Личный счет


В редакцию FINANCE.TUT.BY обратилась читательница Юлия. Она рассказала о том, что недавно ехала на автобусе из Варшавы и не смогла оформить чеки Tax Free – водители наотрез отказались делать дополнительную остановку. По их словам, "война" за возврат налогов повторяется каждый рейс, но подобные остановки не предусмотрены правилами перевозок. Мы попытались узнать, что делать пассажирам в такой ситуации.

Фото: Reuters

Таможня: "Я бы посоветовал обращаться к водителю"

Юлия потеряла из-за неоформленных чеков Tax Free крупную сумму - около 300 евро. Девушка утверждает, что, если бы ее предупредили о запрете на остановку, она бы поехала другим транспортом. Пассажирка спрашивала, можно ли выйти на границе, чтобы потом пересечь ее пешком. Но оказалось, что пешеходного перехода в пункте пропуска не было.

"В кассах автовокзала "Центральный" при продаже билетов говорят, что все можно оформить и автобусы останавливаются. Ехала недавно из Вильнюса, и остановились без проблем. А на днях возвращалась из Варшавы, и вот в такую историю попала, – жалуется Юлия. – Ехала и первый, и второй раз с одним и тем же перевозчиком – "Минсктранс".

Девушка рассказывает, что оформлением Tax Free на границе занимаются два окошка. Там всегда очередь. "Можно позвать таможенника в автобус, но водители отказываются".

Заместитель начальника управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Беларуси Дмитрий Коваленок отметил, что на практике таможенники любой страны никогда не откажутся сделать отметку в чеке Tax Free (но при обязательном наличии товара). "Только гражданину следует самому сообщать об этом. Ведь таможенники не знают, у кого есть подобные покупки, а у кого нет. Я бы посоветовал тем, кому надо проставить отметки в чеках Tax Free, обратиться к водителю автобуса с просьбой об остановке", – говорит Дмитрий Коваленок.

Перевозчики: "Ездите тогда в шоп-туры, а у нас рейсовый автобус"

Начальник отдела внешних перевозок "Минсктранса" Александр Фомин сообщил, что правилами международных перевозок предприятия не предусмотрены остановки для "оформления товаров по системе Tax Free и иных подобных систем в пунктах пропуска границ сопредельных государств с Республикой Беларусь, а также посещение магазинов беспошлинной торговли Duty Free" (пункт 7.1).

"Но у нас есть негласное правило, что водители могут подождать какое-то время, если это позволяет расписание. Но это лишь "добрая воля" водителя, – говорит Александр Фомин. – Для этого нужно попросить, чтобы он обратился к должностным лицам контрольно-пропускного пункта с просьбой разрешить оформить пассажиру Tax Free. А по поводу информации в кассах девушка, наверное, неправильно поняла. На границе предусмотрена остановка для проведения паспортного и таможенного контроля, но я вам могу гарантировать: кассир не могла сказать, что обязательно дадут оформить возврат НДС".

Эти правила размещены на официальном сайте предприятия в разделе "Расписание", а также в международной кассе автовокзала "Центральный".

"Главная задача перевозчика – обеспечить качественную, комфортную, своевременную и безопасную перевозку пассажиров по регулярным международным маршрутам. Ведь многие пассажиры, доезжая до промежуточного (конечного) тарифного пункта продолжают свой путь на автомобильном, железнодорожном или авиатранспорте. Поэтому наш автобус должен прибывать строго по расписанию", – уверен Александр Фомин.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Брестоблавтотранс предупреждает своих пассажиров сразу. "У нас при продаже билетов сразу говорят, что в расписании движения автобуса не заложено время для оформления пассажирами Tax Free, – отмечает начальник отдела перевозок Юрий Чубаев. – Очереди бывают очень большие, поэтому мы не можем ждать. Иначе мы не соблюдем никакого расписания. Если люди хотят оформить возврат, то могут воспользоваться шоп-турами. А у нас рейсовые автобусы".

Частные перевозчики тоже занимают жесткую позицию в вопросе Tax Free. "Мы не предоставляем нашим пассажирам возможности оформления возврата НДС, – объясняет руководитель ECOLINES BELARUS Павел Куценко. – Это регламентируется правилами перевозки пассажиров и багажа ECOLINES (Пункт 4.1.3). Но при покупке билетов в кассе мы предупреждаем людей о таких ограничениях. При покупке в агентствах и в интернете также информируем об этом. Билет – это договор между пассажиром и перевозчиком, каждая сторона которого соглашается на определенные условия".

Пассажиры автобуса не могут выходить во время таможенного и пограничного контроля из транспортного средства, когда автобус находится на полосе оформления и произведения процедур. "Оформление же возврата налогов возможно только после выезда с полосы на отдельную стоянку, а расписанием движения такая остановка не предусмотрена", – подчеркивает руководитель компании-перевозчика.

Читайте также: С начала года белорусы получили 2,6 миллиона евро по чекам Tax Free

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-35%
-10%
-10%
-50%
-10%
-30%
-40%
-80%
0058345