Эксклюзив


/ / Фото: Дмитрий Брушко

"Попробуйте антоновку, она в этом году вызревшая, слаще имбруса, - протягивает большое желтое яблоко садовод Валентина Лепетило. - Я всегда говорю: хочешь урожая - посади с другими сортами антоновку, она самый лучший опылитель". Мы идем по молодому саду на 150 гектарах - клецкое предприятие "Гамма вкуса" четко определило ориентиры на будущее: самостоятельно выращивать сырье для своей продукции.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Сад разбит на 150 гектарах


От огурчиков в бочках до детского пюре

- Всего у нас 200 гектаров земли. 150 гектаров занимают яблоневый и грушевый сады, на 6 гектарах растут ягоды - голубика, красная и черная смородина, крыжовник, малина, клубника, есть даже клюква. Остальное - для огорода: в этом году посадили на пробу морковь и свеклу, - рассказывает по пути Людмила Гарус, заместитель директора по производству ОАО "Гамма вкуса". - Выращивать свое сырье - новое для нас направление, мы только осваиваемся. Но это выгоднее, чем закупать все, к тому же так мы можем следить за качеством нашей продукции на всех этапах, начиная с самого раннего.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Жители Клецка прекрасно знают историю местного предприятия: еще 100 лет назад его основал князь Радзивилл в нынешней деревне Красная Звезда. Там сушили ягоды и грибы, мариновали огурчики в бочках. Советская власть внесла в рецептуру коррективы: сюда завезли оборудование и стали делать маринады, варенье, повидло, консервы, икру и салаты.
 
Осовремененную "Гамму вкуса" лучше всего знают родители и их малыши. Клецкое предприятие сегодня - одно из крупнейших в стране производителей детского питания, пюре-полуфабрикатов и соков. Выпускают также овощные консервы, соусы и варенье.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

- Времена меняются, поэтому, чтобы удовлетворять потребителя, нужно постоянно быть в тренде. Так, еще в 2000 году мы реконструировали цех по производству детского питания, поставили туда импортное оборудование, которое позволило освоить современные виды тары. Также мы первые в стране установили линии для выпуска соковой и пюреобразной продукции в упаковке тетрапак, - рассказывает Ирина Кривко, менеджер по планированию производства и качеству продукции. - Что касается цеха по производству общих консервов, то там произошло полное техперевооружение.

Камни - отдельно, морковка - отдельно

Мы отправляемся в цех по производству общих консервов. Перед входом обязательный ритуал - надеть шапочку и халат.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

- Как думаете, что это стучит? -
уже в цеху задает вопрос Людмила Гарус. - Это камни, которые попадают к нам с поля вместе с морковкой. Они отправляются в камнеловушку, машина "сортирует": камни отдельно, овощи - отдельно.

В цеху работает новая итальянская комплексная линия по переработке овощного и фруктового сырья.

- Кроме других овощей, мы перерабатываем на ней тыкву и кабачок, что в нашей стране мало кто делает. Также всю ягоду, косточковые фрукты. Сырье в основном все местное, но в Молдове и Украине закупаем персики, абрикосы, сливу, - рассказывает Ирина Кривко. - Эта линия позволила нам выпускать продукцию, которой заинтересовались в России. Туда мы отгружаем ежегодно 2 тысячи тонн моркови и 1 тысячу тонн кабачка и тыквы. Всего же в год на этой линии мы перерабатываем 4,5 тысячи тонн всех овощей и ягод. Что касается экспорта в другие страны, то наши пюре-полуфабрикаты любят не только в России, но и в Украине.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В прошлом году эту линию дооснастили оборудованием, которое позволило выпускать готовые овощи в вакуумной упаковке. Такой вариант продукта - новинка для нашей страны, но в Западной Европе продается давно. Особенно он пришелся по вкусу практичным европейкам: добавил масло или майонеза - и салат готов, никакой траты времени на приготовление овощей.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Сейчас предприятие выпускает гарнирный стерилизованный картофель и другие овощи в виде кубика, брусочка, соломки, а также целыми в заливке в вакуумных упаковках от 0,5 до 6 килограммов.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

- Вы видите, как сейчас в цеху работают с морковью. Сначала она моется, автоматически очищается от кожуры, режется на резке, а потом по гидрожолобу отправляется в бланширователь. Затем добавляют заливку, состоящую из соли, сахара и лимонной кислоты, и после этого расфасовывают, -
 описывает процесс Людмила Гарус. - Далее уже в упаковках продукция попадает в автоклав и там стерилизуется. Для разных видов овощей - своя температура.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Процесс стерилизации в автоклаве контролирует компьютерная программа.

В вакуумной упаковке продукты могут храниться 6 месяцев, и в этом плане она ничем не уступает стеклу.

