Публичный счет


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Раннее бронирование туров на весну-лето, несмотря проблемы в экономике, идет полным ходом. И хотя операторы отмечают падение спроса на 25%, в 2015 год он смотрят с оптимизмом.

Мировой туризм в 2014 году продемонстрировал прирост путешествий почти на 5%. В русле мировых тенденций оказалась и Беларусь, однако достижения отечественной туристической отрасли были скорректированы на изменения в экономиках соседних государств.
 
В прошлом году туроператоры отмечали повышение спроса на поездки по всем регулярным направлениям. Больше всего прибавили в весе Болгария, Греция, Турция, Египет, Испания и Италия. Успешно стартовали новые проекты - полуостров Пелопоннес (Греция), города Аликанте (Испания), Паланга (Литва). 2014-й запомнился туроператорам открытием альтернативных направлений (Тунис, Иордания). Хотя Иордания не стала страной массового посещения, ее можно рассматривать как новую - для эксклюзивного туризма, рассказала генеральный директор туристической компании Solvex Оксана Бичун.
 
По словам директора второго офиса греческого туроператора "Музенидис Тревел" Светланы Шелег, 2014 год оказался успешным и для греческого направления. "В рамках нашей компании рост по сравнению с 2013 годом составил 45%. Впервые мы поставили чартерную цепочку из Гомеля в Салоники, кроме того, практически в два раза увеличили полетную программу из Минска по направлениям Салоники, Корфу, Закинф", - добавила эксперт. 
 
На фоне роста, который принес белорусскому турбизнесу 2014 год, был заметен определенный спад под воздействием внешних факторов.
 
Серьезный удар по отечественным организациям, работающим в сфере туризма, нанесли события в Украине. Аналитики констатируют, что из общего объема предложений полностью выпал бюджетный отдых, альтернатива которому не найдена до сих пор. Утрата своей привлекательности Крымом и Одесской областью, куда в прошлые сезоны устремлялись тысячи белорусов, срикошетила по многим туристическим организациям страны. В их числе - не только фирмы, специализирующиеся на организации отдыха в этих регионах, но и компании, предлагающие автобусные путешествия в Болгарию и Румынию через территорию Украины.
 
"В тех условиях многие "смелые" туроператоры брались за организацию автобусных туров в Болгарию через Европу. Это давалось нелегко, поскольку добавилось много организационной работы. Например, нужно было готовить документы туристов сразу для двух посольств", - рассказала Оксана Бичун.
 
Еще сезон-2014 запомнился отечественным операторам эпидемией банкротств российских турфирм. "Люди стали искать признаки, по которым можно было бы распознать, кому можно доверить не только свои деньги, но и долгожданный отпуск. Выросли и риски компаний, реализующих туры российских операторов. Ведь если кто-то из них становился банкротом, деньги уже не возвращались, но сохранялась ответственность белорусского турагента перед клиентом, - вспоминает гендиректор Solvex. - Тем не менее, наши граждане сохранили кредит доверия к национальным туроператорам, и это одно из важнейших условий нового сезона 2015 года!"

Белорусские туристы непобедимы

Многие туристические предприятия заранее подготовили на 2015 год ассортимент предложений, в том числе - по Шри-Ланке, Индии, Турции, Израилю, Иордании, Венгрии (в зимний и весенний периоды), по Болгарии, Греции, Абхазии, Краснодарскому краю (на летний сезон), говорит Оксана Бичун. И вот, когда все турпродукты были рассчитаны и предложены в продажу онлайн, началось то, что нелегко было предсказать и предвидеть, - девальвация белорусского рубля.
 
"На ослабление национальной валюты белорусский рынок туруслуг отреагировал стагнацией. Отмечается снижение объемов раннего бронирования на 20-25%", - делится мнением редактор газеты "Туризм и отдых" и сайта TIO.BY Лилия Кобзик. Специалист отмечает, что такой спад для отрасли не смертелен, другое дело, что и развития рынка ждать не приходится. "Чтобы забронировать отели, турфирмам нужны оборотные средства, а их нет, поскольку поток клиентов снизился на четверть. Сейчас ситуация выглядит более стабильной, но, по сути, она никакая. Расчет на то, что рынок вдруг встрепенется и люди начнут много бронировать, делать не стоит", - считает Лилия Кобзик.
 
Фото: Анна и Виктор Вершин
Фото: Анна и Виктор Вершин

Особенностью сезона-2015 стала переориентация спроса на раннее бронирование, считают эксперты рынка. Его общее снижение (вплоть до 25%) сопровождается некоторым подъемом (до 30%) по отдельным направлениям (Греция и Болгария). В целом заметна тенденция, когда клиенты, бронировавшие в прошлые годы отдых в пятизвездочных отелях, в этом году выбирают отели с категорией пониже.
 
"Несмотря на кризис, возросла популярность приобретения туров по таким направлениям, как Болгария, Греция, Турция, Черногория, Испания, - говорит руководитель Solvex. - Причем очевидно явное смещение именно на Болгарию". По остальным направлениям (Турция, Египет, Италия, Германия, Таиланд, ОАЭ и т. д.) эксперты констатируют спад.
 
