Верное решение Безотзывный
Белорусский народный банк
9%
Рублю, Ergo Sum
Белорусский народный банк
8.5%
Вклад в будущее
Белорусский народный банк
7.6%

Все вклады

Публичный счет


/

«Я швабру в руках не держала, кажется, уже лет десять». Наталье слегка за тридцать, она работает топ-менеджером в представительстве крупной международной компании в Беларуси. На уборку, объясняет девушка, у нее просто нет времени. За Наталью в ее квартире убирают профессионалы — работники клининговой фирмы.

FINANCE.TUT.BY разобрался, как устроен клининговый бизнес в Беларуси и почему привычные технички вскоре могут совсем исчезнуть.

сайт:peterburger.ru
Фото: peterburger.ru

Индустрия чистоты возникла благодаря активному строительству бизнес-центров

Клининг в Беларуси не новшество. Первая компания, профессионально занимающаяся уборкой, возникла еще 20 лет назад. Но активно развиваться он начал, как говорят эксперты, лишь в последние два-три года. Это связано, прежде всего, с появлением большого числа торговых и бизнес-центров. Только последних, например, в Минске насчитывается около 100, и большая часть из них сотрудничают с клининговыми компаниями.

—  Профессиональная уборка помещений стала неотъемлемым атрибутом современного офисного объекта, владелец которого заботится о своей репутации и следит за заполняемостью помещений, — говорит Ольга Солоненко, куратор проекта «Клуб клиентов» Альфа-Банка, одним из направлений которого являются клининговые услуги. — Крупные административные и торговые объекты представляют для клининговых компаний наибольший интерес — соответственно, чем их больше, тем выше шансы на укрупнение бизнеса. И хотя пока клининговый бизнес представлен в основном небольшими организациями и индивидуальными предпринимателями, в обозримом будущем масштаб и профессиональный уровень компаний индустрии чистоты заметно возрастет.

У развития клинингового бизнеса есть еще и чисто экономические причины. Клининг помогает снизить налоговую нагрузку компании-заказчика: теперь платить можно только за уборку, забыв о налогах и отчислениях, которые предприятия обычно платят за своих сотрудников-уборщиков. Платить налоги — забота клининговой компании, в штате которой и находится «специалист по чистоте».

— У организаций различных сегментов бизнеса растет потребность в оптимизации бизнес-процессов и, как следствие, передаче несвойственных функций надежному подрядчику. И при этом будущее за предоставлением подрядчиком полного комплекса услуг управляющей компании. Уже сейчас многим нашим клиентам не интересно получать только клининговые услуги. Они заинтересованы также в предоставлении услуг по техническому обслуживанию, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, — говорит Светлана Шаранович, заместитель директора по развитию компании «Чистый свет плюс», одной из крупнейших белорусских клининговых компаний.

Подсчитать, насколько услуги клининга дешевле собственного штата уборщиц, заказчики затрудняются. То, что клининг однозначно дешевле, подтвердили только в компании «Филипс-Белоруссия».

— Все зависит от того, каков будет подход к расчету стоимости. Если организация впервые сталкивается с клининговой компанией, то в данном случае будет предложена нормативная калькуляция согласно необходимым требованиям для осуществления уборки того или иного типа помещения исходя из его площади, необходимой периодичности и т. д. Если же в организации существуют дополнительные требования к уборке, например, наличие дежурного клинера в течение дня и другие, то в данном случае клининговая компания предложит позаказную калькуляцию. Но отмечу, что клининговые услуги в большинстве случаев не дороже содержания собственной службы, — говорит Наталья Чеснокова, директор компании «Индустрия чистоты».

Еще одна причина, по которой организации сегодня обращаются к клининговым компаниям, — это гарантия качества. Сотрудники крупных клининговых компаний, прежде чем начать работать, проходят обучение, они используют профессиональное оборудование и специальную химию, которую невозможно купить в обычном магазине.

Клинингом в Беларуси пользуются вокзалы, заводы и общежития

сайт: uniclean.ru
Фото: uniclean.ru

Первыми клиентами клининговых фирм, как говорят эксперты, были банки и крупные международные компании, открывающие офисы в Беларуси. Сегодня этот список значительно шире: услугами клининга пользуются многие промышленные предприятия, торговые сети, ТРЦ, административные объекты и даже учреждения образования и медицины, причем как государственной, так и частной формы собственности. Например, нынешние клиенты клининговых компаний — «Белпочта», Белорусская железная дорога (вокзалы Минска, Гомеля, Могилева, Бреста и др.), «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами президента РБ, пивзавод «Оливария», аквапарк «Лебяжий», гипермаркеты ProStore, международный университет «МИТСО». В университете, к слову, клининговая компания убирает как учебный корпус, так и общежитие.

