Эксклюзив


/ Фото: Евгений Ерчак,

"У меня на скидках вещи продаются дешевле, чем я их закупала у оптовиков", – говорит Ольга Шахмуть, показывая на вешалках плащи и куртки за 350 тысяч. Раньше они же стоили больше миллиона. Другого способа быстро избавиться от остатков товара, ввезенного когда-то без сертификатов качества, у предпринимательницы просто нет. А в конце года он окажется вне закона и его попросту придется выкинуть.

– Я торгую женской одеждой, обычно закупалась в Москве. Но там получить все необходимые сопроводительные документы невозможно. Процедура соблюдения условий Техрегламента в Беларуси немыслимо дорогостоящая. Новый товар должен быть с полным пакетом документов. Я уже давно прорабатывала разные варианты. Но пока достойного не нашла, чтобы цена со всеми издержками устроила потребителя, рассказывает Ольга.

Корреспондент FINANCE.TUT.BY предложил предпринимательнице изменить привычный маршрут и поехать за товаром не в Москву, а на оптовую базу под Минском. В марте во время встречи с ипэшниками президент потребовал от чиновников на местах выложить там "полный ассортимент, который на Черкизовском рынке есть".

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Ольга Шахмуть раньше держала несколько точек на разных рынках. Но сейчас оставила только павильон в торговом центре "Подземный город". Кризис заставил "ужаться".

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Из баз, которые есть в списке Миноблисполкома, мы выбрали склады ООО "Иноколор Плюс" в Боровлянах. До начала работы с предпринимателями компания 15 лет прямиком из Турции и Китая возила трикотаж и нижнее белье для крупных торговых сетей и универмагов.
 
– Год назад нам позвонили из исполкома, спросили, что мы поставляем, и включили в список оптовых баз для предпринимателей. Лично никто из чиновников к нам не приезжал, – говорит заместитель директора "Инколор Плюс" Александр Зиновенко.
 
Сама компания была бы и рада расширить рынки сбыта за счет предпринимателей. Но вот сами ипэшники интереса к базе не проявляют. В общем объеме продаж компании на ИП приходится не более двух процентов товара.
 
– Когда только начали говорить про белорусские оптовые базы для предпринимателей, к нам приходили люди. Но на постоянной основе остались работать единицы. Остальные один раз взяли товар с документами и потом больше не появлялись, – рассказывает Александр.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Но мартовская встреча президента с предпринимателями и новая волна разговоров про отечественные оптовые базы драйвером для ипэшников не стали. "Активность со стороны индивидуальных предпринимателей по получению товаров с оптовых организаций низкая", – признают в Миноблисполкоме. Это подтверждают и в "Инколор Плюс". Ольга Шахмуть и ее коллега, предпринимательница с 23-летнем стажем Жанна Яткова, – первые новые клиенты-предприниматели на этой базе за последние месяцы.
 
На складе все вещи запакованы и стопками сложены на полках. Схема работы простая: интересуешься нужным товаром, распаковываешь, нравится – покупаешь.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Главное отличие белорусских складов от российских оптовых рынков заключается в том, что у наших весь товар продается с документами, которые подтверждают качество и происхождение товара. Без этих сертификатов продавать одежду нельзя. Это требование 222-го указа президента. Иначе товар просто конфискуют.
 
– На первый раз у нас установлена минимальная сумма заказа в 10 миллионов с полной предоплатой. С постоянными клиентами можно договориться об отсрочке до месяца. Оплата только по безналичному расчету, – предупреждает замдиректора базы.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Склад продает вещи со всеми необходимыми документами - это плюс. Минус в том, что с ними товар сильно увеличивается в цене.

Жанна Яткова сразу обращает внимание, что работать по безналу ипэшникам неудобно. А обязательную сумму заказа в 10 миллионов не все предприниматели сегодня могут потянуть. Особенно это касается людей из регионов.
 
– Уменьшить сумму для первой партии мы не можем. Для последующих – пожалуйста. Так мы страхуем свои риски, – объясняет Александр позицию компании. – Где гарантия, что, купив по одной вещи, предприниматель потом под наши документы не привезет такой же товар из Москвы и не будет продавать его с нашими сертификатами?!
 
Компания Александра закупается на тех же базах в Китае и Турции, что и московские оптовики.
 
– Мы сначала сами летим за границу, заказываем вещи. И оттуда к нам приходит контейнер. Здесь мы его растамаживаем, а потом делаем документы по Техрегламенту, – раскрывает свою схему работы замдиректора.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
 
Ассортимент обновляется раз в один-два месяца. Что именно везти, выбирает местный товаровед. Александр признается, что закупает база в основном дешевые вещи. Они хорошо продаются, и поэтому старым клиентам нравится.

Отсрочкой платежа сегодня никого не удивишь, говорят предприниматели. В нынешней экономической ситуации так работают все поставщики. А частота обновления ассортимента товара на белорусских базах оставляет желать лучшего: в России это происходит практически каждую неделю.
 
– На рынках такая одежда продаваться не будет, – выносит вердикт Жанна Яткова, разворачивая китайскую женскую блузку. На оптовой базе она стоит около 130 тысяч. – Это уже устаревший ассортимент, если можно так сказать. Его в магазине еще смогут купить. Но на рынок за таким не пойдут.
 
– К нам в торговые центры покупатели идут в поисках чего-то эксклюзивного, ищут вещи с какой-то изюминкой. Все остальное люди могут найти и в обычных магазинах. И это нормально – у каждого своя ниша, – добавляет Ольга Шахмуть. – У нас в стране одеждой и обувью торгуют более 70 тысяч предпринимателей. И наши базы не смогут обеспечить каждого ИП нужным именно ему ассортиментом товара по конкурентоспособной цене.

