Личный счет


/

сайт: gros-city.kz
сайт: gros-city.kz
С января этого года в Беларуси начал работать закон, по которому банки должны по-новому осуществлять внутренний контроль в отношении клиентов. Документ разработал Комитет государственного контроля совместно с Национальным банком, основываясь на международных нормах и стандартах, направленных на противодействие легализации преступных доходов. FINANCE.TUT.BY разбирался, как это повлияет на работу банков и на обслуживание клиентов.

По словам заместителя начальника управления валютного контроля главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка Анжелики Хаданович, пугаться нововведений не стоит.

"Законодательство о противодействии легализации преступных доходов действует в Беларуси с 2000 года, - говорит специалист. - Новый закон был разработан, чтобы привести его в соответствие с международным стандартом FATF. Согласно международным нормам, в каждой стране должен быть орган финансовой разведки (в Беларуси это Департамент финансового мониторинга при Комитете госконтроля. - FINANCE.TUT.BY), куда участники финансового рынка сообщают обо всех подозрительных операциях. Речь идет не только о банках, но также о лизинговых организациях, брокерах, нотариусах, казино и так далее".

FATF - это межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем этим стандартам.
Раз в 4 года FATF проводит "ревизию" того, насколько страны соответствуют международным стандартам. И составляет "черный" список стран, где стандарты не выполняются. Если государство попадает в этот список, то иностранные банки могут, например, закрыть корсчета банков или отказаться проводить денежные переводы граждан из неблагонадежной страны.

"С этого года банки могут отказывать в обслуживании подозрительным клиентам"

Если банк видит подозрительного клиента, сотрудники должны заполнить специальный формуляр и передать его в органы финансового мониторинга.

"Кроме того, с этого года банки могут отказать в обслуживании тем клиентам, которых они посчитали неблагонадежными, - рассказывает о новшествах Анжелика Хаданович. - Речь идет как о юридических лицах и предпринимателях, так и о физических лицах".

сайт: fb.ru

И если банки должны заполнять формуляры только на тех, кого посчитают подозрительными, то все остальные участники должны "собрать досье" и по так называемым пороговым операциям. Спецформуляр нужно заполнить в том случае, если физическое лицо совершило операцию на сумму свыше 2 тысяч базовых величин, для юрлиц и ИП порог составляет 20 тысяч базовых величин.

Чтобы вычислять подозрительных клиентов, Нацбанк разработал список из 56 критериев.

"Среди них есть пункты, которые касаются и внешнего вида, и поведения клиента. Например, если человек при совершении операции постоянно делает звонки третьим лицам, чтобы ответить на вопросы сотрудника банка, - поясняет Анжелика Хаданович. - Если, например, в банк пришел директор фирмы и безработный, оба открыли вклад на 100 тысяч долларов. Второго признают подозрительным. Кассир передаст сведения о нем старшему работнику, и тот уже будет принимать решение, отказывать в проведении операции или нет. Но в любом случае отказ должен быть мотивированным. А вот в Европе банки могут отказать в обслуживании без объяснения причин, так же, как у нас происходит при невыдаче кредита".

Но большинство критериев подозрительности касаются деятельности лжепредпринимательских структур.

"Подозрительными будут финансовые операции, которые не имеют экономического смысла. Например, покупка молока и одновременно продажа запчастей, - рассказывает представитель Нацбанка. - Или, допустим, фирма, в которой числится один работник, вдруг переводит миллиарды за границу. В России были случаи, когда банковские сотрудники приезжали и проверяли склады. Как-то фирма по документам продавала фуру с телевизорами, а на деле оказалось, чтобы загрузить то количество, которое указано в бумагах, нужен грузовик длиной 34 метра".

"Денежный перевод без указания реквизитов может вернуться"

Новшества в законодательстве затронули и такую услугу, как денежные переводы.

"Каждый денежный перевод должен обязательно сопровождаться информацией об отправителе и получателе, - говорит Анжелика Хаданович. - Причем отправитель должен сообщить фамилию-имя-отчество, адрес или личный номер паспорта. Если сумма перевода превышает 100 базовых величин (18 млн рублей. - Прим. FINANCE.TUT.BY), то эти данные сотрудник банка или почтового отделения должен сверить с паспортом".

По словам представителя Нацбанка, если отправить перевод без указания реквизитов, то он может вернуться, потому что его просто "забракуют" банки в другой стране. Также и Беларусь может отказать в приеме перевода, который не содержит нужных реквизитов.

Высокие чиновники и их семьи сразу берутся "на контроль" в банке

Еще один пункт законодательства о внутреннем контроле банков касается такой категории клиентов, как публичные должностные лица.

"К ним относятся значимые политические фигуры (президенты, министры и так далее) как самого государства, так и иностранные, главы международных организаций, а также члены их семей и приближенные к ним лица", - объясняет Анжелика Хаданович.

сайт: gazeta.a42.ru

Под приближенными лицами понимаются, например, партнеры по бизнесу или другие лица, которые часто упоминаются вместе с политической фигурой в СМИ. Так что если какой-то политик не скрывает, что живет гражданским браком или имеет любовницу, то он должен быть готов, что в банке или другой финансовой организации к его второй половине отнесутся с пристальным вниманием. Но это не значит, что банк откажет в открытии вклада или какой-то другой услуге.

"Во-первых, на обслуживание такого лица должно быть получено разрешение руководства банка. Во-вторых, публичные должностные лица должны быть сразу отнесены к высокорискованным клиентам, - поясняют в Нацбанке. - Банк обновляет о них сведения в анкете раз в год, и если такое лицо совершит подозрительную операцию, то формуляр на него должен быть передан в органы финансовой разведки".

Базы данных публичных должностных лиц составляются как в самом государстве, так и международными организациями, в этом случае банки их покупают для использовании в своей работе.
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-20%
-37%
-20%
-20%
-30%
-10%
-31%
-50%
0058043