— Решение привлечь к уборке общежития университета клининговую компанию позволяет оптимизировать процесс уборки зданий и прилегающих к ним территорий, снизить затраты, улучшить качество уборки. Уборка проводится с понедельника по субботу. Генеральная уборка общежития проводится 1 раз в месяц, — говорит начальник сектора управления собственностью Международного университета «МИТСО» Татьяна Усик. — Говорить об уменьшении расходов на содержание общежития, передав обязанности по уборке клининговой компании, не приходится. Но зато теперь выполняется качественная, профессиональная уборка, персонал — квалифицированный и специально подобранный.

Судя по расценкам на сайтах компаний, стоимость одного квадратного метра при генеральной или послеремонтной уборке варьируется от 20 до 30 тысяч белорусских рублей. Расценки на поддерживающую уборку (та, которая проводится регулярно: каждый день или несколько раз в неделю) немного ниже. Но это лишь приблизительные цены — реальная стоимость формируется из множества факторов. Например, из графика работ и количества занятого персонала, а также от размеров самого помещения — чем оно меньше, тем выше стоимость уборки квадратного метра.

— Цена определяется, прежде всего, после визуального осмотра и изучения специфики объекта. Если на объект предварительно не приехали специалисты клининговой компании и не изучили объект — вы никогда не получите профессиональное и качественное предложение. Также цена зависит от того, ручной или механизированный процесс, а также из иных специализированных нюансов организации процесса обслуживания, — говорит Светлана Шаранович.

Самые популярные заказы: химчистка ковра и уборка съемной квартиры перед выселением

Клининговый бизнес в Беларуси имеет четкую иерархию. Наверху — несколько больших компаний, давно работающих на рынке, которые и обслуживают большинство бизнес-центров, ТРЦ и других крупных клиентов. Таких компаний — максимум три.

сайт: www.liveinternet.ru
Фото: www.liveinternet.ru

Остальные игроки — это небольшие фирмы и ипэшники. Их основные клиенты — средний бизнес и физлица. И вот на этом уровне самая жесткая конкуренция. Маленьких компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся уборкой, в нашей стране в избытке. А людей, готовых кому-то платить за уборку, — все еще не слишком много. Правда, на этом рынке достаточно и «компаний-однодневок»: тех, кто закрывается спустя пару месяцев после начала работы.

—  Большим штатом мы не располагаем. Количество работников зависит от объекта, на котором мы работаем: то расширяемся, то сужаемся. Постоянно в штате у нас оформлено всего пару человек, остальные — от случая к случаю работают на нас по договору подряда, — рассказывает Вячеслав Шамко, соучредитель фирмы ByCleaning — компании, которая относится к «середнякам». — Так работают многие в этом бизнесе. Обученных специалистов хватает — и они часто вот так работают сразу на несколько компаний.

Ипэшники рассказывают, что самые популярные среди физлиц услуги — это химчистка ковров и диванов, а также генеральная и послеремонтная уборка. Постоянное обслуживание своего жилья люди заказывают нечасто, разве что — периодическую уборку больших загородных коттеджей.

— Когда мы выселялись из съемной квартиры, хозяйка сказала, что не выселит нас, пока квартира не будет безупречно чистой. И сказала, что такой чистоты добиться может только профессиональная клининговая компания, — рассказывает Марина Гиль. — Пришлось вызывать специального человека, который бы убрал нашу квартиру.

Уборка Марине и ее мужу обошлась «больше чем в 100 долларов» (точной суммы девушка уже не помнит). По словам ипэшников, такие случаи совсем не редкость. Все чаще хозяева требуют от арендаторов проводить генеральную уборку квартиры перед выселением. По подсчетам предпринимателя Юлии Горбуновой, уборка однокомнатной квартиры «средней степени загрязнения вместе с окнами» обойдется примерно в 150 долларов.

О своих доходах индивидуальные предприниматели говорят неохотно, ограничиваясь расплывчатым «на жизнь хватает». Минусов в своей нынешней работе ипэшники не видят. А некоторые свой маленький штат и невозможность работать с крупными объектами даже превращают в плюсы.

