Эксклюзив


/

На днях Александр Лукашенко раскритиковал правительство по алкогольному вопросу: импорта все больше, а производство белорусского спиртного падает. Один из вопросов, который задал чиновникам президент, — какие меры принимаются для продвижения отечественной продукции. В столичной мэрии на вопрос откликнулись совещанием, решением усилить мониторинг и оперативным рейдом по ресторанам и магазинам. FINANCE.TUT.BY вместе с Мингорисполкомом ознакомился с ассортиментом спиртного.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

«Если продавать белорусское вино по цене чилийского, его будут пить»

Перед проверкой специалисты демонстрируют «алкогольную» статистику за первое полугодие. По водке 98,7% продаж занимает отечественная продукция. То есть весь импорт — только 1,3%. Вино плодовое — вообще 100%. Коньяк — 78%. Вина игристые — 92%. Прочие алкогольные напитки — 76%. Слабоалкогольные — 71%.

— Так что в основном мы работаем с товарами отечественного производства. Это касается и магазинов, и общепита. Цифры говорят сами за себя. Просто у нас отечественных производителей много — как государственных, так и частных, — говорит начальник продовольственного отдела Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Татьяна Борщевская.

Мы заходим в кафе «Верхний город» на площади Свободы.

— У нас постоянно много туристов. Они приехали в Беларусь и хотят попробовать местную кухню и напитки. Раньше ассортимент импортного алкоголя был шире, сейчас мы его сократили, поскольку больше востребована отечественная продукция, — уверяет директор заведения Елена Романовская.

— Неужто импортный алкоголь никто не берет?

— Как правило, это белорусы. У иностранцев все есть. И они приезжают попробовать что-то новое, поэтому заказывают белорусское.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Содержанием меню проверяющие остались довольны — белорусское присутствует. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Нравится ли туристам то, что они заказывают?

— Да. К нам часто приезжают россияне — они любят все белорусское. Так что я не вижу никакой проблемы. У нас отечественное спиртное занимает около 80%.

По мнению директора «Верхнего города», это стереотип, что белорусское не пользуется спросом. «Даже элитный алкоголь выпускается у нас — и ром, и виски, и текила. Особенным спросом пользуется белорусский коньяк. Он дешевле, но по качеству не хуже».

Однажды Елена Романовская даже провела эксперимент: наше вино, которое стоило дешевле, поставила по цене, приближенной к чилийскому, — и его стали пить.

— Это психологический момент. Если дешево — значит не очень хорошее качество. Хотя белорусская водка у нас дешевле импортной раза в два, но продается активнее, — говорит директор.

Иностранцы обычно просят «local beer»

Перемещаемся в находящийся неподалеку ресторан «Гамбринус». Соотношение импортного и белорусского в меню примерно: 55% на 45%. Но если смотреть по продажам, то ситуация другая: отечественное занимает 70% в реализации.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Белорусское пиво «берет» ценой — стоит раза в два-три дешевле импортного. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Мы очень дружим с белорусским алкоголем, поскольку у него идеальное соотношение цены и качества, — говорит директор Наталья Недугова. — Нам выгодно его покупать и продавать. Тем более, что мы находимся в центре Минска, где очень много иностранцев, которые считают своим долгом попробовать белорусские пиво, водку. Они так и говорят: принесите «local beer».

Специально для этой категории клиентов в заведении недавно даже начали предлагать даже первый легальный белорусский самогон.

— Вот недавно у нас была компания из пяти поляков, которые выпили за вечер 20 литров пива одной из белорусских марок, — вспоминает Наталья.

Она утверждает, что улучшилось качество белорусского коньяка, и он стал пользоваться постоянным спросом.

— И цена у него намного ниже, — уточнила руководитель ресторана.

«Молодежь берет вино с мороженым крупной фасовки»

Еще одну версию «провала» отечественной алкогольной промышленности высказал директор универсама «Центральный» Александр Алексейчук. По его мнению, дело в отсутствии узнаваемых брендов.

— Никто не торгует алкоголем, все торгуют брендами, — считает Александр. — Просто так водка нигде не нужна. Дайте бренд. Торговля сегодня выполняет только функции логиста. Мы всем предоставляем равные условия. А рассказать о своем товаре и привлечь к нему покупателя должен производитель. Все наши марки есть в магазине. И, кстати, лидерами продаж по пиву и водке являются белорусские наименования — около 98% по одному и 99% по второму. Хороший спрос на разные белорусские настойки и бальзамы.

А вот отчественное вино, по наблюдениям директора универсама покупает в основном молодежь: «Они берут его с мороженым крупной фасовки».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Александр Алексейчук демонстрирует, что всем производителям в магазине предоставлены равные условия.

Кстати, на продажи алкоголя, по словам начальника отдела организации торговли и общественного питания ГУПР Мингорисполкома Тамары Тихоновой повлияло и сокращение времени продажи алкоголя.

— Я бы еще обратила внимание на то, какая сейчас борьба идет за здоровый образ жизни. Об этом тоже не стоит забывать. Например, сегодня все продают алкоголь с 9.00 до 22.00. Такой режим позволил нам сократить объем реализации.

— Упали продажи в принципе — значит и белорусские напитки меньше покупают пропорционально их доле, — соглашается Татьяна Борщевская.

Напоследок мы заглянули в ресторан «Иль Патио», который себя позиционирует как итальянский. Но оказалось, что и здесь белорусский алкоголь в почете.

— Много, конечно, импортного спиртного, но и белорусского хватает. Есть и джин, и ром, и виски. Естественно, пиво и водка, — демонстрирует меню директор ресторана Татьяна Станкевич. — Пиво мы даже дополнительно берем белорусское. Его пьют достаточно хорошо. Оно занимает около 70−80% продаж. Водку тоже больше белорусскую берут. А вот вина предпочитают импортные. У нас и во многих коктейлях используется отечественный алкоголь. Например, есть даже два вида одного и того же коктейля. Чаще заказывают тот, который с белорусским ромом. Хотя разница при порции в 400 мл всего 5 тысяч рублей.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
В «Иль Патио» мохито с белорусским ромом пользуется популярностью из-за цены.
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-99%
-30%
-42%
-20%
-15%
-10%
-20%
0058415