"То, что в условиях обеднения на 30-40% белорусы продолжают бронировать туры, можно объяснить желанием людей вложить таким образом сбережения. Ведь цена тура на раннем бронировании фиксируется", - пояснила директор второго офиса греческого туроператора "Музенидис Тревел". Кроме того, евро заметно ослаб, соответственно упала и цена в долларах. Это сделало более привлекательными для белорусских туристов европейские направления.
 
Аналитики сходятся во мнении, что белорусы пока не готовы отказаться от отдыха за рубежом. Ведь для большинства из нас поездка за границу - это больше чем просто поездка на море. Это по-прежнему перемещение в другую реальность, удивительную и прекрасную. Отдых, это, наконец, здоровье детей... Вряд ли семьи, которые каждый год выезжают за рубеж, откажутся от своих привычек. Но решающее значение для них будет иметь наличие хотя бы минимальной экономической стабильности.
 
"Мне иногда кажется, что белорусы - самая выживаемая нация. А внешние вызовы делают нас только сильнее. Как бы ни было постоянно финансово трудно, в условиях бесконечной инфляции, отсутствия экономической стабильности, люди откладывают на отдых целый год, и поэтому тот, кто запланировал свой летний отпуск, не упустит возможность сэкономить до 30-40% от стоимости тура на этапе акции "раннее бронирование", - отмечает Оксана Бичун.
 

Ценопад: Таиланд дешевле на треть, Куба – на 28%

Туроператоры традиционно готовы проводить акции и делать скидки лишь в условиях стабильности и роста. "Рентабельность в турбизнесе составляет в среднем 3%, - поясняет Лилия Кобзик. - Поэтому ужиматься со своей комиссии туристические компании не могут: для них это чревато падением рентабельности до уровня на гране банкротства". Условия диктуют авиакомпании и отельеры.

Однако в этом году на мировом туристическом рынке сложилась патовая ситуация. Падение российского рубля, трудности на рынках Казахстана, Украины, Беларуси, Европы и, как результат, снижение туристического потока, подстегнули туроператоров создавать дополнительные условия, которые должны помочь им заполнить отели.
 
По словам белорусских экспертов, в сезоне-2015 ни один добросовестный туроператор не пошел на удорожание тура, наоборот, операторы постарались сохранить цены на уровне прошлого года. Еще более приятный туристический тренд - отельеры массово снижают цены.
 
"Израильтяне размышляют над тем, чтобы пересмотреть стоимость туров в сторону снижения. Они всегда ориентировались на российского туриста и теперь понимают, что если будут держать цены на прошлогоднем уровне, к ним, возможно, никто не приедет. Возможно, произойдет удешевление туров и на других направлениях. Например, та же Турция в этом году недосчиталась гостей", - поделился наблюдениями заместитель директора "Экотур-6" Игорь Баран.
 
Отельеры с пониманием относятся к экономической ситуации в Беларуси и других странах, считают ее временной и стараются поддержать с помощью акций наиболее уязвимые социальные слои населения. "Так, в этом сезоне проводится акция "Золотые годы 55 +". Суть в том, что люди старше 55 лет, приобретая путевку в Болгарию на акции "раннее бронирование", могут сэкономить дополнительно еще 15% от стоимости тура. Для родителей с детьми болгарские операторы проводят акцию "2+2=2". При покупке тура семьей из четырех человек для двоих детей предоставляется бесплатно проживание и питание на весь период отдыха. Греческие поставщики предлагают акцию "Отели дня", когда ведущие отели предоставляют скидки до 50%", - рассказала Оксана Бичун.
 
Руководитель компании "Атлас мира" Артем Кубарев отмечает снижение цен на традиционно дорогой отдых. По его словам, если в сезоне-2014 поездка на Кубу (для двоих на 1,5 недели) стоила 4,5 тыс. долларов, то сейчас ценник снизился до 3,5 тыс. долларов. Таиланд (особенно острова) подешевел на треть. Туры, ранее стоившие 2,5 тыс. долларов, теперь можно приобрести за 1,7 тыс. долларов. Поездки во Вьетнам подешевели с 2,5 тыс. долларов до 1,6 тыс. долларов, путевки в Египет (с вылетом из Минска) - с 2 тыс. долларов до 1,5 тыс. долларов.
 
При этом греческие отельеры, наоборот, будут держать цены, считают эксперты. "Греческие туроператоры быстро переориентировались на другие рынки. Сейчас очень хорошо бронируют отдых туристы из Румынии, Венгрии, Болгарии, даже Китая", - отметила Светлана Шелег.
 
Сезон-2015, по словам работников туристического сектора, должен запомниться белорусам не только скидками, но и самыми долгоиграющими предложениями по бронированию отдыха заранее. Многие операторы в этом году пошли на продление акции "раннее бронирование". Если вначале она должна была завершиться к концу февраля, то теперь расчет – до конца марта, в некоторых случаях – до мая включительно. Операторы, предлагающие своим клиентам непопулярные в текущей ситуации направления, не стали упускать возможность продлить акцию, чтобы откорректировать свою ценовую политику и распродать оставшиеся туры. Те, кто продает путешествия в пользующиеся повышенным спросом места, не преминули предпринять меры для привлечения в ажиотажный сезон как можно большего количества туристов.

Читайте также:
Путевки подорожают, а рынок может уйти в тень. Турбизнес о запрете продавать услуги за валюту >>>
Нужные услуги в нужный момент
-13%
-35%
-10%
-20%
0058043