— Мы себя сейчас позиционируем как семейный бизнес, и людям это нравится. У нас нет наемных рабочих. Мы сами за свои действия отвечаем. Я сам встречаюсь с заказчиками. Я сам у них убираю, а потом разговариваю с ними, узнаю реакцию на нашу работу, спрашиваю об отзывах, — рассказывает Дмитрий Цуприняк, руководитель клининговой компании «Белый носорог». В компании работают всего два человека — сам Дмитрий и его жена Ольга.

Почти профсоюз техничек

В 2012 году несколько крупных компаний, занимающихся обслуживанием недвижимости, организовали своеобразный профсоюз — Ассоциацию компаний, обслуживающих недвижимость, «АКОН». Сейчас в ассоциацию входят три, пожалуй, самые крупные клининговые компании Беларуси — «Чистый свет плюс», «Клининг-плюс» и «Индустрия чистоты».

Бизнес «уборщиков» привязан к строительству: сдали дом — жильцы наводят чистоту

Нынешний экономический кризис сказался, прежде всего, на «мелких» игроках рынка. Индивидуальные предприниматели признаются, что количество клиентов сократилось почти наполовину.

— В сравнении с прошлым годом — это небо и земля. Сейчас, конечно, ситуация чуть стабилизировалась, клиенты хотя бы стали появляться, а в начале года вообще ничего не было, — говорит ИП Наталья Копцова.

Предприниматели говорят, что их бизнес сильно привязан к строительству. Меньше стало строиться — меньше работы у клининга. «Горячий сезон» для такого бизнеса — это конец года, когда массово начинает сдаваться жилье, и первые месяцы нового года, потому что часто сроки сдачи у нас проваливают.

Из-за кризиса цены на свои услуги клининговым компаниям приходится держать на уровне прошлого года, несмотря на то, что цены на необходимую химию и технику выросли — они привязаны к валюте. Иногда цены даже приходится снижать, чтобы не потерять клиентов: заказчики стали еще больше оптимизировать свои затраты на подрядчиков, кем и являются клининговые компании.

Будущее клининга: заказчики будут следить за уборкой онлайн

Но и перспективы «чистый» бизнес тоже видит даже в сложившейся ситуации.

сайт: ljsservice.com
Фото: ljsservice.com

— У нас в стране еще очень много работы в данном направлении. Например, мало охвачены учреждения здравоохранения, учреждения образования, учреждения государственного казначейства, — рассуждает о перспективах развития клинингового бизнеса в Беларуси Наталья Чеснокова. — До сих пор им приходиться держать целые отделы, отвечающие за содержание и уборку зданий и сооружений. В то время как клининговая компания способна предложить услугу наименьшим количеством специалистов, но более эффективную, поскольку у клининговой компании есть возможность постоянно изучать новые средства и технологии уборки. Штат клининговой компании позволяет быстро реагировать и производить замену персонала, не выходя из графика обслуживания.

Кстати, на Западе профессиональные клинеры обслуживают даже жилую недвижимость — уборщиц и техничек в привычном нам понимании там уже не существует. Например, в США, по данным на 2013 год, в сфере клининговых услуг работает около 3,2 миллиона человек (в 2010 году было всего 824 тысячи). Совокупный годовой доход клининговых компаний там составляет 50 миллиардов долларов. Но даже такого количества работников не хватает — американский рынок испытывает дефицит клининговых компаний. Entrepreneur Magazine’s пишет, что многие клининговые компании имеют клиентский лист ожидания: они не успевают обслужить всех желающих.

Сайт Jobber составил список тенденций развития клинингового бизнеса, которым, вполне возможно, будет следовать и наша страна. Главным трендом считается развитие «зеленой», безвредной для здоровья уборки. Кстати, в Беларуси уже есть клининговая компания, позиционирующая себя как экологически чистая и абсолютно безопасная.

— Мы работаем со специальной фирмой, которая производит экосредства. Они не оставляют никаких запахов и не вызывают аллергию, — объясняет приставку «эко» в названии Дмитрий, директор компании «Белый носорог».

Еще один тренд — развитие новых технологий в уборке. Jobber предсказывает развитие роботов-уборщиков, специальных бактерий, которые смогут убирать тяжелые поверхности, а также новых программных обеспечений, которые помогут контролировать уборку. Пример, опять же, уже есть и в Беларуси — одна из крупных компаний внедрила специальную систему, позволяющую клиенту следить за выполняемой работой в режиме онлайн.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-80%
-10%
-15%
-30%
-10%
-10%
-20%
-70%
-99%
20170626