Личный счет


Александр Бенько,

По данным Федеральной миграционной службы России (ФМС) на февраль нынешнего года, на территории нашей соседки работало 2,3 миллиона мигрантов из Узбекистана, 1,5 миллиона — из Украины, 1 миллион — из Таджикистана, по 600 тысяч из Азербайджана и Казахстана, по 500 тысяч — из Кыргызстана, Молдовы и Армении. Белорусы оказались самыми "скромными": на территории России трудится всего около 390 тысяч наших соотечественников.

По неофициальным оценкам, численность только трудовых мигрантов в России равняется 5-6 миллионов, что на деле составляет примерно 7% от общего числа занятых в экономике. При этом следует заметить, доля лиц предпенсионного и пенсионного возраста, въезжающих в Россию на заработки, по данным ФМС, составляет почти треть от числа всех мигрантов.

В последнее время специалисты на постсоветском пространстве часто говорят про "мобильность пенсий".

Пособие должно "следовать" за работником, уверяют они, приводя в качестве довода опыт стран Евросоюза. Англичанин, переехавший на склоне лет в солнечную Испанию, получит свою британскую пенсию независимо от того, кто он по национальности и на каких предприятиях трудился всю жизнь. Его пособие попросту "экспортируют" по новому месту жительства. А делать карьеру сразу в двух-трех странах ЕС, как выясняется, даже выгодно. По существующим правилам, пенсионер в каждой из них приобретает право на минимальные пособия по социальному обеспечению, и общий размер его ежемесячной пенсии заметно повышается.

В условиях, когда страны СНГ заключают все новые и новые интеграционные союзы, казалось бы, решать такие вопросы должно стать проще и у нас. Но пока все происходит далеко не так. Недавно были опубликованы данные Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) и Всемирного банка (программа МИРПАЛ). Изучая проблемы мобильности пенсий в рамках ЕЭП и СНГ, эксперты пришли к выводу: унифицировать пенсионное законодательство нашим странам предстоит еще очень долго. В странах бывшего СССР отличаются по структуре сами пенсионные системы, различен и возраст выхода на пенсию, варьируются величина и источники отчислений в пенсионные фонды. Между тем в условиях, когда через границы государств Содружества ежегодно легально или не очень мигрируют миллионы людей, проблема становится все острее…

— Возможность полноценной и безрисковой передачи профессиональных пенсионных прав и активов трудящихся между странами-донорами и странами-реципиентами чрезвычайно важна как для самих мигрантов, так и для устойчивого развития экономик стран, вовлеченных в процесс евразийской экономической интеграции, —
отмечает важность вопроса руководитель ЦИИ ЕАБР Евгений Виноградов. — К сожалению, на сегодняшний день есть несогласованность в законодательных системах и пенсионной политике стран постсоветского блока. Трудности в зачете трудового стажа и отсутствие механизма мобильности пенсий не стимулируют мигрантов, которых сегодня немало в наших странах, работать в формальном секторе.

Социологи, говоря об особенностях трудовой миграции, давно по аналогии с медициной используют термины "страна-донор" и "страна-реципиент". Все происходит, как на операционном столе: одни страны, в которых уровень жизни ниже, а рынок труда — скромнее, с удовольствием "поставляют" трудовые ресурсы на соседние рынки. На постсоветском пространстве в этом смысле все понятно: реципиентом выступает Россия, чуть в меньшей степени — Казахстан.

Имеет эта "медаль" и обратную сторону. Говорить ведь о том, что наша восточная соседка с удовольствием примет всех и вся, тоже не стоит. Ввиду сокращения собственных трудовых ресурсов и старения населения она заинтересована в том, чтобы приезжали именно легальные квалифицированные кадры, готовые работать по официальным договорам и делать отчисления в пенсионные и медицинские фонды.

Эксперты считают, что проблему мобильности пенсий надлежит решать путем введения в ЕАЭС общего пенсионного пространства. Но практическая реализация этого проекта проблематична — на данный момент общая координация между странами и пенсионными фондами вовсе не развита.

Во Всемирном банке предлагают сразу два решения. Первое предполагает полное заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта ЕС. Пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившийся за ней, однако система учитывает трудовой стаж человека во всех странах, где он работал. Расчет же ведется по правилам и законам страны, начисляющей и осуществляющей пенсионные выплаты. Этот вариант не требует сложного механизма по установлению пенсий, так как они назначаются и платятся в соответствии с текущим нормативно-правовым законодательством той страны, где живет в данный момент человек, обратившийся за выплатой. Но тут есть щекотливый момент: если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат вдруг остаться там на постоянное место жительства по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий ляжет на эти страны. То есть экономика России и Казахстана может попросту "лечь", пытаясь прокормить таджикских, узбекских и прочих пенсионеров.

Второй вариант предполагает принцип пропорционального начисления. В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий и учета трудового стажа, а также пенсионных отчислений гражданина. Но тогда придется создавать единую систему учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах. То есть наладить между пенсионными фондами эффективную коммуникационную систему для быстрого обмена информацией. В дополнение нужно будет создавать и систему взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран.