- Мы не добавляем консерванты или химию - хранение происходит за счет режимов стерилизации. После тепловой обработки продукт стерилен и находится в герметичной упаковке, - поясняет Ирина Кривко. - Овощи уже готовы к употреблению, их заказывают торговые сети, где есть пищевые блоки, также они поступают и в розничную сеть. Картофель пользуется популярностью в большой расфасовке, свекла и морковь - в маленькой.

Овощи в вакуумных упаковках предприятие поставляет не только в Беларусь, но и в Россию. В этом году "Гамма вкуса" уже произвело 71 тонну такой продукции, а планируемый объем по году - 500 тонн. Выход же всей комплексной линии на проектную мощность (3 тысячи тонн в год) запланирован на 2016 год.

- Наш самый крупный заказчик продукции в вакуумной упаковке - "Санта Бремор". Раньше они закупали это в Польше, а теперь заказывают около 20-30 тонн картофеля и по 5 тонн свеклы и моркови у нас. Более того, кроме этого есть заказы не только на гарнирные овощи, но и на солено-маринованные, - говорит о рынках сбыта Людмила Гарус.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Планы на новое оборудования у предприятия большие: в будущем перерабатывать также фасоль, грибы, капусту, зелень и многое другое.

"Картофель для салатов выращивается под заказ"

Мы отправляемся в цех детского питания. Здесь работают на двух видах тары - стекло и тетрапак. Помещение разделено на две части: в одной продукт готовят, во второй - расфасовывают.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

- Здесь у нас есть компьютеризированная станция с рецептурой. После выбора рецепта продукция дозируется, смешивается и отправляется на расфасовку. Весь процесс автоматизирован, человек только следит за процессом, - 
показывает Людмила Гарус.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Мы смотрим, как рукав наполняется соком и запечатывается, - готовые пакеты объемом 200 миллилитров попадают на транспортер и запечатываются в коробки. В год этот цех выпускает до 8 миллионов условных банок продукции.

- Эта линия работает круглосуточно, в три смены, -
 поясняет Людмила Гарус. - Чтобы удовлетворить потребности нашего маркетинга, мы можем менять виды сырья 2-4 раза в день. Так мы можем оперативно удовлетворять потребности магазинов в том или другом соке.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

К овощам и фруктам, которые попадают на переработку, предъявляются особые требования. Например, при производстве продукции для детей нельзя использовать яблоки с кислотностью выше 0,8.

- Очень долго выбирали сорт картофеля для салатов, -
 вспоминает Людмила Гарус. - Обсуждали образцы с технологом, потом предоставили несколько "Санта Бремор" на пробу. В итоге подошел сорт голландской селекции, который сажали два хозяйства - в Брестской и Витебской областях. В этом году этот картофель для нас специально по заказу вырастило хозяйство нашего района.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Подходят ли продукты для переработки, на предприятии определяет собственная аккредитованная лаборатория, которая с этого года включена в реестр Таможенного союза. В ней есть три подразделения: физико-химическое, микробиологическое и радиологическое.

- Кроме кислотности, мы проверяем показатели по нитратам, стронцию, цезию. Измеряем белок, жиры, пищевую ценность, сухие вещества, делаем все микробиологические анализы. Протоколы испытаний, которые мы выдаем, применяются на территории всего Таможенного союза, -
 рассказывает Ирина Кривко. - Так что мы гарантируем качество нашей продукции.

Прямая речь

Надежда Пальчинская, директор ОАО "Гамма вкуса":


- У нас много планов на будущее. Воплотить их в жизнь позволит новое оборудование. Инвестиции на его приобретение в размере 900 тысяч евро мы получили по иностранной кредитной линии, срок окупаемости проекта по нашим подсчетам - около 5 лет.

Мы делаем ставку на то, что наш продукт - из экологически чистого сырья, без добавления консервантов, ароматизаторов, усилителей вкуса или крахмала. 90% того, что мы используем, растет в Беларуси. Сейчас мы активно развиваем новое направление - самостоятельно выращиваем для себя овощи и фрукты. Например, в этом году собрали первый урожай яблок, причем около 30-40% из них - товарные. Тем не менее все они пойдут на переработку. Сейчас мы не ставим цель продать, нам важно получить качественное сырье.

Что касается детского питания, то в этом сегменте мы занимаем около 25% рынка. При этом мы одни из немногих, кто использует цветную капусту, кабачок, брокколи. Мы очень советуем мамам обратить внимание на прикорм из своих, белорусских, овощей и меньше увлекаться экзотикой. Мамы покупают манго, но ведь для малышей "свое" всегда полезней!

Что касается экспорта, то с начала года мы экспортировали своей продукции на 1,3 миллиона евро - это 140% к аналогичному периоду прошлого года.
Нужные услуги в нужный момент
-40%
-20%
-30%
-10%
-30%
-30%
-18%