Эксклюзив


/ /

Несмотря на то, что на выходных производственный процесс на БелАЗе останавливается, сегодня на проходной жодинского автомобильного завода все равно многолюдно. Обычно посторонним вход сюда воспрещен. Но раз в году, в День машиностроителя, руководство предприятия разрешает абсолютно всем нарушить это золотое правило и на три часа открывает свои ворота для всех желающих. Корреспондент FINANCE.TUT.BY влился в толпу зевак, чтобы своими глазами увидеть, как создается гордость нации  известные во всем мире белорусские карьерные самосвалы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

"Вау, папа, посмотри, какие колеса огромные!"

По случаю праздника рядом с заводом традиционно выставляют палатки с шашлыками, смаженками и чебуреками. А на самой территории открывают для посещения производственные цеха и выставляют для всеобщего обозрения достижения жодинской автомобильной промышленности. Дети ходят с воздушными шариками, а родители – немного подшофе. Сегодня тот единственный день в году, когда работникам предприятия позволено без последствий пересечь проходную "под градусом".
 
- Я здесь работаю, меня тут уже ничем не удивишь – все тропы исхожены. А сын давно хотел посмотреть, где трудится папа – вот мы всей семье сюда сегодня и пришли, - говорит мастер сборочного цеха Владимир. – Детей сюда нужно обязательно водить на экскурсии. БелАЗы – это же наша гордость.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Жодино – один из немногих городов, в котором День машиностроителя вообще отмечают. Причем, здесь еще с песнями и плясками. И даже моросящий осенний дождь – не повод отменять запланированный концерт.
 
"День машиностроителя отмечает весь город. Ведь БелАЗ – это градообразующее предприятие. И, наверное, нет в Жодино семьи, которая бы не была связана с этим всемирно известным заводом", - традиционными высокопарными речами со сцены объясняет ведущая такой размах торжества.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Правда, музыкальная программа особой популярностью не пользовалась. Ей публика больше предпочитала экскурсии по производственным цехам. Не только дети, но и некоторые взрослые смотрели на гигантские машины раскрыв рот, не уставая фотографироваться у каждого болта. Кстати, пока охрана отвлекалась, многие разбирали мелкие детали себе на сувениры.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

"Вау, папа, посмотри, какие колеса огромные!" – удивился мальчик летя пяти.
 
"Это еще небольшие. Мы в том году выпустили самый большой самосвал в мире, который может перевозить 450 тонн груза. Так там одно колесо 4 метра в высоту – это почти, как два этажа дома, - немного приврал сыну папа . – У этой машины бак на 4800 литров. А в час он тратит где-то 570".
 
Ребенку пришлось поверить отцу на слово – самосвала-гиганта на выставке достижений БелАЗа представлено не было: первый экземпляр уже продали, а второй еще не успел выйти с конвейера.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 

"Небольшие самосвалы стоят где-то 250 тысяч долларов, а самый большой 450-тонный – 10 миллионов"

В День открытых дверей заводское радио вещало из динамиков про многочисленные достижения предприятия. Пафоса происходящему добавляли и плакаты с цитатами президента и лозунгами, что "Качество – залог нашего успеха!".
 
Это все слесарь по изготовлению вентиляционных систем Виктор Дмитриевич видит каждый день. Сегодня он проводит экскурсию по предприятию для своего внука. У мужчины всего одна запись в трудовой, сделанная отделом кадров завода еще 34 года назад. На лацкане пиджака мужчины висит значок "Ветеран труда "БелАЗа".
 
- Значок мне дали за добросовестный и самоотверженный многолетний труд. Я сюда пришел сюда еще в 80-м году. И как-то ни разу не было мысли сменить работу. Держит, наверное, гордость за предприятие. Ну и привычка, - рассказывает Виктор Дмитриевич.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Праздничная атмосфера не особо располагала говорить о проблемах БелАЗа, но заводчанин сам начал эту тему.
 
- Молодежь приходит к нам. Я даже успел обучить своему труду нескольких человек. Они поначалу стараются. Но, как правило, потом долго здесь не задерживаются: отработают распределение  и сразу уезжают, - с грустью признает мужчина. – Людей не устраивает зарплата. Если еще опытные сотрудники получают миллионов 5-6, то у молодых специалистов выходит где-то 3-4.
 
