Публичный счет


Ирина Янушкевич,

Корреспондент belchas.by присоединилась к проверке столичного магазина и выяснила, какие нарушения не скроешь от инспекторов

Подготовка к репортажу была овеяна таинственностью. До последнего я даже не знала, куда именно отправляюсь. Зато меня заранее предупредили: фотоаппарат лучше не брать – помещение снимать нежелательно, а собеседников и вовсе нельзя… Речь идет не о посещении стратегического объекта. Я собиралась присоединиться к сотрудникам торговой инспекции во время одной из проверок. Оказалось, рейды – вовсе не интригующее приключение с элементами детектива, как может показаться, а тяжелая рутинная работа.
 
…Встречаемся в полдень у входа в магазин шаговой доступности на улице Есенина. Показать свою работу изнутри согласилась инспектор отдела контроля по Минску Елена Помитинская. Четыре сотрудника отдела вот уже два месяца ежедневно занимаются проверками в Московском районе. Чаще проверяют продовольственные магазины, именно на них больше всего жалуются потребители.
 
"Проверке этого магазина предшествовала любопытная история, – объясняет Елена Анатольевна. – Проверяли кафе неподалеку, среди продуктов нашли ветчину с истекшим сроком годности, начали разбираться. Работники в один голос уверяли: ветчину купили в ближайшем магазине. Мы с коллегами проверили: действительно не пригодная к употреблению ветчина лежит на прилавке. Продукт сняли с реализации, но так как мы сейчас контролируем этот район, решили получить предписание и провести официальную проверку".

Инспекция началась в 9.00. Инспекторам необходимо обойти все стеллажи, рассмотреть все полки, изучить различные группы товаров. Обычно на работу с одним объектом отводится три дня, а каждый рабочий день может продолжаться 12 часов и более.
 
Первым на "маршруте" встречаем уголок потребителя – и сразу нарушение. В июле 2014 года вступили в силу правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания. Согласно документу, на стенде должна размещаться информация с датой внесения сведений об объекте в торговый реестр. Здесь же – правила торговли, лицензия, свидетельство и ассортиментный перечень. Информации о дате внесения нет.
 
В торговом зале час пик. Огибая очереди, направляемся в отдел с овощами и фруктами, в центре – товары "по акции". Елена Анатольевна обращает мое внимание на коробку с хурмой: "Сравните: в торговом зале температура +14°С, мы проверили с помощью термометра, а производитель поставил условия хранения – от 0 до +1°С. При такой многократной разбежке сохранить качество продукта, понятное дело, нельзя". Проблемы с температурой обнаруживаем и в холодильной установке. Табло показывает +7°С, а на полке лежат лимоны и зелень в упаковке: первые могут храниться при температуре от +2 до +6°С, вторая – от 0 до +3°С.
 
Рядом в ящике – гранаты почти с 50-процентной скидкой. По виду плоды мало похожи на вкусный и сочный фрукт: кожура подсохла и потемнела, к тому же мы находим несколько штук с лопнувшей кожурой – такие плоды впору снимать с продажи, а не предлагать клиентам, пусть и по акции.
 
На некондиционные товары после проверки администрация магазина должна предоставить в торгинспекцию акт на списание или на уничтожение как подтверждение того, что испорченные продукты не попали к покупателям.

На стеллаже с напитками беспорядок – бутылки не распакованы, сгружены в кучу. Ситуация знакомая: чтобы достать нужный товар, должен сам разорвать плотную пластиковую упаковку. Или вот: на поддоне стоят 2-литровые бутылки с газировкой. По новым правилам, все, что размещается на поддоне, должно дублироваться и на "домашней" полке, но на стеллаже только 1,5-литровые бутылки. Опять нарушение.
 
Фото предоставлено торговой инспекцией
Фото предоставлено торговой инспекцией

Двигаемся дальше. По сути, в этом и заключается работа инспектора: пройтись по залу и внимательно все рассмотреть. Товары, которые кажутся подозрительными, снимают с полок. Администрация должна представить документы, которые подтвердят поступление товара и удостоверят его качество. Именно этот процесс зачастую и тормозит работу инспекторов: среди множества папок сотрудники не всегда оперативно находят нужные бумаги или предъявляют документы на другой товар. Между тем, сомнения проверяющих обычно подтверждаются.
 
