«Наше население ничего не покупает за доллары, все цены в белорусских рублях, и они не растут. Где вы видите рост цен?» — такой вопрос журналистам в начале октября задал министр экономики Владимир Зиновский. Спустя неделю FINANCE.TUT.BY в очередной раз отправился в гипермаркет мониторить цены*. Оказалось, что они все-таки растут.
С начала года инфляция, по данным Белстата, составила 9,2%. В сентябре цены выросли на 1,3%. Лидерами повышения оказались овощи (+12%), фрукты (+10%) и растительное масло (+8,9%). Подешевели картофель (-16,8%), сыры (-0,2%) и молочные продукты (-0,02%).

Уже полгода в рамках проекта «Ценовой индекс» FINANCE.TUT.BY проверяет, насколько близка к реальности статистика по инфляции. Обычно наши данные не совпадают. Не сошлись они и в этот раз.
Наш последний ценовой мониторинг показал, что с начала года потребительская «корзина бедных» подорожала на 10%, при этом в сентябре она сбросила 3%. «Потребительская корзина богатых» прибавила 10% за прошлый месяц, а с начала года она стала дороже на 21%.
В «корзине бедных» за месяц больше всего подорожала белокочанная капуста (+30%), бананы (+18%) и филе минтая (+15%). Подешевели сыр (-22%), куриные яйца (-9%) и свинина (-3%).
«Корзина бедных» одной картинкой для просмотра на мобильных устройствах.
В «корзине богатых» растет в цене манго (34%), туалетная бумага (+26%) и филе лосося (+24%). Очевидно, что здесь не обошлось без влияния девальвации рубля в августе. А вот пекинская капуста подешевела на 18%, болгарский перец и говядина — на 13%.
«Корзина богатых» одной картинкой для просмотра на мобильных устройствах.
*Цены зафиксированы по состоянию на 7 октября.
Проект «Ценовой индекс» имеет две цели. Во-первых, показать рост цен на примере конкретных товаров. Во-вторых, узнать, как дорожает жизнь у людей с разными доходами, поскольку экономисты говорят, что инфляция сильнее бьет по социально уязвимым слоям населения.
FINANCE.TUT.BY составил свой набор товаров и распределил их в две условные потребкорзины: подешевле — в «корзину бедных» и подороже — в «корзину богатых». Каждый месяц мы ходим в гипермаркет одной из крупных торговых сетей и проверяем, как изменились цены на выбранные наименования.