В Беларуси ввели так называемую нулевую ответственность для владельцев пластиковых карточек. Теперь, когда у вас украли деньги с карточки, то вы можете в течение 30 дней обратиться в банк, и деньги вам вернут за 45 дней, если их украли в Беларуси, и за 90 дней, если это случилось за рубежом.

«Добросовестных граждан принцип нулевой ответственности, безусловно, защищает. Но на самом деле ответственность владельца карточки никто не отменяет, и она будет учитываться в спорных ситуациях. В любом случае, в оговоренный срок в этом постановлении банк будет возвращать деньги клиенту. Если вы в течение 30 дней составили заявление, что деньги несанкционированно списали. Но в любом случае будет уголовное дело и расследование, и если в результате будет обнаружено, что клиент не выполнял договор или намеренно передал карточку, чтобы обмануть банк, то банк будет иметь право вернуть средства и подать в суд на клиента, который смошенничал», — объясняет пресс-секретарь системы «БелКарт» Марина Роман.

Понятно, что сейчас многие банки начнут пересматривать свои договоры с владельцами платежных карточек. И многие банки уже начали прописывать обязанности клиента, поясняет пресс-секретарь Нацбанка Александр Тимошенко.

В Альфа-банке уже появились поправки в соглашения. В принципе, ничего уникального в них нет, и очевидно, что подобные изменения будут и в других банках. Хотя каждый банк может реагировать на нововведение по-своему.

Так, банк может отказать клиенту в возврате денег, если тот нарушил сроки подачи заявления и нарушил порядок использования карточки: не выполнял рекомендации и не принял меры для блокировки.

Клиент обязан:

— обеспечивать, чтобы карточка использовалась только держателем и никому другому не передавалась;

— при совершении операций в организациях торговли (сервиса) и банках контролировать пребывание карточки в его поле зрения;

— не передавать карту или реквизиты организациям торговли (сервиса) и банкам для проведения операции с использованием карточки, если есть сомнения в их надежности, а также никому не передавать карту или реквизиты в любых других случаях;

— хранить карточку и реквизиты в надежном месте, недоступном для других лиц. ПИН рекомендуется запомнить или зашифровать, а конверт и вкладыш с ПИН уничтожить;

— использовать для проведения операций карточки с микропроцессором (чипом);

— подключить к карточке один или несколько видов оповещений (СМС или по e-mail);

— увеличивать лимиты по операциям с карточкой только на период, необходимый для совершения соответствующих операций.

Есть универсальные правила, которые банк должен объяснять клиентам, говорит пресс-секретарь «БелКарт» Марина Роман.

«Если вы не подключили СМС-банкинг, то вы рискуете. Нужно для различных целей использовать разные карточки. Не передавать карточку третьим лицам. Например, официант в кафе не может уносить вашу карточку. Так не должно быть, вам должны принести терминал либо вас отвести к нему».

Также клиент банка должен заблокировать карту, как только узнает о ее несанкционированном использовании. Так, если сообщение о пользовании карточкой пришло с 7.00 до 0.00, карточку нужно заблокировать в течение часа, если сообщение о снятии денег со счета пришло с 0.00 до 7.00, то не позднее, чем в 8 утра.