Местные говорят, что раньше на БелАЗ было не устроиться: собирать самосвалы в Жодино считалось престижным делом, которое ко всему еще и хорошо оплачивалось. Сейчас все наоборот: специалисты увольняются и ищут работу на стороне.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
- Народ убегает кто куда. Я работаю на бройлерной птицефабрике. К нам все чаще устраиваются бывшие работники БелАЗа. Водители недавно пришли. Они здесь получали по 3 миллиона. Кто за такие деньги будет работать!? – задается вопросом Александр, который сегодня пришел показать завод сыну.
 
Проблемы у БелАЗа начались несколько лет назад. Всему виной – вездесущий мировой финансовый кризис, после которого у жодинского завода существенно сократились экспортные поставки. В прошлом году, когда Александр Лукашенко тестировал здесь новый 450-тонник, руководство предприятия обещало исправить ситуацию. Пока дела с этим идут туго.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
- Со сбытом лучше так и не стало, к сожалению. Минск рядом, и он вытаскивает из города все кадры. Здесь зарплатой нужно людей удерживать. А она просела, потому что продажи сократились, - не стесняется говорить о проблемах Иван. Он проработал здесь много лет и совсем недавно ушел на пенсию. – Но продажи не только от БелАЗа зависят, а еще и от емкости внешнего рынка и цен на конечную продукцию, например, на металл. Если его нужно меньше, то сокращается добыча руды. Значит, и новые самосвалы покупают хуже – справляются старым парком.
 
Как рассказывает Иван, покупатель оценивает производителя по трем составляющим – цена, качество и сервис.
 
- Небольшие самосвалы стоят где-то 250 тысяч долларов, а самый большой 450-тонный – 10 миллионов. Но по цене мы вне конкуренции – она у нас приемлемая по сравнению другими производителями. А по качеству и сервису нужно серьезно подтягиваться.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 

Россияне: "Для нас удивительно, что такие заводы вообще работают. У нас все только разваливается..."

Пока взрослые в цехах рассуждали о проблемах насущных, дети на уличной смотровой площадке фотографировались на фоне гигантских машин. Лазить по ним запрещали специальные таблички.
 
"Придумала: давай я сфотографирую тебя в колесе!", - предложила мама оригинальную идею своей дочке.
 
- Я хоть и живу в Жодино, но мне и самой очень интересно посмотреть на эти большие машины, как здесь все устроено. А дети вообще в восторге от всего, - делится впечатлениями Наталья.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

В День машиностроителя, на территории БелАЗа гостям представляли не только самосвалы, но и другое достижение отечественного автопрома – Geely. Желающие могли лично проверить белорусско-китайские легковушки на тест-драйве.
 
- Да не очень как-то, - делится впечатлениями от поездки на Geely SC7  Виктор. – В салоне все неплохо. Но, во-первых, динамика разгона меня не устраивает. Во-вторых, у нее кузов не оцинкованный. Только из-за этого я бы себе такую машину не взял.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Виктор уволился с БелАЗа еще в 70-е годы. Сегодня на предприятие его привела внучка и… ностальгия по былым временам на заводе. Говорит, что с тех пор здесь мало что изменилось. И это его не радует.
 
- Я проходил мимо самосвалов, которые стоят на улице. Новые машины, а у них уже ржавчина на радиаторной решетке. Согласись, такого же быть не должно!

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
К разговору подключились стоявшие рядом россияне Елена и Дмитрий. Они из Смоленска, в Жодино проездом: зашли посмотреть на всемирно известные грузовики, которые раньше они видели только по телевизору.
 
- Для нас, для россиян, это удивительно, что такие заводы вообще работают. Это уникальное производство, которое к тому же и востребовано, - озвучивают гости взгляд со стороны. – У вас заводы работают, люди устроены. А у нас до сих идет развал, предприятия редко модернизируются, в основном, закрываются. Так что вы должны этим гордиться и беречь то, что у вас осталось.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-50%
-50%
-20%
-48%
-20%
-30%
-15%
-20%
-30%