Налегке
Идея Банк
11%
12 месяцев
РРБ-Банк
12%
Оранжевая мечта - Go Кэш
Белорусский народный банк
14.9%

Все кредиты

Эксклюзив


/

Ресторанный бизнес остро реагирует на проблемы в экономике: все больше кафе, ресторанов и баров, как и предсказывали эксперты, закрываются или выставляются на продажу. Корреспондент FINANCE.TUT.BY разобрался, в чем причина массовой распродажи заведений общепита и кому в этом бизнесе грозит скорое вымирание, а кому – бурное развитие.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

"Летом людям не до ресторанов"

В байнете можно найти с сотню объявлений о продаже всевозможных заведений общепита: от кофеен и придорожных кафе до больших элитных ресторанов и ночных клубов. Например, сейчас продаются ресторан "Тусэ", кафе "Дача", бар Cuba Libre, ночной клуб Burlesque... И это только верхушка айсберга: большинство сделок, как говорят специалисты, совершается среди своих людей, "чтобы не создавать лишнего шума".

Массовая продажа объектов общепита связана, прежде всего, с невысокой покупательной способностью населения – снижается средний чек. По оценке экспертов, средний чек в валюте уменьшился примерно на треть: сегодня в кафетериях он составляет 5-6 долларов, в ресторанах среднего ценового класса (например, пиццериях) – 10 долларов, в элитных заведениях – 25-30 долларов. Это все без учета алкоголя. В рублях средний чек особо не изменился: с одной стороны, люди стали экономить, с другой - цены в кафе и ресторанах выросли. Вторая причина "распродаж" – это перенасыщение. Конкуренция очень сильная, и занять свою нишу на рынке непросто. Кроме того, дорожают продукты, нужно поддерживать зарплаты сотрудников. Не стоит забывать и про сезонный фактор.

"Летом в городе становится меньше людей. Одни уезжают в отпуска, другие проводят свободное время за городом, на дачах или пляжах – мало кто ходит в рестораны и кафе, – объясняет Павел Мошевич, владелец доставки и ресторана китайской кухни "Быстрый Ли". – Спад летом чувствовался всегда. В прошлом году подъем начался где-то с середины августа".

По словам специалистов, от кризиса в первую очередь страдают всевозможные питейные заведения: бары и пабы. Здесь успешно работает лишь половина объектов.

сайт: www.chefs.by
Снимок носит иллюстративный характер. Фото с сайта www.chefs.by

"Питейных заведений в Минске уже переизбыток, а вот людей, которые привыкли вечером посидеть с кружкой пива за барной стойкой, мало. Новые бары и пабы открываются постоянно, потенциальный посетитель за ними не поспевает. В Европе такие заведения ориентируются на туристов, но их в Минске пока немного, – считает директор ресторана "Магнат" в мега-клубе "Титан" Жанна Казак. – Рестораны, которые изначально получили известность и нашли своего посетителя, продолжают существовать и успешно развиваться".

Также от низкого трафика страдают рестораны, которые колеблются между демократичным заведением и объектом премиум-класса. Ценник у них слишком высокий, чтобы привлечь массового посетителя, скажем, студента или офисного служащего, но в то же время они недостаточно элитарны, чтобы соответствовать вкусам состоятельной аудитории. Эксперты говорят, что в городе найдется лишь 10-15 успешных премиум-ресторанов – все остальные, кто пытается работать в этом сегменте, сейчас испытывают трудности.

"Сегмент фастфуда в кризис растет"

В "зоне безопасности" находятся дешевые кафе и фастфуд, а также знаковые места с необычным и продуманным форматом. Но даже подобных успешных заведений коснулся кризис. Рассказывает Алексей Садовой, управляющий партнер баров Id Bar, "Герои", "Бессонница", "Счастье есть":

"Январь и февраль мы терпели, теперь занимаемся оптимизацией. Штат не сокращали вообще, но и зарплату не индексировали. Цены подняли немного, изменили меню. Никакой экономии на продуктах, но работаем с поставщиками на предмет скидок и отсрочек. Дела сейчас у нас идут неплохо. Людей меньше не стало".

Успех на рынке общепита, говорят эксперты, может гарантировать известная франшиза. Например, такие бренды, как Burger King и Papa John's, пришли в Беларусь как раз в разгар кризиса. Судя по вызванному ажиотажу, никаких проблем рестораны не испытывают и уже планируют дальнейшее расширение своих сетей. Например, второй Burger King должен открыться в Минске уже в начале следующего года.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

"Тот сегмент, который сейчас развивается, – это именно фастфуд. Он менее всего подвержен кризисным явлениям. Если рассматривать рынок России, в периоды кризисов именно он показал наименьшее падения", - объясняет руководитель Ассоциации франчайзеров и франчайзи Ольга Леонтьева.

Приход таких крупных игроков, как Burger King и KFC, в Беларусь в период кризиса, по словам эксперта, простое совпадение: процесс переговоров и последующей подготовки к открытию длится достаточно долго, иногда даже по несколько лет. "В ближайший год пополнение рынка общепита известными брендами продолжится. На заключительной стадии находятся еще несколько проектов, и как минимум два должны появиться", - резюмирует Ольга. Одним из них может стать, например, американская сеть Subway.


"Людям проще положить деньги в банк, чем вкладывать в ресторан"

"В Беларуси еще нет культуры общепита. У нас рестораны не предназначены для ежедневного питания, это больше эксклюзив, который люди могли позволить себе на лишние деньги. Так как у людей сейчас лишних денег нет, то и в рестораны они реже ходят, – рассказывает Олег, который продает свое кафе на проспекте Победителей, – Цены у нас указаны в белорусских рублях, но привязаны они к доллару. Существенно поднять их мы не можем – к нам тогда вообще никто ходить не будет.

