Налегке
Идея Банк
11%
12 месяцев
РРБ-Банк
12%
Оранжевая мечта - Go Кэш
Белорусский народный банк
14.9%

Все кредиты

Публичный счет


Больше половины россиян считают, что в их стране наступил кризис, свидетельствуют данные опроса холдинга "Ромир". При этом 43% опрошенных готовы экономить на путешествиях и развлечениях, а также покупать более дешевые вещи.

Наличие кризиса в России признают 53% россиян, а 43% готовы перераспределить свой семейный бюджет в пользу еды и товаров первой необходимости, отказавшись от излишеств, свидетельствуют данные опроса холдинга "Ромир" (проводился с 17 по 24 марта 2015 года, участвовали 1,5 тысячи человек по всей России, включая сельскую местность). Еще 39% считают, что ситуация в стране не является кризисом, а есть лишь некоторые проблемы экономического характера, 3% уверены, что проблем нет.

Больше всего участников опроса беспокоит рост цен на товары и услуги: в том, что тема роста цен затрагивает их лично, признались 79% опрошенных. Еще 51% участников опроса заявили, что на их жизни отразилась девальвация рубля. По словам президента исследовательского холдинга "Ромир" Андрея Милехина, наиболее чувствительными к девальвации национальной валюты оказались 10–15% россиян, регулярно выезжающих за рубеж.

Примерно треть опрошенных (33%) заявили о том, что их так или иначе коснулась проблема сокращения рабочих мест, четверть (25%) упомянули об урезании зарплат. Еще 32% отметили, что для них кризис выражается в напряженной международной обстановке. "Это связано с информационным потоком в СМИ, которые заставляют зрителя или читателя чувствовать себя неуютно", - уверен Милехин.

Чтобы справиться с кризисными явлениями, россияне готовы отказаться от дорогостоящих покупок (30%), сократить расходы на еду и товары первой необходимости (17%), отказаться от лечения и образования (10%). При этом 21% опрошенных заявили о том, что собираются найти дополнительный заработок, чтобы преодолеть экономические трудности, а 13% планируют выращивать овощи и фрукты на даче и заниматься собирательством.

"Наши попытки перенести выводы, которые мы усвоили из прошлых кризисов, на сегодняшний день провалились. Если в 1998 году большая часть населения закупала еду и боялась голода, а в 2008-м сметала с полок чайники и гаджеты, то в 2014-м - дорогие плазменные экраны и автомобили класса "люкс". В 2008 году резко возросла посещаемость торговых центров: люди искали, где можно купить дешевле. Сейчас посещаемость упала, покупатели не готовы тратить на поиск выгодных предложений много времени", - рассуждает Милехин.

Услуги: никаких излишеств

В первую очередь потребители будут экономить на развлечениях (сюда входят кино, театры, концерты, выставки, ночные клубы и прочее) - от них готовы отказаться 37%​​ участников опроса. Кроме развлечений люди готовы отказываться от отдыха и путешествий (32%), деликатесов (30%), ресторанов (21%), покупки новой одежды и обуви (21%), свидетельствуют данные "Ромира". При этом всего 15% готовы отказать себе в алкоголе (столько же готовы экономить на еде) и 14% - в покупке новых гаджетов.

Читайте также:
Экономические страхи: европейцы боятся безработицы, а белорусы - роста цен >>>

Нужные услуги в нужный момент
-18%
-20%
-30%
-45%
-30%
-10%
-20%
-50%
-50%