КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия

Личный счет


/ Павел Свердлов,

В . Сергей Чалый попытался объяснить, что это такое и почему их не стоит бояться. Буквально на этой неделе тема получила свое продолжение, но уже из .

Подробному анализу понимания реформ нашими экономическими властями мы занимались в очередной программе "Экономика на пальцах". Также в программе изучим условия получения .

Как обычно, помогал Сергею журналист Павел Свердлов. Оставляйте ваши мнения и вопросы в твиттере с хэш-тегом #ЭнП, наиболее интересные мы используем в программе.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (49.19 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (325.17 МБ)

Российское правительство подписало соглашение о предоставлении Республике Беларусь государственного финансового кредита. Кредит равен сумме, эквивалентной 1 млрд 550 млн долларов, и выделяется в российских рублях. Погашаться и обслуживаться он будет также в российских рублях.

В конце декабря 2013 года президент РФ обещал нашему президенту дать 2 млрд кредита. Притом министр финансов РФ тогда говорил, что из бюджета может быть выделено только 450 млн, а оставшаяся сумма будет из других источников. 29 декабря пришло 440 млн долларов, но это был не межгосударственный кредит, а бридж-кредит, переждать, пока подойдут основные силы. В июне мы получили еще один бридж-кредит на 2 млрд долларов. Минфин отчитался по первому бридж-кредиту на 440 млн долларов.

Тогда же возник вопрос, из каких денег отдали этот долг. Либо это были средства из тех 2 млрд, либо пришли межгосударственные 450 млн. В пользу второй версии говорит величина - 1 млрд 550 млн. Из двух обещанных млрд 450 млн уже было выделено, и сейчас неожиданно приходит оставшаяся часть из 2 млрд. То есть 450 млн пошли на погашение 440 млн. Это означает, что бридж-кредит в 2 млрд по-прежнему остался непогашенным. Иными словами, справедлива версия, что мы уже не только ждем подхода основных сил и перебиваемся бридж-кредитами, а ими и питаемся. За неполный год мы взяли у России почти 4,5 млрд.

Условия получения кредита


По слухам, по тем 440 млн долларов мы заплатили около 14 млн долларов процентов за полгода пользования этим кредитом. Это примерно 6,5% в год по бридж-кредиту. Это примерно столько же, сколько стоят наши долги на внешних рынках. Минфин считает этот процент высоким. Мы не знаем условий 2-миллиардного кредита, подозреваю, что существенно выше из-за величины кредита.

Последний раз мы получали российский межгосударственный кредит в 2007 году. 3 млрд выделялись под процентную ставку, равную стоимости фондирования РФ на международных рынках. Это была средняя стоимость того, какую процентную ставку имела бы Россия, если бы выходила на внешние рынки. Кредит выделялся в долларах. Срок действия – 10 лет. 3 года - льготного периода.

В декабре мы получили кредит в 450 млн долларов. Все платежи проводились белорусской стороной в долларах. Обслуживание долга осуществлялось два раза в год по ставке 4% годовых. Условия были практически близки к тем, под которые выделялись средства в 2007 году.

Сейчас выделен кредит в эквиваленте 1,5 млрд на цели погашения и обслуживания государственного долга и пополнение золотовалютных резервов. Первый платеж должен быть 15 января 2019 года. Снова есть трехлетний грейс-период. Величина процентных платежей будет рассчитываться по ставке, равной среднеарифметической доходности всех обращающихся на фондовом рынке ОАО "Московская биржа" облигаций федерального займа РФ.

За это время Россия оказалась под санкциями. Доступ к внешнему финансированию у банков России закрыт. Даже синтетические займы оказались недоступны для них. Недостаток валютной ликвидности у коммерческих банков в России сейчас чувствуется достаточно остро. Я думаю, в связи с этим у российских компаний остается возможность финансироваться только через внутренние займы или у стран, которые не присоединились к санкциям, например, у Китая.

Облигации федерального займа – купонные облигации. Есть кривая доходности, которая высчитывает, какой доходности были бы эти облигации, если бы они были бескупонными. Это позволяет оценить, сколько стоят деньги для федерального бюджета на внутреннем рынке в зависимости от того, какой длительности деньги требуются федеральному бюджету. В основном это 9,5% против прежних 4%.