"В первую очередь обращаем внимание на срок годности, потому что это нарушение встречается чаще всего, – подчеркивает инспектор. – Здесь, например, сняли с продажи кусочек развесной вяндлины: фактический срок годности на девять дней меньше того, что указан на упаковке. Вот тушка курицы украинского производства со сроком годности 12 месяцев, но от какой даты отсчитывать, на упаковке не написано. Мы только после проверки документов выяснили, что продукт произведен в июле, а потребитель как узнает?"

Фото предоставлено торговой инспекцией
Фото предоставлено торговой инспекцией
 
Стандарт диктует, какие сведения должны быть указаны для той или иной группы товаров, например, для овощей и фруктов в упаковке – это дата сбора и упаковывания.
 
Инспекторы обязательно проверяют ярлыки (отвесы) на каждой единице расфасованного товара. Скажем, товар весит 2 кг, а на наклейке указано – 2,1 кг. Получается, потребитель платит за воздух.

По наблюдению инспекторов, часто обвешивают в отделах с кондитерскими изделиями и в кулинариях. Недостоверность или отсутствие части информации на отвесах – "болезнь" многих магазинов.
 
"Если раньше покупатель брал 100 граммов сыра, продавцы в его присутствии отрезали нужный кусок от большой головки, – рассказывает Елена Анатольевна. – Теперь торговля пошла вперед, и сыр, а также некоторые мясные и хлебобулочные изделия нарезают и расфасовывают в подсобном помещении. При этом всю информацию, в том числе о производителе, месте его нахождения, виде продукта, его калорийности или жирности, нужно нанести на маленький ярлычок либо разместить в другом месте, доступном для покупателей. Этот порядок часто не соблюдают".

Недостоверную информацию указывают продавцы и на ценниках. Подходим к полке с косметикой. Елена Помитинская показывает шампунь для мужчин: на ценнике написано "Произведено в Германии", а на самом деле – в России. Большинство покупателей могут и не обратить внимания, но для кого-то страна-изготовитель – принципиальный фактор при выборе товара. Естественно, такой ценник снимают как нарушающий права потребителей и фиксируют нарушение в акте, куда инспекторы вносят все факты, подкрепляя их доказательствами (копиями документов, фотографиями) и дополняя сведениями о сотрудниках, ответственных за нарушение. Затем на основании материалов проверки формируется дело об административном нарушении.
 
Пока мы с Еленой Анатольевной исследуем полки и стеллажи, один ее коллега как раз составляет акт, а другой – проверяет ассортимент. "По требованию Минторга ассортиментный перечень устанавливается в зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера. Задача инспектора – посмотреть, все ли виды того или иного товара в наличии. Это касается, прежде всего, товаров белорусского производства, – поясняет моя собеседница. – При проверке цифры в перечне не совпадают с тем, что есть на самом деле: либо поставщик не выполнил обязательство, либо торговая организация недосмотрела. В любом случае именно магазину предстоит объяснить, почему та или иная группа представлена не в полном объеме".
 
Замечаю, как сотрудники магазина на ходу пытаются исправить нарушения: повесить ценник или поставить товар на положенное место. "Вначале обратила внимание: на дне коробки вместо шампиньонов остались только мелкие кусочки грибов, а информации и вовсе не было. Зато теперь, посмотрите, все на месте, – приводит пример инспектор. – Или видишь: ценник есть, а товара нет. Оказывается, покупатель минуту назад забрал с полки последнюю единицу".
 
На прощанье интересуюсь, как проверяемые реагируют на проверяющих. Ответ предсказуем: одни боятся, другие раздражаются, но большинство все же не показывают своего отношения и держатся в рамках приличия.
Нужные услуги в нужный момент
-90%
-50%
-20%
-35%
-50%
-25%
-20%