Публичный счет


Елена Спасюк,

Правительство Беларуси всерьез намерено повысить с 2015 года подоходный налог – на один процент (до 13%). При этом прикрываются заботой о детях и повышении рождаемости: дополнительные средства якобы пойдут на проект "Большая семья". На деле же таким образом пытаются просто латать дырки в бюджете.
 
Президент Беларуси Александр Лукашенко считает возможным поднять ставку подоходного налога до 13%, направив образовавшиеся дополнительные средства на поддержку семей с детьми в рамках проекта "Большая семья". "Не понимаю, кто здесь может возмущаться: это же для твоего ребенка! …Но если у тебя один - извини. Кто хочет что-то от этого процента получить, пусть троих рожает", - объяснял глава государства на специальном совещании 21 августа.
 
Вероятно, решение об увеличении подоходного налога с 12 до 13% уже согласовано на всех уровнях. Как о почти уже решенном вопросе говорил об этом в интервью телепрограмме "Главный эфир" канала "Беларусь 1" и вице-премьер Анатолий Тозик.

Проект "Большая семья" рассчитан на пять лет. В рамках программы предлагается при рождении третьего и последующих детей начислять 10 тысяч долларов на депозитный счет. Использование этих средств будет возможным по достижении ребенком 18 лет – их можно будет направить на улучшение жилищных условий, образование, услуги здравоохранения и формирование дополнительной пенсии матери. Сумма будет учитываться в валюте и ежегодно индексироваться на уровень инфляции доллара, поэтому с учетом ежегодной индексации через 18 лет семья получит ориентировочно 14 тысяч "зеленых". До исполнения ребенку 18 лет деньги могут быть использованы только в чрезвычайном случае – для оказания сложной медицинской помощи любому члену семьи. 

Но откуда брать средства на такой проект? Тозик объяснил: "Ничего из ничего не бывает. Это огромные деньги, которые нужны сегодня для поддержки семей, для поддержки детей. Часть у нас есть в бюджете, а часть, скорее всего, что будет принято решение о том, чтобы установить для всех норму подоходного налога в 13%. Все эти деньги, как подчеркнул президент, до одного рубля, будут уходить только на эти цели".

Правительство предлагает начать проект 1 января 2015 года. Источником его финансирования станут средства фонда национального развития, которые оцениваются в 1,8 триллиона рублей ежегодно. За период действия проекта будет израсходовано порядка 700-800 миллионов долларов. А чтобы проект был окупаем, средства, зачисленные на депозитный счет матери в ОАО "АСБ Беларусбанк", передадут в управление Банку развития, который будет вкладывать их в экономику.

Проектом предлагается также предоставить возможность гражданам при рождении четвертого ребенка самостоятельно сформировать депозитный счет и положить на него до 5 тысяч долларов, такую же сумму внесет и государство.

Эксперты называют утопичной саму идею, что семьи станут заводить больше детей только потому, что по достижении одним из них 18 лет на счету у матери будет сумма около 14 тысяч долларов. Ведь расходы на воспитание ребенка семье придется нести в течение всех этих 18 лет, и затраты на это будут несоизмеримо больше получаемой потом суммы. Создается впечатление, что "Большая семья" является лишь прикрытием для пополнения бюджета и перекладывания денег из одного государственного кармана в другой с неизвестной для широкой общественности целью.

Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц признает всю остроту проблемы наполнения бюджета: "Бюджетных источников для выполнения текущих государственных программ и задач не хватает. Речь идет о недостающих триллионах белорусских рублей". В такой ситуации, говорит он, к увеличению подоходного налога необходимо относиться как к данности. В противном случае с дефицитом бюджета придется справляться через внешние заимствования, что в нынешних условиях непросто, или даже проводить девальвацию.
 
В то же время Гриц прогнозирует негативную реакцию со стороны бизнеса, на котором "увеличение любых налогов сказывается плохо". Он также обращает внимание на то, что сам механизм повышения налога противоречит директиве президента № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". Ведь там определено, что нормативные правовые акты, изменяющие условия ведения бизнеса, должны входить в действие не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования и должны заранее обсуждаться в бизнес-сообществе.
 
Это обычная практика, отмечает глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин, случаи невыполнения директивы № 4 уже были. Последний пример – поправки в Налоговый кодекс и другие нормативные акты по вопросам налогообложения, президент подписал их 31 декабря 2013 года. Вступили в действие они 1 января 2014-го, а были опубликованы лишь назавтра после подписания. "Так что директива № 4 уже нарушалась. Беда в том, что нет механизмов контроля выполнения директивы, не определены санкции за ее неисполнение. Да и весь процесс принятия решений в Беларуси крайне непрозрачен. И трудно определить сегодня, является ли "Большая семья" очередным популизмом власти, лишь поводом для увеличения налогов, или же действительно правительство намерено использовать собранные средства на детей", – говорит эксперт. 

По мнению Балыкина, важно другое: подоходный налог не является бюджетообразующим: "Слишком небольшие доходы у белорусов, чтобы решать фискальные бюджетные проблемы за их счет. Одним словом, поднять ставку подоходного налога на 1% и залатать дыры в бюджете не получится".

Однако для граждан это все же чувствительный удар по семейному бюджету. Согласно расчетам экспертов проекта "Кошт урада", в результате повышения подоходного налога и акцизов каждый работающий белорус в среднем заплатит в 2015 году в бюджет дополнительно около 1 165 000 белорусских рублей (116 долларов США). Всего же будет собрано "сверх" около 5,3 триллиона рублей (около 514 миллионов долларов), в том числе только за счет повышения подоходного налога – 2,5 триллиона (примерно 242 миллиона долларов). За пять лет это составит более 1,2 миллиарда долларов. А на проект "Большая семья", которым и оправдывается повышение подоходного налога, планируют направить в этот период 700-800 миллионов. То есть даже если государство выполнит это свое обещание, то получит "чистую прибыль" в размере 400-500 миллионов долларов.

"Государство часто под благовидным предлогом решает свои проблемы за счет граждан, – отмечает Владимир Ковалкин, руководитель проекта "Кошт урада". – Не стало исключением и нынешнее увеличение подоходного налога на один процент"

Согласно данным экономического обозрения Национального банка, в первой половине 2014 года продолжалось снижение показателей чистой прибыли и прибыли до налогообложения в экономике. "Проблема эта не нова, и существенное снижение прибыли у предприятий началось еще в 2013-м году, что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль. Это значит, что снижается эффективность работы бизнеса ввиду политики, проводимой нашим правительством. В результате появляется проблема с наполнением бюджета, которую правительство и пытается как-то решать", – объясняет эксперт. 

Ну а самый легкий способ – залезть в карман сограждан. Что мы сейчас и наблюдаем.
Нужные услуги в нужный момент
-40%
-15%
-25%
-20%
-15%
-20%
0058774