Все было бы хорошо, если бы Россия действительно получала деньги по этой ставке. Минфин отменил девятый подряд аукцион ОФЗ по причине неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Ставки за неделю прибавили еще 15-20 базисных пунктов. По мере того как начинают действовать санкции, растет спрос на внутренние займы. Нам уже дают в долг, чтобы мы рассчитались по предыдущим долгам. Условием выдачи кредита является обслуживание предыдущих долгов. Весной доходность выросла, а к лету упала. Вторая волна роста началась к осени, и он связан с ухудшением макроэкономической ситуации в России в связи с санкциями.

Мы просили межгосударственный кредит на условиях, близких к тому, который был в 2007 году. В ожидании этих 2 млрд мы готовы были занимать под высокие процентные ставки. Они должны были быть высоки специально для того, чтобы бридж-кредиты, которые мы взяли, были быстро отданы, когда придут основные деньги. Теперь выясняется, что короткий бридж-кредит нам стоит дешевле, чем десятилетний межгосударственный. Очень нужны деньги. Важна не абсолютная величина процентной ставки, а способность отдать эти деньги. Экономика должна расти быстрее, чем наш долг.

В нынешней ситуации 15 января 2019 года, когда мы должны начать выплачивать кредит, это примерно то же самое, что никогда. Такой у нас горизонт планирования. Россия, находящаяся под санкциями, не готова сама занимать, а мы, под этими санкциями не находящиеся, готовы брать эти деньги. Санкции прямо сейчас сказываются на стоимости денег, и для нас она такая же, как для РФ. Мы сами себя в отношении с Россией наказываем так, как не наказывают Россию.

Понимание структурных реформ Всемирным банком и правительством


Всемирный банк высказывался о продолжении сотрудничества, и он готов помочь наработками, специалистами, частично финансированием. Вице-президент Всемирного банка Лора Так: "Беларуси необходимо принять ряд решительных мер в области экономической политики, чтобы обеспечить продолжение экономического роста на предстоящие несколько лет, несмотря на сложную внешнюю среду".

В середине августа белорусские специалисты обновили план совместных действий правительства и Нацбанка, который посвящен устойчивому развитию экономики Беларуси. Можно сравнить, насколько разные вещи имеют в виду Нацбанк и Всемирный банк, говоря об одном и том же. Николай Снопков подчеркивает важность оказания государством социальной поддержки как населению, так и субъектам хозяйствования, которые могут столкнуться с рисками при проведении структурных реформ.

Региональный директор Всемирного банка: "Учитывая особенности белорусской экономики, нужно думать, как создать равные условия для всех субъектов хозяйствования. Это значит, что нужно реформировать государственный сектор, чтобы он меньше давил на другие сферы экономики и бюджет". По ее словам, Беларуси также нужно динамичное развитие частного сектора. "По мере развития частного сектора появится много новых рабочих мест с хорошей зарплатой, и это в целом будет способствовать укреплению экономики. Социальная защита нужна по мере выравнивания тарифной политики".

Голос форума:

aleks98 (17.09.2014 21:43) писал(a):
Регулярно слушаю передачу, очень нравится, но иногда огорчают различные нестыковки. Вдогонку прошлой передаче о структурных реформах. Как я понял, Сергей утверждает, что невозможно параллельное развитие государственного (казенного) и частного секторов промышленности на том основании, что госсектор оттягивает на себя финансовые ресурсы и не дает частному возможности финансироваться. Вот статистика. http://myfin.by/stati/view/3885-kreditnodepozitnaya-saga-iyul-v-mestnom-izmerenii - кредиты на 1.08.2014 в млрд. белорусских рублей: госсектор - 52 988 ($5,3 млрд ); "частник" - 27 580 ($2,8 млрд ); население - 57 297 ($5,8 млрд ); небанковские фин. организации - 633 ($0,7 млрд ). Автор обзора отмечает: "Частный сектор, как известно, глобально ограничен в своих возможностях в плане участия в госпрограммах с льготированием процентных платежей. А значит он более осторожный и мобильный: если нет надежды не прогореть, зря долги наращивать не будет. После майского застоя он показывает неплохой аппетит и получает ресурсы в должной мере". То же в инвалюте ($млрд) http://myfin.by/stati/view/3891-kreditnodepozitnaya-saga-chast2-vse-derzhitsya-na-valyutnyh-vkladah-naseleniya : госсектор - 7,622; "частник" - 6,2;... население - 0,072; нфо - 0,147. Видно, что "частник" предпочитает кредитование валютное. Не знаю, какова в отчете структура "частника", но как бы то ни было, цифры впечатляют - "частник" дышит в затылок госсектору. С другой стороны, можно взять любой банк, а всего их 32, и увидеть, как он рекламирует кредитование бизнеса. Какой вывод? Нет ограничения "частника" в финансировании. Вопрос в стоимости. Но процесс идет: https://news.tut.by/economics/415162.html . Частный бизнес вполне может развиваться и развивается рядом с госсектором, конкурируя с ним, сейчас главным образом за людские ресурсы. Приватизация идет своим естественным ходом, частный бизнес набирается опыта и вытесняет неэффективные предприятия, свежие примеры на слуху. Предпочтительней выглядит приватизация как ЗАМЕЩЕНИЕ, а не чубайсовского типа. Эволюция - сила.

