Публичный счет


Отдельной статистики по количеству дел, заведенных на банковских работников, нет. Да она, вероятно, и не отражала бы всей картины: часть таких преступлений не афишируется. Проблема решается внутри банка: здесь есть служба безопасности, которая, как правило, и вычисляет вора. Потом уже привлекаются правоохранительные органы. Если случай единичный, клиент может и не узнать, что его деньги кто-то украл, пишет "Народная газета".

Пенсионер Виктор Шейгус из агрогородка Глухи Быховского района всю жизнь делал сбережения. В 2011 году открыл счет на несколько миллионов рублей, потом еще один. Эти деньги они с женой не трогали, не снимали даже проценты. На вопросы о том, как там вклад, сотрудница банка, односельчанка, мило улыбалась и говорила, что все хорошо. В апреле прошлого года Виктор Аврамович решил перевести сбережения в валюту: "Приехал в банк, но деньги конвертировать так и не получилось. Сотрудница сказала, что принтер сломался, приходи, мол, в другой раз". Приехать повторно так и не вышло - долгие майские праздники, потом операция на глазу, после которой пришлось сидеть дома. А в конце мая к пенсионеру приехали уже сами представители банка. "Спрашивают: был ли у меня вклад? А я не понимаю, почему был, он же есть", - вспоминает Виктор Аврамович. Выяснилось, что улыбчивая сотрудница банка потихоньку снимала деньги с депозита: сначала "скромненько так" - по несколько миллионов, а потом прибрала к рукам весь вклад.

Виктор Шейгус оказался не единственным пострадавшим в этой истории. Кроме него - еще пятнадцать человек, почти все пенсионеры. Предприимчивая сотрудница банка обворовывала односельчан девять лет. В общей сложности она забрала себе почти 1,5 миллиарда рублей. Деньги вкладчикам пока так и не вернули.

Случай с Виктором Аврамовичем - еще не худший вариант преступной схемы: с договором вклада все было в порядке, подделывались только подписи на платежных документах. А ведь были и те, кто доверчиво "пополнял" и "оформлял" вклады прямо на дому сотрудницы банка: деньги через кассу вовсе не проходили.

Официальный представитель УСК по Могилевской области Оксана Соленюк рассказывает: "В конце мая одна из вкладчиц решила забрать весь свой депозит. С этим возникли проблемы. Дочь пенсионерки написала жалобу на сотрудницу. Благодаря этому банк начал расследование".

Аналогичную схему использовала и кассир филиала одного из банков на Могилевщине, укравшая 10 тысяч долларов в эквиваленте у детей-сирот. В систему она вводила ложную информацию - якобы счет используется, сама же подделывала подписи вкладчиков, кассира, контролера и ответственного исполнителя в расходно-кассовых ордерах. Потерпевшими оказались десять воспитанников вспомогательной школы-интерната. Еще один пример из Жлобина. Здесь работник банка за несколько месяцев похитил более миллиарда рублей.

Кандидат юридических и экономических наук Сергей Овсейко отмечает, что главное в таких случаях - иметь на руках договор: "В нем банк обязуется вернуть клиенту вложенную им сумму. Если договор есть, деньги можно получить обратно. Так что в подобных случаях банковский работник ворует не у клиента, а у банка. Перед клиентом ответственность несет финучреждение".

В прошлом году был вынесен приговор работнице банка из Крупок. Она оформляла кредитные договоры в магазине "Всё для дома". Клиентам, сделавшим покупку в кредит более чем на 4 миллиона рублей, банк предлагал бонусный кредит свыше семи миллионов рублей без оформления. Только вот сотрудница банка покупателям об этом не говорила. Открывала им дополнительный кредит, которым пользовалась сама. Более чем за полгода женщина похитила около 100 миллионов рублей.

По словам Сергея Овсейко, махинации с кредитами - мошенничество в чистом виде: "Кредитный договор вступает в силу с момента подписания. К примеру, договор займа между физическими лицами можно оспаривать по основанию безденежности: договор есть, а деньги не получены. В случае с кредитом это невозможно: если есть договор, значит, сумму выдали. Поэтому, если, например, клиенту предъявляют требования по погашению кредита, а он о нем не знает и договор не подписывал, ему нужно в первую очередь доказывать, что подпись чужая. Необходимо обращаться в милицию и только таким образом вести дело".

Как не стать жертвой банковского обмана? Во-первых, сохраняйте договор и другие документы. Подпись ставьте сами и делайте это разборчиво. Во-вторых, всегда внимательно просматривайте суммы, указанные в любых платежных документах. Лишний ноль может быть ошибкой, а может и ловушкой. Кроме того, после каждой операции по счету проверяйте остаток. И не стоит "забрасывать" депозит на годы. Даже если вы им не пользуетесь, периодически уточняйте, сколько денег на счете. А если вдруг звонят из банка с требованием погасить кредит, который вы не брали, сразу начинайте разбирательство - с такими делами лучше не затягивать.
Нужные услуги в нужный момент
-99%
-15%
-20%
-15%
-50%
-20%