Офтоп


сайт: investsafe.ru
сайт: investsafe.ru
В апреле банк в системе безналичных расчетов по картам выставлял курс покупки валют ниже, чем курс продажи. В итоге некоторые клиенты смогли заработать на конвертации до 50 тысяч долларов.

Тинькофф Банк требует с клиентов деньги, полученные в результате технической ошибки с курсами валют. Как сообщил "Коммерсантъ" со ссылкой на клиентов банка, в апреле Тинькофф Банк в системе безналичных расчетов по картам выставлял курс покупки валют ниже, чем курс продажи. В результате некоторые клиенты смогли заработать на конвертации от 10 тысяч до 50 тысяч долларов.

Спустя неделю Тинькофф Банк заметил проблему, пересчитал все обменные операции по правильному курсу, рассказал изданию один из клиентов банка, который спустя какое-то время после операции по обмену валюты заметил убытки на своем счете.

В Тинькофф Банке утверждают, что речь не идет о техническом сбое. По словам директора по коммуникациям банка Дарьи Ермолиной пересчет обменных операций коснулся нескольких клиентов банка, которые переводили деньги на валютные счета в "Тинькофф" с рублевых карт других банков. "В данном случае операции по зачислению средств в рублях проводились по валютным картам с использованием сторонних сервисов, поэтому возникла курсовая разница между курсом на день совершения операции авторизации и курсом на день финансовых расчетов, - говорит Ермолина. - Операция аналогична операциям покупки в иностранной валюте по рублевым картам или оплате покупок рублевой картой в других странах".

В этом случае кросс-валютная операция происходит не мгновенно, а занимает несколько дней. Банк-эквайер отправляет в международную платежную систему информацию об операциях. После этого международная платежная система выставляет счет банку-эмитенту. За время этих операций курс валюты может измениться и значения итоговых сумм операций могут отличаться от первоначальной суммы операции, заблокированной на карте.

В Тинькофф банке считают, что если деньги проводятся через сторонние сервисы (например, интернет-банк другого банка) ответственность за уведомление о возможном изменении курса во время конвертации лежит на этих сервисах. "Предупреждали ли эти сервисы клиентов о том, что курс на день клиринга может отличаться от курса на день авторизации, нам неизвестно", - говорит Ермолина.

Проблему с отличием курса конвертации от заявленного в интернет-банках российские кредитные организации решают по-разному. Обычно банки предупреждают об этом, но, например, в интернет-банке Райффайзенбанка такого предупреждения нет.

Впрочем, в самом Тинькофф Банке о возможном изменении курса при переводе на карту стороннего банка в другой валюте также не предупреждают. С долларовой карты Тинькофф можно перевести деньги на рублевую карту другого банка с помощью SWIFT-перевода, рассказывает генеральный директор агентства Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев, который по просьбе РБК Quote попробовал провести такую операцию. "В этом случае банк предупреждает, что берет комиссию в 15 долларов, но информации о курсах нет", - говорит Скобелев.

Если пострадавшие клиенты обратятся в суд, шансы на взыскание денег невелики, считают юристы. "В случае межбанковских переводов процессинг идет через платежные системы, а не внутри интернет-банка. В этом случае курс устанавливается платежной системой. Эти условия должны быть прописаны в правилах банка. Если они прописаны, то у клиента не должно быть претензий", - считает заместитель председателя правления банка "Ренессанс Кредит" Сергей Королев.

Если информация о том, что курс обмена валюты может отличаться, прописана в тарифах банка, то считается, что клиент извещен, добавляет юрист общественной организации потребителей Финпотребсоюз Алексей Драч. "Банк не обязан расписывать, каким будет курс в каждом конкретном случае. Страховые компании и банки пишут толстые договоры, их обязательно нужно изучить, прежде чем совершать с ними операции", - советует Драч.

Клиенты Тинькофф Банка не первый раз пытаются заработать на ошибках банка. В 2013 году житель Воронежа Дмитрий Агарков добавил в договор с банком фразу, что ему предоставлен беспроцентный кредит. Нарушение этих условий означало, что банк должен будет выплатить ему неустойку в 24 миллиона российских рублей. После того как история получила огласку, представители банка грозили возбудить против Агаркова уголовное дело о мошенничестве. Но в итоге банк и клиент отказались от взаимных претензий.

В конце декабря в похожей ситуации оказался Сбербанк. Житель Перми Алексей Иванцов купил датские кроны дешевле реального курса, однако в банке позже заявили, что произошел технический сбой и проведенные операции отменены. Иванцов обратился в суд. Судебное разбирательство продолжается до сих пор.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-30%
-25%
-10%
-25%
0058345