних и малых городов, главные улицы поселков и сельских населенных пунктов, улицы местного значения и проезды всех категорий, места хранения личного транспорта граждан на внутриквартальных территориях… Все, кроме пахотных полей, будет залито цементом. Раньше все закладывали плиткой. Плачут производители плитки.

То же самое с деревообработкой: деньги потратили, валютные кредиты грузом висят на предприятиях. Рентабельность предприятий - вблизи нуля или отрицательная. Долги, которые на них висят, больше, чем их операционная рентабельность. Предприятия физически не могут расплатиться с ними за счет прибыли. Срок окупаемости инвестиционных проектов – бесконечность.

Была задача заставить хозяйства работать в условиях бюджетных ограничений и равенства. Теперь модернизация становится механизмом, все более разделяющим частный и государственный сектор.
 

Стабилизация на валютном рынке


Львиная доля превышения продажи над покупкой была в первые месяцы этого года. Последние  месяцы она близка к нулю. Президент сказал, что "надо воспользоваться произошедшей стабилизацией". За каждой фразой "нужно воспользоваться" обычно следовали различные гадости. "Надо воспользоваться чемпионатом мира по хоккею, чтобы приучить к белорусскому пиву". Что подразумевается под этой фразой в данном случае? В большинстве случаев это означает, что страшное в понимании экономических властей позади, кризиса избежали. Значит, не нужно вести себя в режиме предотвращения кризиса, а можно расслабиться и начать заниматься прошлыми глупостями, которые и создают дисбалансы в экономике.

Это не стабилизация, а стационарное состояние дисбаланса. Не имея возможности лечить болезнь, мы пытаемся бороться с симптомами. Из-за болезни реального сектора Нацбанк не выдерживает параметры, которые сам на себя налагает. При этом ситуация не вполне стационарна: на макроуровне все стабильно, но на микроуровне ухудшается финансовое положение наших предприятий. На самом деле ситуация в целом ухудшается. Микроизменения катастрофическим образом со временем приводят к макроизменениям. Очевидно, что будет кризис. Вероятнее всего, он не будет протекать по модели 2009 года управляемой девальвации, набегов в обменники, а в какой-то другой форме.

Нахождение в стационарном неравновесном состоянии возрождает все практики, которые предшествовали предыдущей модели. К примеру, импортозамещение. До конца текущего года на 90 дней замораживаются средства, которые можно было получить по возврату НДС, для организаций, импортирующих и реализующих товары в неизмененном состоянии. Это налоговый метод борьбы с импортом.

У предприятий есть право на налоговый вычет. Получая его регулярно, можно импортировать следующий товар. Теперь же это может занять едва ли не половину оборота импортеров. Им придется либо ввозить позже, либо меньше. Стабилизация, в которой мы находимся, иллюзорна, в глубине происходит ухудшение на микроуровне. Последняя надежда на то, что мы можем лечить болезнь, а не симптомы, был вопрос с сельским хозяйством. Мы боимся заниматься надвигающимися проблемами и занимаемся планами Беларусь-2030. Но с первого же абзаца понятно, что работа равна нулю. Из слов вначале, что целью программы является устойчивое развитие экономики Беларуси, следует, что необходимо менять механизм нашей экономики, который постоянно генерирует кризисы. Задача – дотянуть до выборов в 2015 году любым возможным способом. Эта задача начинает решаться бридж-кредитами. Населению запретили пользоваться такими кредитами, а само правительство ими пользуется.

Мнение редакции портала TUT.BY может не совпадать с мнением Сергея Чалого.

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-20%
-10%
-10%
-30%
-50%
-28%