Дмитрий_Фёдоров 18 сентября 2014 в 02:44 из Беларуси

Я бы сказал, вопрос с подвохом. И ворох данных. Во-первых, начну с того, что экономисты практики, а так же экономисты теоретики. Экономисты теоретики создают модели, используя математический или логический аппарат. Есть экономисты практики, которых возможно большинство, которые используют теоретические модели и общепринятые экономические теории. 1. Если говорить о параллельности, то представим теоретически на одной улице в каком-то населённом пункте одно казённое предприятие, а другое частное коммерческое. Допустим оба предппиятия работают в сфере розничной торговли. В случае кредитования оба обращаются в отделение например Беларусбанка. И тут Белорусбанк льготный кредит почти с нулевой ставкой предложит конечно государственному. А частному придётся выбирать либо по коммерческой ставке 30% и выше, либо в валюте также по коммерческой ставке с отсюда вытекающими валютными рисками. Хотя в жизни параллельность встречается. Например Свободные Экономическая Зона. У нас 5 или 6 СЭЗ и там видимо государственных предприятий нет. Но СЭЗ были в 1960-1970 в Африке и в 1980-1990 в Китае, где создавались особые условия в основном для западных ТНК. Как вариант для переходного периода неплохой. Но наша экономика видимо выросла с коротких "штанов" и давно требуется более масштабное решение. Я смотрел по вашей ссылке данные. Я обратил внимание, что с 1 января 2014 тенденция сокращения рублёвого кредитования. С 1 января 2014 кредитование увеличилось благодаря частному сектору. Эти данные странные. Видимо, здесь не только причина низкие процентные ставки по валютным кредитам, но и частные компании совершают внешне-экономические сделки. То есть тот, кто берёт кредит в валюте, должен либо оплатить импорт, либо оплатить импорт для последующего реэкспорта/экспорта. Очевидно госсектор получит кредиты и в валюте по льготной ставке. Интересно было бы увидеть, какой отрасли экономики эти предприятия и какой их размер. Но проблема, которая очевидна и о которой говорит Чалый, что в данной ситуации Правительство дефакто является заёмщиком на рынке кредитных ресурсов, конкурируя со всеми за право обладания кредитными ресурсами по самой низкой процентной ставке. В результате, всем остальным частным организациям и домашним семьям достаются коммерческие кредиты на рыночных условиях, в которых в размере ставки учитывается редкость, что выражается в более высокой кредитной ставке, чем среднерыночная, которая бы учитывала среднюю доходность. Банки наверняка в подобных коммерческих кредитах учитывают и более высокие риски, так как ставки выше среднерыночных, завышая ещё больше проценты по кредитам. Подобная кредитная политики в конечном счёте отражается на издержках частных предприятий, ограничивает искусственно рост частного сектора. А что касается домашних семей, то они вынужденны пользоваться дорогими потребительскими кредитами, что значительно снижает их покупательную способность. Подобная льготирование кредитов для госсектора может быть в случае кризисного состояния экономики. Но правительство не считает ситуацию кризисной. Если так, то какой смысл постоянно стимулировать часть предприятий льготными кредитами? Надо давать всем и частному, и государственному секторам кредиты на равных условиях. Тогда будет естественная санация экономики происходить. А частный сектор возможно сможет наконец открывать производства и финансировать организацию производств инновационных товаров, что требует долгосрочного инвестирования.

