Публичный счет


Министерство торговли планирует упорядочить покупки в зарубежных интернет-магазинах. Что может подразумеваться под термином "упорядочить" и чем это грозит многочисленным любителям прибарахлиться на китайских сайтах?

Ошеломивший всех белорусских интернет-шоперов новостью об упорядочении министр торговли Валентин Чеканов по существу вопроса так ничего и не сказал, отметив лишь, что жители нашей страны по-прежнему будут иметь возможность совершать покупки в зарубежных интернет-магазинах.

"Этот канал будет работать и дальше, но здесь надо принимать некоторые нормативные правовые акты, чтобы эта торговля была упорядочена, - отметил министр торговли. - Мы по этому пути идем, и уже некоторые вопросы в этом направлении решили".



По мнению Валентина Чеканова, зарубежные интернет-магазины забирают часть оборота у отечественных производителей. Наверное, у тех самых государственных предприятий легпрома, к "убийству" которых приложили руку предприниматели-челноки.

В белорусском легпроме ситуация в самом деле нехорошая. Производить-то производят. Да вот беда - мало кто это покупает. По данным на 1 марта, на складах скопилось готовой продукции на 3,4 триллиона рублей, что в 3,8 раза превышает среднемесячный объем производства.

Однако предыдущие попытки увеличить спрос на белорусскую продукцию за счет административного зажима импорта результата не дали. А в случае с китайскими интернет-магазинами не дадут тем более - перебить тамошних продавцов по цене, ассортименту, а нередко и по качеству белорусские производители просто не в состоянии.

Валюта уходит из страны

Как отметил экономический эксперт "Либерального клуба" Антон Болточко, отсутствием точной формулировки, объясняющей термин "упорядочение", Минторг оставляет широкое поле для догадок.

"Можно предположить, что будут ограничения по покупке через иностранные интернет-магазины, запреты, контроль и штрафы. Зачем? Явная причина - попытка ограничить импорт в Беларусь и отток валюты из страны. Покупка дешевых товаров на иностранных интернет-площадках, безусловно, вытягивает из страны часть валюты", - отметил эксперт.

"Мы не знаем реальных цифр, к сожалению. Однако если они значимые, в нашей экономической системе ограничительные меры могут поспособствовать сдерживанию оттока валюты из страны. Даже несколько десятков миллионов долларов могут оказаться значительной суммой с учетом потерь, которые мы несем на фоне вызовов, существующих на внешних рынках", - считает Антон Болточко.

Интернет меняет облик торговли

По экспертным оценкам, объем рынка интернет-торговли в Беларуси за 2014 год в долларах вырос примерно на 8% и составил 450 миллионов долларов.

Согласно данным исследования белорусского рынка электронной торговли, проведенного компанией Data Insight по инициативе торговой площадки kupi.tut.by, 81% всех интернет-покупок за последние шесть месяцев совершено в Беларуси.



Ключевая страна для интернет-покупателей за пределами Беларуси - это Китай, где совершают покупки 33% всех белорусских интернет-покупателей. Доля покупателей, совершивших хотя бы одну покупку в Китае за последние шесть месяцев, выросла в 1,5 раза. Осенью 2014 года число интернет-покупателей в Беларуси превысило миллион человек.

Как и на соседних рынках, наиболее активно покупают портативную электронику, бытовую технику, компьютеры и комплектующие, мобильные телефоны - каждую из этих четырех категорий хотя бы раз приобретали более 40% всех покупателей в интернет-магазинах, а в сумме эти четыре категории хотя бы раз приобретали более 80% всех покупателей. На втором месте также закономерно находятся товары сегмента fashion. Третье место занимают билеты на транспорт.

Средний чек покупок в интернете в середине 2014 года составил 100 долларов. Больше половины (54%) всех покупок в интернете находится в диапазоне от 25 до 250 долларов.

Белорусским производителям нужно учиться торговать

Что может противопоставить белорусская легкая промышленность потоку в страну китайского ширпотреба, который заказывается через интернет?
Как рассказала начальник управления организации торговли концерна "Беллегпром" Светлана Кахро, в Беларуси планируется создать собственную площадку для интернет-торговли отечественными товарами.

"Этот вопрос встал остро и будет прорабатываться, - сказала Светлана Кахро. - Шаги в этом направлении уже предпринимаются. Для организации площадки будет выделен специалист, который будет заниматься интернет-торговлей, опыт которой имеют многие, но не все предприятия легпрома".

Некоторые белорусские предприятия легкой промышленности пробуют продавать свою продукцию через интернет. Но тех, кто даже не пытается, гораздо больше. Не представлен в интернет-торговле знаменитый белорусский бренд - Elema. Та же ситуация со "Свитанком", "Купалинкой", "8 Марта".

А ведь у продукции этих (и не только этих) предприятий большой потенциал, о чем может свидетельствовать тот факт, что многие белорусские товары легпрома активно берут на реализацию российские интернет-магазины, где проблема конкуренции с китайскими производителями стоит не менее остро.

Можно, конечно, и дальше нарекать на китайцев и ипэшников, но продвижение белорусского товара за счет ущемления права потребителя на выбор - это плохая практика.

В любом случае, считает Антон Болточко, сегодня, когда покупательная способность падает, потребитель будет смотреть в первую очередь на стоимость продукции, а не на производителя. И в таких условиях, скорее всего, из двух вариантов - купить дорогое белорусское или не купить ничего - население будет выбирать второй вариант.

Читайте также:
Минторг: Покупки белорусов в зарубежных интернет-магазинах планируется упорядочить >>>
Нужные услуги в нужный момент
0058415