108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  2. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  3. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  4. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  5. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  6. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  7. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  8. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  9. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  10. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  11. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  12. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  13. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  14. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  15. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  16. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  17. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  18. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  19. Минское море, шествие в центре и свадебный кортеж. Фото Минска, которые сняла француженка в 1978-м
  20. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  21. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  22. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  23. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  24. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  25. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  26. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  27. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  28. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  29. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  30. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
реклама


Яна Мицкевич,

Фото с сайта euroradio.by
Фото с сайта euroradio.by
Впору удивиться: мясо бройлеров в цене скоро догонит говядину. В одном из столичных магазинов говяжий фарш продается по 95 000 рублей, куриный - уже по 89 000. Иными словами, полуфабрикаты из самого дешевого и самого дорогого мяса стоят почти одинаково. Такая арифметика торговли не поддается никакой покупательской логике, пишет "СБ. Беларусь Сегодня".

Работники торговли, впрочем, объяснение находят. Сегодня, говорят они, курица на рынках и в магазинах республики стоит в среднем 32 000-33 000 рублей за килограмм. Филе - более чем вдвое дороже, доходит до 76 000 рублей. Именно высокую стоимость куриного филе производители и продавцы считают основной причиной столь дорогого фарша из мяса бройлеров.

Но почему тогда аналогичный по составу продукт в другом магазине продают уже по 72 250 рублей за килограмм?

- Здесь 90 процентов - куриное филе и 10 процентов - свиной шпик. Конечно, есть в составе и куриная кожа, - честно признается продавец.

За 83 100 рублей за килограмм можно купить куриный фарш исключительно из филе цыплят, если верить составу.

Рядом на витрине - свиной по 78 050 из "свиного котлетного мяса", как написано на упаковке. 89 700 стоит полуфабрикат из свинины, говядины и свиного шпика. Так откуда же такая цена на куриный фарш?

- Процесс приготовления куриного фарша технологически не очень трудоемкий. К слову, колбасу сделать сложнее, - говорит инженер по стандартизации ОАО "Птицефабрика "Дружба" Анна Аношко.

На этом предприятии есть два способа производства куриного фарша. При первом идет процесс механической обвалки мяса. Целые куриные тушки прессуются, после чего механически отделяются кости. Все остальное идет на фарш. Человеку, стоящему на этой производственной линии, нужно просто закидывать тушки под пресс. При втором способе производства мясо от костей отделяется вручную. При этом фарш получается более чистым - практически из одного филе без примеси костей, которые хоть и в незначительном количестве, но все же остаются при механической обвалке.

Такой продукт сделать сложнее, на выходе его получается меньше, а следовательно, он будет дороже.

- По цене эти изделия отличаются примерно в полтора раза, - говорит Анна Аношко.

Очевидно, что фарш второго типа - более качественный продукт, однако из-за более высокой цены он меньше пользуется спросом.

Найти куриный фарш, произведенный на птицефабриках, на торговых прилавках, кроме, естественно, фирменных магазинов, практически нереально. Дело в том, что торговле более выгодно самой произвести этот полуфабрикат. Причина проста: если в стране фиксированные цены на мясо птицы, то торговая надбавка на изделия собственного производства не регулируется законодательством.

То есть торговая сеть может купить тушки цыплят бройлеров по 32 000 рублей за килограмм, сделать из них фарш и накрутить на нем столько, сколько посчитает нужным. Стоит ли после этого удивляться, что куриный фарш по цене почти сравнялся с говяжьим.

В свою очередь торговля оправдывается, что выставляет такой ценник на фарш не из-за прихоти и жажды легкого приработка, а потому, что готовит фарш отнюдь не из цельных тушек. Магазины сетуют, что птицефабрики поставляют им мясо в разрубке, которое стоит дороже, следовательно, и себестоимость фарша увеличивается. Но почему тогда на прилавках в тех же магазинах рядом лежат целые куриные тушки? Вопрос, как говорится, риторический.

Еще один любопытный для потребителя момент. Если в интернете поискать предложения "купить фарш из мяса птицы в Беларуси", то можно получить с десяток вариантов от оптовых поставщиков - как государственных, так и частных. При этом стоимость килограмма такого мяса не поднимается выше 20 тысяч рублей за килограмм без учета НДС.

Звоню по одному из таких предложений и тут же получаю ответ:
- Мы предлагаем мясо птицы механической обвалки. Цена 20 тысяч рублей без учета НДС за килограмм
.

- Скажите, а фарш из него можно сделать?

- Конечно, только соль и специи добавить. Мы сами иногда из него фарш делаем.

- А куры у вас чьи?

- На птицефабрике берем
.

Звоню по другому адресу. Там уже не мясо механической обвалки, а готовый фарш.

- 51 000 рублей за килограмм без учета НДС. В составе - филе цыплят и свинина, - отвечает трубка.

- Вы имеете в виду свиной шпик? – специально уточняю.

- Нет, именно свинина, а не шпик. Мы сами покупаем мясо на птицефабриках и мясокомбинатах, сами его обваливаем, - разъясняет продавец.

Итак, подытожим. Если накинуть 10 процентов НДС и еще 30 процентов торговой надбавки, получается чуть более 72 000 рублей за килограмм. Если же вернуться к самому началу цепочки, то есть к мясу механической обвалки за 20 000 рублей за килограмм, можно на выходе получить фарш менее чем за 30 000 рублей (20000 рублей + 10 процентов НДС = 22 000 + 3 процента торговой надбавки = 28 600).

Разумеется, купить 10 кг мяса механической обвалки вряд ли получится - поставщик работает в более крупных масштабах. Продавать такие малые объемы ему просто невыгодно. Но если производитель, та же кулинария в магазине, берет его по такой цене, то неплохо зарабатывает, накручивая не 30, а все 300 процентов.

Посидев пару часов с калькулятором в руках, я расхотела покупать куриный фарш в магазине. Ведь очевидно: надувают цену на курицу, а вслед за ней - и потребителя.
-65%
-12%
-20%
-5%
-10%
-70%
-60%
-40%
-50%
-20%
-8%