Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Праздничный
Паритетбанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
15%
Сезон мини
Идея Банк
15%

Все кредиты

Банки


Еще 1 марта 2015 года электронные кошельки белорусов потеряли право на анонимность. Те, кто хотел продолжать ими пользоваться, должны были пройти процедуру регистрации. Правда, анонимные кошельки хоть и перестали работать, все равно продолжают принимать деньги, но вот забрать их владельцы могут с большим трудом. Своей историей о реальных проблемах с виртуальными деньгами FINANCE.TUT.BY рассказал один из читаталей.

Веб-кошелек есть у каждого третьего белоруса

По данным Национального банка, за гражданами Беларуси на 1 июля 2015 года числится 2,9 миллиона электронных кошельков. При этом за прошлый год их количество выросло на 1,6 миллиона. То есть виртуальные деньги сейчас имеет почти каждый третий житель страны. В стране присутствуют электронные деньги систем EasyPay, WebMoney Transfer, iPay. Чаще всего белорусы пользуются электронным аналогом национальной валюты — WMB-кошельками системы WebMoney. Ввод и вывод средств по ним в нашей стране обеспечивает ОАО «Технобанк».

«Деньги зачислить можно, а вот пользоваться ими — нет»

«Раньше я часто пользовался Webmoney. Но около года мой электронный кошелек оставался без дела. А тут вдруг возникла ситуация, когда без него решить проблему было невозможно», — рассказывает читатель Юрий Кирилюк.

Юрию нужно было пополнить счет Skype. Через интернет-банкинг Беларусбанка он перевел 480 тысяч рублей на виртуальный кошелек системы WebMoney. Через некоторое время пришло извещение, о том, что попытка совершения операции не удалась. В электронном письме говорилось: «Владелец WMID 149 928… пытался отправить Вам 463 660.00 WMB на кошелек B787786…, однако ограничения Вашего WMID не позволили принять перевод».

«Выяснилось, что на данный момент наличие „формального“ аттестата недостаточно для пополнения счета и необходимо как минимум получить „начальный“ аттестат. Но для этого необходимо собирать документы и ехать в Минск практически в единственное отделение банка на планете, и за все это удовольствие заплатить 200 тысяч рублей. А я обычный пользователь, которому понадобилось просто пополнить счет Skype», — высказывает недовольство Юрий.

Владелец веб-кошелька решил, что проблема того не стоит, стал ждать, когда деньги вернутся на его карточку. Однако этого не произошло.

В контакт-центре Беларусбанка Юрию сообщили, что деньги были переведены на счет Технобанка и все вопросы, связанные с системой WebMoney, курирует именно он. После длительных переговоров с банком, Юрий выяснил, что вернуть свои деньги он может, но только поехав в Минск. Можно, конечно, сделать все и по почте, но тоже не так просто:

«Надо собрать: заявление с обязательной подписью клиента, заверенной нотариусом, ксерокопии паспорта и чека (при пополнении кошелька). А поскольку я переводил деньги через интернет-банкинг, то необходимо получить официальное подтверждение операций по карт-счету в банке», — перечисляет пакет документов владелец кошелька.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«На сайте есть предупреждение, что на анонимные кошельки деньги лучше не переводить»

Технобанк со своей стороны говорит, что действует в рамках закона и нарушить его тоже не может.

«Деньги автоматически по счетам не ходят, и нет у нас в стране банковских переводов, осуществляемых без участия банка или клиента. Деньги возвращаются в случае ошибочного платежа только по заявлению клиента в свой банк в соответствии с 66-й Инструкцией Национального банка, — объясняет финансовый директор ОАО „Технобанк“ Иван Кутень. — Согласно этому документу, клиент обязан обратиться с заявлением об ошибке в свой банк, как только обнаружил ошибочность банковского перевода. ОАО „Технобанк“ (с целью упрощения оговоренной нормативными актами процедуры для клиентов) предусмотрел услугу обращения клиента напрямую в ОАО „Технобанк“ без посредничества банка — отправителя ошибочного платежа».

Предупреждение о зачислении денег на электронный кошелек без идентификации появляется на сайте гаранта и при оплате через ЕРИП, говорит специалист.

«Его можно увидеть на той странице, которая открывается, когда вы хотите пополнить счет. В нем говорится, что не стоит перечислять деньги, если у вас нет начального аттестата. Большинство людей даже не смотрит на объявление, а делает то, что им надо», — отмечает Иван Кутень.

Кроме того, по словам представителя банка, о нововведениях активно информировали через СМИ. А каждому владельцу кошелька трижды посылали предупреждения.

Деньги, которые отправляют люди без идентификации, собираются на промежуточном счете и хранятся там в течение 5 лет. По истечении этого срока средства списываются.

«Заблокировать возможность пополнения мы пока не можем. Необходимо согласование с ЕРИП. В ближайшее время (может через месяц-два) такое техническое решение будет принято», — предполагает финдиректор банка.

Комиссию за получение аттестата в банке не считают большой. «Это же единовременная оплата, — говорит Иван Кутень. — Некоторые аттестаты всегда были платными. А по остальным можно было расплачиваться только в определенных лимитах».

Недавно Нацбанк заявлял, что запланированы консультации с МВД по смягчению некоторых норм декрета № 6. Речь шла об открытии возможности более легкой идентификации и проведения определенных операций без идентификации (например, платежей в пользу мобильных операторов). Но пока что подвижек нет. Как пояснил начальник главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка Александр Сотников, вопрос смягчения требований к обязательной идентификации все еще в стадии рассмотрения.

«Если Нацбанк как регулятор разрешит, то и мы с удовольствием дадим возможность нашим клиентам свободно пользоваться своими кошельками без идентификации, — заявляет Иван Кутень. — Мы работаем с Нацбанком, чтобы изменить ситуацию. Но вы же понимаете, что законодательные решения принимаются не так быстро».

Судя по тому, что соотношение идентифицированных кошельков и анонимных составляет 1 к 50 (то есть на 1000 пользователей с зарегистрированными данными приходятся 50 000 без идентификации), сам банк заинтересован в решении вопроса.