Эксклюзив


/

В следующем году в Минске собираются ввести дифференцированную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Стоимость будет зависеть от расстояния или времени, проведенного в пути. Нововведение на днях анонсировал директор государственного предприятия "Столичный транспорт и связь" Валерий Шкуратов. Правда, как именно будет реализован проект, чиновники пока не решили. FINANCE.TUT.BY посмотрел на зарубежный опыт и сравнил, как оплачивают проезд в разных городах Европы.
 
Читайте также:

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Вильнюс 


В прошлом году масштабную реформу общественного транспорта затеяли и в Вильнюсе. Во-первых, с улиц литовской столицы убрали все частные "маршрутки" – им на смену пришли государственные экспрессы. Во-вторых, у многих обычных автобусов и троллейбусов поменялись пути следования и расписание. И, наконец, изменилась тарифная политика перевозчика. Она начала действовать с 1 июля 2013 года.
 
Купить бумажный талончик на одну поездку в транспорте Вильнюса теперь можно только у водителя. Стоимость билета – 3,5 лита (13,6 тысячи белорусских рублей).
 
Дешевле покупать билеты на время или сроковые проездные. Но различные тарифные планы доступны только для обладателей так называемой карты вильнюсца. Это аналог минской бесконтактной смарт-карты с залоговой стоимостью 4 лита (15,5 тысячи рублей).
 
Фото: DELFI
Фото: DELFI
 
В Вильнюсе есть "временные" разовые билеты. Их суть проста: за определенную плату можно добираться с любым числом пересадок, но в ограниченное время. Получасовая поездка стоит 2,2 лита (8,5 тысячи), часовая – 3,2 лита (12,4 тысячи).
 
Также в Вильнюсе можно купить "сроковый" проездной. Время действия на выбор: день, три дня, декада, месяц, три месяца, полгода или 9 месяцев.
 
Для сравнения: безлимитный проездной на 24 часа стоит 12 лит (46,6 тысячи рублей), на 10 дней – 41 лит (159,3 тысячи), на месяц – 100 лит (388,5 тысячи), на девять – 900 лит (3,5 миллиона рублей).
 
Еще одна интересная особенность вильнюсских проездных в том, что в продаже есть и абонементы только на будние дни. Они немного дешевле обычных.
 
Школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды и ветераны в Вильнюсе ездят по льготным билетам со скидкой от 50 до 80% от обычной цены. 

Фото: DELFI
Фото: DELFI

Москва 


В прошлом году российская столица полностью изменила систему оплаты проезда в общественном транспорте. Московские градоначальники четыре года до этого вели подготовительную работу, чтобы "сделать все как в Европе".
 
Главное нововведение заключается в том, что проездные перестали привязывать к определенному виду транспорта. Теперь по одному и тому же билету можно ездить практически на чем угодно.
 
В Москве существуют карточки на определенное количество поездок – от 1 до 60. Суть в том, что чем больше поездок пассажир оплачивает сразу, тем дешевле обходится каждая из них. Стоимость такого билета, действительного только в наземном транспорте, начинается от 30 российских рублей (8 тысяч белорусских рублей) за одну поездку. Абонемент на 60 поездок обходится пассажиру в 800 рублей (214 тысяч). Максимальная экономия – 1000 рублей (267,5 тысячи).
 
Фото с сайта ntv.ru
Фото с сайта ntv.ru
 
"Единый" билет, совмещенный с метро, стоит дороже – от 40 рублей (10,7 тысячи) за одну поездку до 1300 рублей (348 тысяч) за 60 поездок. За 210 российских рублей (56 тысяч) можно купить безлимитный проездной на все виды транспорта на сутки.
 
Для тех, кто ездит с пересадками, в московском транспорте существует "временной" проездной на 90 минут. В течение полутора часов можно один раз пройти через турникет метро и совершить неограниченное число пересадок на наземном транспорте.
 
Для постоянных пассажиров общественного транспорта существует комплексная смарт-карта "Тройка", на которую можно записать как определенное количество поездок, но по сниженным тарифам, так и оплатить проездной на месяц, квартал или даже целый год.
 
В России до сих пор действую льготные тарифы для школьников, студентов и пенсионеров.
 
С 1 августа 2013 года Москву разделили на 2 транспортные зоны, что также влияет на стоимость проезда.

Фото с сайта mosday.ru
Фото с сайта mosday.ru

Париж 


Передвигаться по Парижу можно на метро, автобусе или трамвае. Кроме этого, в системе общественного транспорта французской столицы работают пригородные электрички RER. Тариф везде одинаковый – 1,7 евро за одну поездку (2 евро – при покупке билета у водителя).
 
Талончик действителен полтора часа. В этом промежутке времени можно сделать несколько условно бесплатных пересадок. Единственное ограничение – по одному и тому же билету нельзя дважды зайти в метро.
 
Выгоднее покупать талоны "пакетами" сразу по 10 штук. Такая пачка билетов называется carnet и стоит 13,7 евро. Детям с 4 до 10 лет – скидка 50%. Пассажиры младше 4 лет пользуются общественным транспортом бесплатно.
 
Фото с сайта ratp.fr
Фото с сайта ratp.fr

В Париже также есть "сроковые" проездные. Стоимость зависит от транспортной зоны (их в Париже пять) и времени действия (день, неделя или месяц). Так, дневной безлимитный билет стоит от 6,8 до 16,1 евро.
 
