Офтоп


София Суденкова / Фото: Евгений Ерчак,

Вчера торжественно открылся «Осенний салон» — выставка-продажа под патронажем Белгазпромбанка. AFISHA.TUT.BY сходила на открытие, изучила стоимость работ и выяснила у авторов, почему они оценивают свое искусство именно так.

Сутин под присмотром милиции и ажиотаж вокруг искусства

К пяти часам вечера в выставочных залах уже было не протолкнуться от желающих приобщиться к творчеству молодых белорусских художников, самих авторов и их групп поддержки. Люди приходили целыми семьями, так что можно было встретить минчан буквально всех поколений: от младенцев до бодрых старичков. Просто не верилось, что все они пришли посмотреть на современное белорусское (только вдумайтесь) искусство.

Хотя, возможно, многих привлекли имена наших земляков, представителей легендарной парижской школы — Шагала, Сутина, Зака, Стеллецкого, Хентовой, Любича, Кикоина. Экспозиция их работ из корпоративной коллекции Белгазпромбанка призвана подчеркнуть преемственность поколений и глубокие исторические корни белорусского искусства. Главной жемчужиной этой части выставки стала «Ева» Хаима Сутина. Картину не только нарядили в золоченую раму, но и спрятали под стекло. А для верности еще и милиционера рядом поставили. Еще бы — в свое время за нее заплатили 1,8 млн долларов.

Но вернемся к настоящим героям салона. Одним из условий отбора был возраст автора — от 18 до 40 лет. Так что среди 90 художников, дошедших до выставки, есть как уже завоевавшие известность мастера, так и вчерашние студенты. Творят они в абсолютно различных техниках — фотография, графика, живопись, скульптура, инсталляция — в итоге получился довольно полный срез современного белорусского искусства. Частичку которого при желании может купить любой желающий — это же выставка-продажа.

Конечно, если в запасе имеется от 2 до 6 тысяч долларов. Именно в этом диапазоне, за редким исключением, колеблются цены на живопись. Любителям скульптуры придется заплатить и того дороже — минимум 8 тысяч. Правда, есть и традиционно менее дорогие фотография и графика (организаторы, видно, решили не сразу шокировать посетителей обилием нулей и благоразумно разместили эти работы сразу у входа).















Скульптура за 325 миллионов и живопись за 528 000 000

Из-за разности стилей и техник принцип ценообразования абсолютно неясен. Понятно, что есть более популярные художники, а есть пока еще никому не известные. Но поначалу кажется, что только размер и имеет значение — чем больше произведение, тем оно дороже. Как оказалось, предположение не так уж далеко от истины. Во-первых, и времени масштабная работа требует больше, во-вторых, размах себе может позволить уже состоявшийся художник.

Выяснив, что цены назначали сами художники, дабы не строить ложных предположений, решили напрямую поспрашивать, каким образом происходит сей процесс.

Василий Зенько, автор грандиозного квадриптиха Final destination (171 600 000 рублей), был немногословен:

— Почему цена такая? Вы сами видите, работа большая, времени и сил потребовала много.

Анна Силивончик (3 картины по 105 300 000 рублей каждая):

— Мне кажется, что эта выставка в первую очередь все-таки не для продажи. Честно говоря, я даже не помню, сколько я сначала ставила. Сказали цену поставить — я поставила. Потом позвонили — «курс вырос, может, добавить?» — я добавила. Работы большого формата, одну из них я даже нигде еще не выставляла, так что большого желания их продавать нет. Можно сказать, что я изначально поставила цену, за которую мне не жалко с ними распрощаться. Хотя я еще пока и не готова.

Более конкретен был Олег Костюченко («Трубка Ван Гога» 109 823 000 рублей):

— Возможно, это прозвучит не слишком красиво, но цена картины складывается в первую очередь из бытовых вещей — стоимости красок, подрамника, холста, аренды мастерской, наконец. Я начинал с полторы тысячи за работу. Потом, когда заказов стало больше, выросли и цены. А если ты доходишь до определенной суммы, то меньше уже поставить не можешь. И потом, я же не рисую портреты Янки Купалы или кого-то еще из великих. Я продаю свои идеи. А идеи — это всегда дорого.

Окончательную ясность внес Ярослав Филиппович, автор самой дорогой скульптуры выставки («Бриз» 325 400 000 рублей):

— Создание скульптур изначально дороже, чем живопись. Я же не один участвую в этом. Есть люди, которых я нанимаю для создания каркаса, для отлития формы. Я покупаю резину. Знаете, что килограмм резины стоит 26 долларов — а сюда килограмм 50 нужно. Если бы мог, отлил бы ее в бронзе, но финансы не позволяют. Вообще, цена делится на две составляющих — производственные затраты и авторский гонорар. В нормально развитых художественных сообществах гонорар рассчитывается так — затраты на производство умножаются в 4 раза. Но у нас это нереально. Хорошо, если ты добавляешь столько же, сколько ты потратил на производство.

Абсолютный рекорд стоимости принадлежит Алесе Скоробогатой. Свой диптих «День и ночь» она оценила в 528 миллионов рублей.

Самое доступное живописное полотно — Яна Войтик, «Пасека» — 3 960 000 рублей:

Самое остроумное — Михаил Гулин, «В этом что-то есть» — 102 276 000 рублей.

Самое традиционное — Пешкун Василий, «Бабье лето» — 79 200 000 рублей.

0058043