Кстати, на территории СНГ уже действуют два основных механизма. Первый предусмотрен соглашением от 1992 года и регулирует взаимоотношения между Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Арменией. При переезде из одной страны в другую пенсия должна выплачиваться в стране проживания. Стаж, приобретенный на территории иных государств, идет в зачет при условии отчисления страховых взносов в пенсионный фонд того государства, где человек трудился. Второй механизм действует только в отношении России и Беларуси. Он прописан в Договоре от 24 января 2006 года. Согласно этому документу пенсия назначается на территории той страны, где человек выполнял какую-либо работу. При переезде выплата пенсии продолжается. Кроме того, возможна пропорциональная выплата пенсии двумя странами.

КСТАТИ

Анализ демографической структуры населения стран СНГ свидетельствует о том, что самая высокая доля лиц пенсионного возраста наблюдается в России и Беларуси (13—14 %), за ними следует Казахстан (7 %). В Кыргызстане и Таджикистане количество граждан пенсионного возраста в несколько раз ниже (3—4 %). При этом доля лиц до 14 лет в России составляет всего 15 %, тогда как в Казахстане и Кыргызстане она практически вдвое выше (25 % и 29 % соответственно). В Таджикистане число людей в возрасте до 14 лет составляет примерно треть от населения в целом (36 %). Это говорит о том, что в будущем Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан в меньшей степени будут сталкиваться с проблемой старения населения и недостатком рабочей силы, покрывающей своими отчислениями расходы на пенсионные выплаты.

В то же время в Беларуси, Украине, России и Молдове можно ожидать серьезных проблем с обеспечением трудовыми ресурсами и пополнением пенсионных фондов.

Как у них

Начисление пенсии по возрасту в странах Евросоюза происходит следующим образом:

— если человек работал в нескольких странах ЕС, он имеет право получать пенсию и иметь стаж за работу в каждой из этих стран. При этом обращается он за пенсией в той стране, где живет на момент выхода на пенсию (если работал в ней хоть сколько-нибудь);
— если человек живет в той стране ЕС, где он никогда не работал, он должен запрашивать пенсию в последней из стран, где работал;
— пенсионный фонд страны, где человек живет (или работал в последнее время), присылает по запросу специальную форму, где указывается весь стаж по странам. Ее нужно сдать в фонд, как минимум, за полгода до наступления пенсионного возраста, чтобы успели сверить все данные в единой системе;
— если в странах, где человек работал, пенсионный возраст наступает в разное время, это может вызвать проблемы. Так, если человек подает на пенсию в 60 лет, как в стране своего гражданства, а в стране пребывания пенсионный возраст начинается позже (например, в 67, как во Франции), то ему будут платить пенсию, но очень маленькую (прожиточный минимум), а нормальную — только по достижении местного пенсионного возраста;
— если человек работал в нескольких странах, то сначала пенсионный фонд каждой из этих стран подсчитывает причитающуюся ему пенсию по своим законам;
— затем пенсионный фонд получает данные из других фондов и вычисляет, основываясь на стаже и заработной плате, сколько должен был бы получать человек, если бы он проработал все время в этой стране;
— эти цифры сравниваются, и выбирается та, что выше. Пенсию выплачивает только одна страна, но руководствуясь вышеописанной системой подсчетов.
Комментарий в тему

Ирина НОВИКОВА, завкафедрой экономической теории Академии управления при Президенте, доктор экономических наук, профессор:

— О проблеме мобильности пенсий знаю не понаслышке. С этим столкнулась моя близкая подруга. Они с мужем переехали из Минска в Москву, и, когда оформляли пособие, им было предложено два варианта: полностью получать российскую пенсию либо же разделить ее на части и получать 50 % белорусской и 50 % российской. На тот момент они предпочли второй путь. В этом отношении существующее законодательство достаточно продумано и, самое главное, работает. Но есть и сложности. Теперь, пожив в Москве, подруга говорит, что нашу пенсию получать уже невыгодно, но на первый вариант выплаты перейти невозможно. Если бы был отлажен механизм мобильности пенсий, таких проблем бы не возникало.

Россия в ближайшие годы будет поднимать уровень жизни своих граждан, вырастут и пенсии. Остальные страны СНГ последуют тем же путем, но очевидно, что делать это они будут медленнее. Вот поэтому проблема может оказаться неразрешаемой. Ведь Россия может столкнуться с тем, что придется платить пенсии российского уровня таджикам, узбекам, киргизам, и это ляжет большим грузом на ее бюджет. В этом вопросе странам СНГ следует смотреть на Евросоюз, ведь не забывайте, что наше евразийское объединение в каком-то смысле проходит те же этапы, какие в свое время проходили европейцы. Надо просто проанализировать, как они решали эти проблемы. Не думаю, что пенсии в Румынии равны тем, что существуют во Франции. 
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-41%
-40%
-20%
-10%
-25%
-25%
-20%
-30%
0058415