Кафе Олега успешно работало на протяжении 7 лет, пережило предыдущие кризисы. Сейчас ситуацию ухудшила ситуация в России: основной бизнес владельца ресторана, который мог бы дотировать кафе, был ориентирован именно на нашу восточную страну-соседку.

Свое кафе в 200 квадратов Олег продает за 80 тысяч долларов. Покупателей найти сейчас очень сложно. "Люди хотят открыть какое-нибудь казино или игровые автоматы поставить, чтобы наверняка деньги приносило. А у нас из-за месторасположения казино вряд ли разрешат открыть. Вот покупателей и нет", – говорит Олег. Что делать, если вдруг покупателей не найдется, владелец пока не знает.

Бистро и службу доставки "Быстрый Ли" Павел Мошевич выставил на продажу еще в январе этого года. Стартовая цена – 4,5 миллиарда рублей. "Всегда есть место торгу, - говорит Павел. – Но, честно, никто даже не разговаривал". С марта не было ни одного желающего купить "Быстрый Ли".

сайт: www.kuponika.ru
Снимок носит иллюстративный характер. сайт: www.kuponika.ru

"Люди, которые обладают деньгами, с удовольствием сидят на этих деньгах. В нашем государстве необычайно высокие ставки по депозитам, государство дало возможность людям просто и легально зарабатывать большие деньги. Гораздо выгоднее положить в банк и получать ежемесячный доход, при этом ничем не рискуя", – объясняет Павел.

По словам Павла, объявление о продаже – это, скорее, способ поиска партнеров.

"В такие кризисные времена можно даже увеличить объемы путем объединения или слияния разных компаний. "Быстрый Ли" занимается только китайской коробкой. Если бы можно было кому-то из тех, кто занимается суши или пиццей, объединиться – мы бы получили два продукта. А люди едят и пиццу, и суши, и лапшу. Когда деньги идут в одну кассу, выручка растет".

Кстати, схожую тактику преодоления кризиса выбрал гендиректор российской сети Killfish Дмитрий Евсеев. Его компания недавно предложила предпринимателям - владельцам заведений в Москве и Московской области, с трудом переживающим экономический спад, присоединиться к сети и провести ребрендинг своих точек. Пережить кризис в одиночку, объясняет свою позицию гендиректор, крайне сложно.

Закрывать "Быстрый Ли" Павел Мошевич пока не планирует – китайскую кухню ресторатор считает крайне перспективной. "На смену века суши приходит век лапши", – говорит он. Тем более что у "Быстрого Ли" не все безнадежно плохо: пока заведение работает "плюс-минус в ноль".

"Пришлось закрыть центр доставки в Уручье. Пришлось сократить персонал и перевести людей на плавающий режим работы. Таким образом мы смогли выйти на более экономичный режим работы", – говорит ресторатор.

"Крупные рестораны будут искать себя в регионах"

В регионах ситуация почти такая же, как и в столице. Правда, заведений общепита там, равно как и посетителей, меньше, средний чек тоже уменьшается. При низкой марже и невысоком потоке посетителей перспективы ресторанного бизнеса там не самые радужные. Исключение, как и в Минске, составляют кафе и рестораны с оригинальной концепцией, удачным местоположением или сильным брендом.

Фото: TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: TUT.BY

Несмотря на кризис, открыть сейчас свое заведение в регионах намного проще, убежден управляющий сети кофеен "Кофе Саунд" Никита Чаков. Кофейня компании работает в Барановичах, в ближайшие месяцы откроются заведения в Гродно и Пинске. Главное, вести грамотную ценовую политику, учитывая более низкую платежеспособность населения.

"Рынок столицы во многих нишах общепита почти насыщен, и в первую очередь крупные игроки, нацеленные на непрерывный рост, постепенно начинают развитие и в областных центрах РБ. На мой взгляд, открыть торговый объект там сейчас гораздо проще, нежели в столице. В первую очередь это связано с наличием перспективных площадей для размещения: в центре города, иногда даже на главной пешеходной улице, можно найти подходящее помещение",
– говорит Никита Чаков.

"Столицу ждет передел ресторанного рынка"

По словам специалистов, в ближайшие два года Минск столкнется с переделом ресторанного бизнеса: небольшие кафе и рестораны со слабыми торговыми марками закроются, на их место придут известные сети быстрого питания. Этот процесс уже запущен: недостаточно раскрученные заведения завершают работу, а на рынок выходят международные бренды вроде Burger King, KFC и Hesburger. При этом уже представленные в стране операторы, такие, как McDonald’s, расширяют свои сети.

"Минску не хватает демократичных кафе с доступными ценами и блюдами сложнее, чем сэндвич или пицца. Заведения с белорусской кухней и вовсе можно пересчитать по пальцам", – отмечает заместитель директора по маркетингу OOO "Завод Бульбашъ" Андрей Бутовский.

Ресторан Васильки. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

К тому же в кризис, как ни странно, складываются отчасти благоприятные условия для запуска нового бизнеса. Свободных площадей под объекты общепита в Минске стало больше – как следствие, снизились арендные ставки. Можно провести параллели с рынком торговых площадей, стоимость аренды которых с начала года упала примерно на 20%.

"Найти помещение в торговом центре или жилом доме для открытия кафе и ресторана стало проще
, – отметил руководитель проектов по торговой недвижимости "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса" Дмитрий Дробышев. – Собственники, как правило, готовы идти на уступки, в том числе устанавливать приемлемые ставки и предлагать арендные каникулы. Все это в среднесрочной перспективе позволит ресторанному бизнесу вздохнуть свободнее".
Нужные услуги в нужный момент
0058433