Детали мер по обеспечению устойчивого развития


Всемирный банк предлагает равные условия хозяйствования, реформу государственного сектора, развитие частного, и только потом помощь тем, кто пострадал в этих условиях. Но Лора Так фактически говорит о том, что рынок сам поможет им, потому что появятся новые рабочие места. Имеет смысл говорить о помощи только для тех, кто останется за бортом всего этого процесса.

По словам Николая Снопкова, разработана концептуальная стратегия создания и функционирования специальной организации содействия развитию малых и средних предприятий. Она сама будет осуществлять выдачу льготных займов.

Для ее создания Минэкономики рассчитывает получить от Всемирного банка инвестиционный заем до 40 млн евро. Это такой Банк развития для маленьких? Мы создали ситуацию, когда нормальное предприятие не может получить кредит в нормальных банках. Для "своих" создали систему финансирования под особые проценты. Теперь вместо того чтобы менять всю систему, предлагается создать еще один способ обойти дисфункциональную существующую систему.

Всемирный банк под структурными преобразованиями подразумевает разделение функций государства как регулятора и собственника, пересмотр механизма оказания государственной поддержки.

Правительство же считает, что нужно отказаться от предоставления индивидуальных решений, а переходить к отраслевым и секторальным. При этом господдержка будет предоставляться на конкурсной основе, независимо от форм собственности. Логика того же специального института сохраняется: мы не убираем механизмы, которые создают неравенство, а позволяем другим получить право приобщиться к этим механизмам. Помощь будет оказываться в рамках приоритетных госпрограмм, приоритетность которых будет определять государство. В итоге экономические ведомства ожидают, что вырастет эффективность господдержки.

Правительство планирует передать решения о реализации государственных программ в исключительную компетенцию президента. Насколько этот режим лучше предыдущего? Какие-то положительные вещи будут: от каких-то программ откажутся, объем господдержки уменьшится. Но правительство ставит само себе задачу повышения эффективности использования государственных средств в этих механизмах. Неужели они думают, что если дать президенту возможность определять приоритетные направления, это резко повысит эффективность?

На самом деле план перпендикулярен тому, что требуется. Важный вывод, который нужно было сделать с самого начала и который делается везде: государство не может эффективно определять направление инвестиций. Не его это задача. Определять, куда вкладывать деньги, - задача тех, чьи это деньги.

Идея, что государство по-прежнему всем управляет и направляет, никуда не девается. Суть этого плана не в реформе структуры, а в максимальном повышении эффективности действующих государственных предприятий. О развитии частного сектора в плане практически ничего нет.

В этом плане по сбалансированному развитию экономики напрямую предусмотрена разработка стратегии развития валообразующих госпредприятий с целью повышения их эффективности. Это совсем не то, о чем говорит Всемирный банк.

Голос форума:

Бабуся_Ягуся (18.09.2014 20:07) писал(a):
Почему мы слушаем специалистов всемирного банка? Они что, анализировали ситуацию в республике? У нас что, достойных людей мало? На каком основании они позволяют себе командовать в чужой стране?

Анеллена 18 сентября 2014 в 21:18 из Беларуси

Потому что потому. Большего идиотизма, чем в советах этой организации, трудно придумать. Политика замораживания зарплат приводит только к тому, что население меньше покупает, предприятия соответственно, меньше продают и затем меньше производят, потом сокращают людей, которые еще меньше начинают покупать, после чего предприятия могут продать еще меньше продукции... Витки по конической спирали - как водоворот, до самого дна. Помнится, в 90-х Лукашенко с этого начинал - просил пояса затянуть. Еще немного тогда такой политики - и пояса затягивались бы уже на шее. Глупый он тогда был, неопытный. Теперь заматерел, долгов набрал, кредитов. Но маловато. Может быть, потому, что дают неохотно. А надо бы побольше, как и все развитые страны - ЕС, США. Чтобы пожить по-человечески перед концом света. Третья мировая - она все долги спишет.

Подорожание стоимости услуг ЖКХ


Правительство планирует, что для устранения перекрестного субсидирования население станет полностью возмещать затраты на оказание ЖКХ в 2017 году. За счет того что тарифы на ЖКХ и электроэнергию для населения дешевле, чем себестоимость, для предприятий они дороже. Они фактически платят за население.

