Публичный счет


Полтора процента всех покупок в нашей стране приходится на интернет-магазины. Это значит, что белорусы тратят в Сети около 450 миллионов долларов в год. По данным сентябрьского исследования, за последние полгода этот показатель вырос на 8%. Самые популярные статьи расходов: мобильные телефоны, бытовая техника, а также одежда и обувь. Такие данные на конференции "Деловой интернет" озвучила руководитель торговой площадки KUPI.TUT.BY Евгения Чернявская.



Социологи российского аналитического агентства Data Insight провели исследование белорусского рынка электронной коммерции уже во второй раз. Впервые это было сделано полгода назад. С тех пор количество "сетевых" покупателей увеличилось на 12%, а наши граждане за это время успели сделать еще 2,5 миллиона интернет-покупок.
 
 
Сегодня в белорусском торговом реестре зарегистрировано более 10,5 тысячи интернет-магазинов. Причем еще в начале года эта цифра была на 62% ниже. Несмотря на это, в Минторге отмечают, что о своей деятельности перед ними отчитывается лишь около двух тысяч субъектов. Можно предположить, что одно юридическое или физическое лицо владеет сразу несколькими "сетевыми" точками. Не исключено, что такая схема используется продавцами, чтобы избежать ответственности за серые схемы работы: после большого количества жалоб один магазин перестает работать – вместо него открывается другой, с иным названием, но прежними схемами работы.
 
- Есть практика, когда потребитель приобретает товар, а затем, когда выясняется, что он оказался некачественным, человек не может найти продавца, – признает проблему начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова. – Но чаще мы находим возможность отыскать продавца, если потребитель помнит сайт, через который делал покупку. Это еще проще, когда у человека есть кассовый чек. Выдавать его – это обязанность сотрудника интернет-магазина.
 
Обсуждались на конференции и торговые площадки, организованные на форумах или в социальных сетях. Продавать через них свои бэушные вещи можно, а вот новые и на постоянной основе – нет.
 
- Если, например, во "ВКонтакте" вам предлагают что-то купить и продавец является резидентом Беларуси, то он нарушает законодательство. Дело в том, что деятельность по продаже товаров должна осуществляться в национальном сегменте интернета. Большинство социальных сетей под это определение не подпадает, - объясняет Ирина Барышникова. – К таким продавцам могут быть применены санкции за незаконную предпринимательскую деятельность или другие меры административного воздействия.
 
81% белорусов делает покупки в отечественных интернет-магазинах. Но в последнее время наши граждане все чаще заказывают товары почтой на иностранных торговых площадках. В этом списке лидирует Китай с долей в 33%. За последние полгода этот показатель вырос в полтора раза. Интересная особенность, которую показало исследование рынка: первая покупка для "новичков" - это нестандартные товары с китайских сайтов.
 
 

Европейцы в среднем делают 30 интернет-покупок в год. Несмотря на то, что рынок "сетевой торговли" в нашей стране развивается довольно стремительно, нам до таких цифр еще далеко: за последние полгода 65% белорусов сделали не более 5 заказов. По статистике средние затраты на покупки в интернете составили 300 долларов.
 
- В последнее время растет количество покупок через интернет билетов в кино, театры и на концерты, которые стоят не очень дорого. И рынок немного спускается в нишу дешевых товаров. 40% покупок были сделаны менее чем на 50 долларов, - озвучивает статистику руководитель торговой площадки KUPI.TUT.BY Евгения Чернявская.

 
 
Развитие рынка электронной торговли заставляет ответственные ведомства думать над новыми формами регулирования этого рынка.
 
В нашей стране большинство купленных товаров можно вернуть продавцу в течение двух недель. Даже просто потому, что за это время они вам разонравились. Но это не касается, среди прочего, бытовой и электронной техники. В Минторге думают над тем, чтобы для интернет-магазинов сделать исключение из этого правила.
 
- С учетом специфики электронной торговли мы не видим сам товар до момента покупки. Я бы согласилась с той мыслью, что для интернет-магазинов можно расширить список тех товаров, которые можно вернуть, - говорит Ирина Барышникова. – Дело в том, что когда к вам домой приходит курьер, не всегда есть возможность досконально проверить покупку. Можно не заметить даже внешних дефектов, а отказаться от товара уже нельзя. 

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-15%
-14%
-30%
-25%
-30%
-55%
20170626