Публичный счет


Указ президента № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций», который вступил в силу с 1 января 2015 года, создал условия для возникновения в стране теневого микрофинансового рынка, считают эксперты.

Вопрос о деятельности в Беларуси микрофинансовых организаций поднимался Национальным банком не один раз, пока в 2014 году президент не подписал соответствующий указ. По замыслу разработчиков, документ должен был упорядочить деятельность микрофинансовых организаций и дать гражданам хоть какие-то гарантии сохранения вкладов.

Документ конкретно прописывал, кто имеет право получать и выдавать микрозаймы, как часто и какие требования для этого необходимо выполнить.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Согласно указу, предоставлять и получать микрозаймы (три и более раз в месяц) имеют право только микрофинансовые организации, к которым относятся ломбарды, потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, а также фонды. Причем даже потребкооперативы и фонды обязали работать исключительно со своими членами и только после включения в реестр микрофинансовых организаций Нацбанка. Тем, кто на момент вступления указа в силу уже работал на микрофинансовом рынке, отводилось полгода, чтобы войти в русло закона. Срок закончился 1 июля.

Создали не только реестр, но и «серый» финансовый рынок

С вступлением указа № 325 в силу в Беларуси начал формироваться реестр микрофинансовых организаций. Но сначала процесс шел со скрипом. На июнь в реестре числилось всего 36 субъектов. Большинство игроков как работали, так и продолжали работать. Только когда срок разрешенной легальной деятельности стал подходить к концу, многие зашевелились, в результате чего численность реестра всего за месяц увеличилась почти втрое. В настоящее время в нем числятся 94 микрофинансовые организации.

«Одолжить до зарплаты»: Нацбанк обнаружил в интернете запрещенные объявления о кредитах

итать полностью: https://finance.tut.by/news446974.ht

Впрочем, кроме реестра после вступления в силу указа № 325, в Беларуси начал организовываться и «серый» микрофинансовый рынок. Появились новые организации, которые выходили на рынок в обход указа № 325. Например, одна организация всего за месяц в обход законодательства сумела заключить более 180 финансовых договоров, пока один из клиентов на пожаловался в Комитет госконтроля. И это далеко не единичный случай. Боле того, несмотря на прямой запрет, «серые» игроки рынка даже не особо прячутся и даже открыто рекламируются в интернете.

За первое полугодие 2015 года Нацбанк и Минторг выявили более двух десятков таких фактов. А сколько не выявили? При этом даже выявленные «серые» игроки микрофинансового рынка не особо испугались реакции госорганов и наложенных штрафов. Ведь сейчас максимальный штраф составляет 9 миллионов рублей (50 базовых величин), а как правило, в первый раз штрафуют по минимальной ставке в 20 базовых величин, что составляет всего 3,6 миллиона рублей.

Главные теневики

Впрочем, основную «серую» зону микрофинансового рынка создали вовсе не указанные выше организации, прошедшие мимо реестра и игнорирующие указ № 325. Главными теневиками, по мнению КГК, сегодня выступают физические лица. Ведь указ не содержит запрета для них предоставлять друг другу займы, причем независимо от суммы. Именно поэтому после вступления в силу указа № 325, интернет запестрил объявлениями физических лиц о займах.

Как отмечает КГК, эти займы выдаются без залога, без справок о доходах, без поручителей и всем желающим, независимо от их кредитной истории. Это создает определенную финансовую напряженность на рынке.

Примечательно, что ни КГК, ни подведомственная ему финансовая милиция пока не знают, что делать с этим теневым микрофинансовым рынком. С одной стороны, деятельность физических лиц не противоречит законодательству и тому же указу № 325, а с другой носит в себе явные признаки незаконной предпринимательской деятельности, что подпадает под действие ст. 233 Уголовного кодекса Беларуси. Ведь в большинстве случаев объявления о займах и вкладах дают одни и те же физические лица, что свидетельствует об их намерении получать систематическую прибыль. Однако как все это доказать? Как отследить, кому и сколько займов предоставил тот или иной человек, на каких условиях? Ведь законодательство не обязывает его сохранять договоры и другие документы.

По этой причине КГК и Нацбанк на данный момент только и могут, что наблюдать за ростом созданного указом президента теневого микрофинансового рынка и предупреждать граждан, что государство гарантирует возврат только в белорусских банках.

Нужные услуги в нужный момент
-25%
-20%
-10%
-15%
-10%
-10%
-70%
-15%
-20%