Чтобы купить абонемент на более длительный срок, сначала необходимо оформить персонализированную карту с фотографией. Пополнить ее баланс на неделю стоит от 17,95 до 34,4 евро, на месяц – от 59 до 113,2 евро.
 
Спецпредложение для молодежи до 26 лет: специальные безлимитные скидочные проездные, которые действительны лишь по выходным и в праздники. Цена зависит от выбранных зон и варьируется от 3,75 до 8,1 евро в день.
 
Для школьников, студентов, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями действуют льготные тарифы.
 
Есть и специальные именные проездные для туристов на 2, 3 или 5 дней.
 
Фото с сайта wikipedia.org
Фото с сайта wikipedia.org

Барселона


Общественный транспорт Барселоны – это 11 веток метро, 6 трамвайных линий и около 70 автобусных маршрутов. Проезд здесь довольно дорогой – разовый талончик стоит 2,15 евро. Тем не менее, если покупать билеты "оптом", можно сэкономить чуть ли не в два раза.
 
Столица Каталонии разбита на 6 транспортных зон. Именно от того, как далеко от центра собрался ехать пассажир, и зависит стоимость поездки. Существует как минимум семь разных видов проездных: как на количество поездок, так и на определенное время.
 
Фото: TMB Flickr
Фото: TMB Flickr
 
Основные достопримечательности Барселоны расположены в первой транспортной зоне. И в то время как разовая поездка стоит 2,15 евро, цена проездного на 10 поездок в центре – 10,3 евро. Получается, что таким образом турист может сэкономить 11,2 евро.
 
Тем, кому нужно доехать из центра Барселоны, до самых ее окраин, вынужден покупать билет для всех 6 зон: за 10 поездок нужно заплатить уже 43,55 евро. Плюс проездного в том, что при пересадке не нужно заново покупать новый талончик, а можно еще раз "пробить" старый – он действует на протяжении 75 минут (а иногда и больше) во всех видах транспорта.
 
Также есть билеты сразу на 50 или 70 поездок, которые действительны в течение месяца.
 
Что касается так называемых сроковых проездных, то в зависимости от количества зон билет на день стоит от 7,6 до 21,7 евро, на месяц – от 52,75 до 153 евро, на три месяца – от 142 до 406 евро.
 
В отличие от Минска, в Барселоне проездные не различаются по видам транспорта – один и тот же билет можно использовать и в метро, и в трамвае, и в автобусе.

Кроме того, в Барселоне действуют специальные льготные тарифы для молодежи, пенсионеров и многодетных семей. А дети до 13 лет вообще могут ездить бесплатно, но обязательно с оформленной именно на них карточкой. Вообще большинство проездных в столице Каталонии персонализированы и не могут на время передаваться третьим лицам.
 
Фото: TMB Flickr
Фото: TMB Flickr

Таллин


По сути, дифференцированная система оплаты проезда в большинстве городов Европы основана на тех же принципах, что в Париже или Барселоне: чем дальше от центра едешь, тем больше платишь; чем больше предоплаченный лимит, тем дешевле каждая поездка. Разумеется, везде есть свои национальные особенности.
 
Но из этой общеевропейской картины абсолютно выбивается Таллин. С 1 января 2013 года для жителей эстонской столицы городские автобусы, троллейбусы и трамваи ничего не стоят. На специальном референдуме население большинством голосов поддержало инициативу властей о бесплатном проезде.
 
Фото с сайта wikipedia.org
Фото с сайта wikipedia.org

Законодателями двигали благие намерения – убрать пробки с городских улиц, снизить число ДТП, сэкономить на замене асфальта, расширить возможности малоимущих. Ранее власти Таллина подсчитали, что отмена платы за общественный транспорт позволит семье из четырех человек с двумя детьми экономить до 600 евро в год.
 
По официальным заявлениям таллинских властей, такая политика принесла ощутимый положительный эффект. Независимые эксперты более сдержаны в своих оценках.
 
Правда, стоит помнить, что исключительное право на бесплатный проезд в Таллине имеют лишь жители эстонской столицы. Их земляки из других городов, а также иностранцы должны, как и прежде, покупать талончики или электронные проездные.Здесь все так же, как и в остальной Европе. 
 
Фото с сайта estonianpress.com
Фото с сайта estonianpress.com
 

Минск


С 1 апреля этого года общественный транспорт Минска всерьез породнился с европейским. Теперь у нас тоже есть и электронные компостеры, и бесконтактные смарт-карты, которые, как и во многих городах мира, нужно постоянно прикладывать к валидаторам. 

Немного изменилась и тарифная политика "Минсктранса". Помимо проездных на декаду, 15 дней или месяц, пассажирам предложили и билеты на определенное количество поездок – от 5 до 60. 

В мае в Минске появились единые проездные на общественный транспорт, рассчитанные для жителей пригорода. Кроме автобуса, троллейбуса, трамвая и метро ими можно воспользоваться и в поездах городских линий. Перевозчик обещает, что дальше будет больше. Но как, пока точно не знает никто.
 
Проезной, Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
 Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-30%
-50%
-20%
-13%
-10%
-20%
-18%
0058415