Заместитель директора базы с этим согласен. Его компания уже много лет привозит вещи под конкретные торговые сети, которые под себя заказывают крупные партии товара по низким ценам.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
 
Еще год назад чиновники надеялись по такой же схеме наладить и работу складов с предпринимателями. Они хотели, чтобы белорусские оптовые базы возили товар именно тех брендов, которыми ипэшники давно и успешно торгуют. Специально для этого на рынках проводилось анкетирование, которое по итогу ни к чему не привело. Ольга говорит, что план с самого начала был провальным.
 
– Нам предлагали указать торговые марки и производителей, которые бы мы хотели видеть на оптовых складах. Но рассказать оптовику то, что мы возим, чтобы он привозил что-то под нас – это полностью раскрыть свою коммерческую тайну, – объясняет предпринимательница. – Мы годами изучали спрос, нарабатывали и поставщиков, и свой ассортимент. А сейчас, обучив этому оптовые базы, я увижу свой же товар на каждой второй точке. Таким образом, я просто сама себе напрочь перекрою кислород.
 
По-другому не получится. Возить небольшие партии товара под конкретных ипэшников вряд ли какая-то база согласится, говорит заместитель директора "Инколор Плюс" Александр Зиновенко. Это просто невыгодно.
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
 
Разобравшись с трикотажем, предприниматели переместились к полкам с нижнем бельем.
 
– Я раньше и сама продавала нижнее белье. Но после того, как ввели обязательную сертификацию, вынуждена была закрыть эту точку. Потому что по новым условиям я не в состоянии, как предприниматель, сделать все документы, – рассказывает Жанна Яткова.
 
Все здешнее белье уже с документами и значком EAC. По словам Александра, еще ни одну партию Госстандарт не вернул обратно. Но Жанна своим профессиональным взглядом быстро нашла женские трусы, которые предприниматель лично сертифицировать бы не смог.
 
– Они воздухонепроницаемые, а это уже нарушение Техрегламента. Я просто уже разбираюсь в этом, потому что я целый месяц провела в Госстандарте, – говорит Жанна.
 
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Жанна Яткова проводит "экспресс-тест" качества трусов, продувая ткань. Воздух не проходит, а значит, сертификацию они вряд ли пройдут.
 
Предпринимательница объяснила, как такое могло получится. Дело в том, что когда на склад приходит представитель контролирующих органов, он делает отборку. Поэтому испытания проходит лишь часть товара: из-за больших объемов все исследовать объективно невозможно. А документы выдаются на всю партию.

Опубликовано опровержение
 
У ИП же схема другая: контролер смотрит весь ассортимент, вывешенный в павильоне.
 
Справедливости ради стоит отметить, что "спорными" здесь оказались только одни трусы. К качеству других у предпринимателей вопросов не было. Оказалось даже, что Ольга Шахмуть и сама в универмаге "Беларусь" покупает детям белье, привезенное "Инколор Плюс".

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Но даже то, что проходит по качеству, не всегда пройдет на рынке по цене, уверяют ипэшники.
 
– Здесь закупочная цена трусов – 25 тысяч. (Это значит, что на рынке они должны продаваться примерно за 35-40 тысяч. – Прим. FINANCE.TUT.BY). Но у нас на "Импульсе" такие же, но только без документов в розницу стоят 15. В Москве они вообще стоят около полдоллара, – объясняет Жанна Яткова порядок цифр.
 
Разницу в цене на одни и те же товары Александр Зиновенко объясняет дополнительными издержками, которые несут белорусские оптовики. По сути, покупателю придется переплатить в два раза только из-за того, что на этикетке будет стоять знак качества.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
 
Представитель оптовой базы признается, что по пути из Пекина или Стамбула в Минск вещи дорожают в два раза. Всему виной – накладные расходы: доставка, растаможка, НДС, торговая наценка и дорогая сертификация. При этом рентабельность компании "Инколор Плюс" - всего 3-5%.
 
– Большим базам с их объемами, во-первых, проще пройти испытания, во-вторых, не так накладно. То же самое и с растаможкой. А малому бизнесу это не под силу, – уверяет Жанна Яткова. – Я месяц провела в Госстандарте только для того, чтобы сделать документы на одежду второго и третьего слоя (майки, блузки, брюки, куртки). Но, честно говоря, сертификаты не всегда гарантируют качество, и, более того, нашему потребителю они не важны. Об этом люди сами говорят нам на рынке.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
 
Помимо прочего, у Жанны есть на одном из минских рынков обувная точка. Ради эксперимента она решила взять на оптовой базе на реализацию десять пар балеток и женских ботинок. Но за неделю продала только одну пару. И то своей соседке.
 
Но здесь никаких личных претензий, обращают внимание предприниматели. Только бизнес. И у каждого он свой.
 
– Сейчас оптовые базы заставляют привозить товар и для предпринимателей. Но из этого вряд ли что то получится, – говорит Жанна. – Но я хочу, чтобы все поняли, что никаких препятствий и проблем оптовые базы нам не создают. Мы не конкуренты, а коллеги. И неправильно, когда государство пытается столкнуть нас лбами. Пускай все работают. Но просто надо понимать, что у каждого своя ниша. И каждый должен заниматься своим делом.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Нужные услуги в нужный момент
-37%
-20%
-20%
-50%
-20%
-10%
-20%
-50%