Но первичным перекрестным субсидированием является гораздо более серьезное явление – поддержка всей остальной экономикой, включая и физические лица, неэффективного государственного сектора экономики. Деньги эффективных предприятий отдаются неэффективным предприятиям. Функция этих предприятий не коммерческая, они поддерживают избыточную занятость и платят людям пособия по скрытой безработице.

Доходы населения столь низки именно потому, что неэффективна в целом вся экономика из-за этого гигантского механизма перекрестного субсидирования. Затем чуть-чуть отдается назад.

Когда правительство говорит о решении проблемы перекрестного субсидирования, оно видит только соринку, не замечая бревна. Теми мерами, о которых мы говорим, эффективность экономики повышена не будет. Деньги не станут лучше тратиться оттого, что президент начнет определять, куда их тратить.

Так будет до тех пор, пока будет осуществляться социальная поддержка убыточных предприятий. Государство на самом деле должно населению больше, но забирается и то, что есть. Основное бремя системных реформ несет население. Мало того что система не позволяет нормально зарабатывать, так еще отбирают маленькие подачки, которые были в рамках этой системы. А делают это для того, чтобы она продолжала существовать. Расходы на ЖКХ вырастут четырехкратно, и для многих категорий населения это будет уже треть или половина их доходов.

Когда Прокопович говорил об НДС, стоял вопрос, где взять деньги в бюджет. Выяснилось, что с предприятий эти деньги брать не надо: "В целом следует не повышать налоги для предприятий, а создавать условия, чтобы они становились более платежеспособными". В последнем плане нет повышения НДС для предприятий, а повышение налога на доходы физических лиц осталось.

"Беларусь-2030"


Скоро начнется обсуждение стратегии развития экономики до 2030 года. Мы знаем, как достигается сбалансированность: у населения забираются существующие подачки, повышаются налоги, потому что нужны длинные деньги, и только президент определяет, куда эти деньги вкладывать. Раньше у нас было социальное государство для населения, а теперь уже даже министр экономики говорит о социальной поддержке убыточных государственных предприятий.

В тезисе о совершенствовании институциональной среды и формировании благоприятного бизнес-климата снова фигурирует избыточное вмешательство государства в экономику, равная конкуренция для всех форм собственности. Но мы знаем, что под этим подразумевается равная конкуренция за доступ к кормушке.

В программе до 2030 года две стадии. "В процессе выработки проекта эксперты пришли к выводу, что при нынешнем положении дел в стране достичь описанных приоритетов достаточно сложно. Сначала необходимо подготовить для этого институциональную и экономическую базу. Поэтому стратегия подразумевает два этапа: до 2020 года будут создаваться необходимые условия и производиться возможные экономические преобразования". Целая пятилетка - на создание необходимых условий и возможные экономические преобразования.

С 2020 по 2030 год будет строиться новая экономика. То есть первый этап подразумевает структурные преобразования: отказаться от функций хозяйственного управления, переход на индикативное планирование, равный доступ к ресурсам. То же самое надо делать в 2014-2015 году.

"В целом на этом этапе планируется приблизиться к решению большинства острых проблем, которые…" Пять лет приближаться к решению острых вопросов, которые существуют в экономике сейчас! Период с 2020 по 3030 годы будет ознаменован переходом к социально ориентированной экономике.

То есть до этого она будет не социально ориентированной.

Все это делается для того, чтобы в нерыночных условиях продолжать жить нерыночному сектору экономики. И только период с 2020 по 2030 год будет ознаменован переходом к социальной экономике. А до этого кормить никто не обещал.

Дожить бы до 2020 года через все структурные перемены…

Мы поступаем вопреки тому, что говорилось в прошлой передаче и что можно сделать легко и быстро. Вместо того чтобы заниматься тем, что действительно повышает эффективность экономики, стоит задача повышения эффективности использования государственных ресурсов, где государство будет само определять приоритеты. Все это делается для того, чтобы продолжали существовать гири на ногах экономики – убыточные предприятия. Наше государство до 2020 года будет социальным, но только для государственных валообразующих предприятий. А социальным для человека наше государство будет в лучшем случае после 2020 года.

Это из серии - хирург говорит: "Надо резать, но постепенно, последовательно и параллельно. Резать тебя я буду пять лет. А хорошо связанный пациент в анестезии не нуждается". Вместо шоковой терапии такая пытка.

Мнение автора программы может не совпадать с мнением редакции портала.