Публичный счет


/

В кризис белорусы, как и жители других стран, в первую очередь экономят на развлечениях, утверждают социологи. Одними из первых нехватку зрителей почувствовали театры: на некоторые спектакли посещаемость упала почти на треть. Тем временем наши театры уже второй месяц входят в топ-5 лидеров по подорожанию платных услуг. С начала года цены на билеты в среднем выросли на 17,8%.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В администрации Купаловского театра рассказывают, что на большинство спектаклей посещаемость упала почти на треть. «Спад традиционно начался с мая. В июле-августе было плохо, в сентябре-октябре тоже ощутимо», — рассказывает начальник отдела реализации Купаловского театра Екатерина Бурина.

По ее словам, продажи упали и в других театрах. «В нашей кассе продаются билеты не только в Купаловский театр, но и во все остальные театры. Мы видим, что продажи упали у всех. И коммерческие структуры тоже переносят и отменяют мероприятия, потому что не проданы билеты. Такая же ситуация и на гастрольные спектакли. Организаторы снижают цены. Особенно много отменяли концертов и спектаклей в июле. Сейчас тоже много мероприятий переносится».

Спектакли Купаловского театра, фото: kupalauski.by
Фото: kupalauski.by

Специалист рассказывает, что по-прежнему востребованы классические спектакли, к примеру, «Паўлінка», и постановки по школьной программе. «На эти спектакли билеты берут все равно, здесь цена не так важна. А с новыми спектаклями уже посложнее», — объясняет представитель Купаловского театра.

По ее словам, посещаемость во многом снизилась из-за того, что организации стали покупать меньше билетов. «Если раньше иногда мы даже не могли удовлетворить все заявки, то сейчас их количество снизилось. Наши реализаторы ходят по крупным организациям, а там говорят, что не хватает денег», — поясняет начальник отдела реализации Купаловского театра.

В других театрах подтверждают, что зрителей стало меньше во многом за счет того, что организации стали реже покупать билеты. «Профсоюзы покупают билеты уже не в тех количествах. Если раньше один профсоюз мог купить и 300 билетов, то сейчас — 100″, - говорит начальник отдела реализации билетов музтеатра Марина Давыденко. — Сейчас заполняемость зала упала на 10%. Это не так критично, но хотелось бы, чтобы ситуация была получше. Мы привыкли, что у нас залы битком забиты, спрашивают лишний билетик».

Похожая ситуация и в регионах. «Профсоюзы стали меньше выкупать билетов. Если раньше профкомы большой вклад вносили в посещаемость, то сейчас у организаций нет денег. Сейчас люди в основном за свои деньги покупают билеты», — соглашается с минскими коллегами заместитель директора по организации зрителя Коласовского театра в Витебске Юлия Харкевич.

По ее словам, посещаемость начала падать с января этого года. «Зрителей стало меньше на 15−20%, хорошо, если средняя заполняемость зала сейчас составляет 60%, — говорит специалист. — Это связано как с финансовыми возможностями населения, так и с тем, что в городе стало проходить больше мероприятий».

Зрители неактивно покупают билеты и на гастрольные спектакли московских и питерских театров. «Цены высокие, — поясняет Юлия Харкевич. — И если раньше гастролеры нас спасали, можно было заработать на них, то сейчас и гастрольные спектакли не заполняются целиком».

В негосударственных театрах ситуация с посещаемостью не лучше, говорит руководитель Современного художественного театра Владимир Ушаков. «Это общая тенденция, которая началась с марта-апреля. Зрителей стало меньше на 10- 40% в зависимости от спектакля. Заполняемость залов составляет от 50 до 70%», — рассказывает Владимир Ушаков.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

«Гастрольный спектакль отменили, потому что билеты не продали»

В Театре оперы и балета ажиотажа, который был сразу после открытия, уже не наблюдается. «Аншлагов таких, как первые три года, нет. Тогда все спектакли были аншлаговыми, но 80−90% заполняемости у нас есть», – рассказала заместитель гендиректора по обслуживанию зрителей и реализации театральных билетов театра оперы и балета Зоя Юрченко.

К примеру, на оперу «Травиата» было распродано всего около половины билетов. При этом среди нераспроданных были как самые дешевые «квитки» — по 40 тысяч рублей, так и самые дорогие — по 700 тысяч рублей (на некоторые другие спектакли максимальный ценник — 1,2 миллиона рублей).

«У нас сентябрь сложный, что в прошлом году, что в нынешнем, по той причине, что нет студентов, пенсионеры все еще на даче. Когда открываем сезон, то первую неделю всегда аншлаги, так как зритель соскучился за лето. Кризис если и повлиял на посещаемость театра, то неощутимо».

До «Травиаты» остались сутки, а раскуплена только половина билетов. Данные с сайта kvitki.by.

Цены в последний раз в театре поднимали в сентябре. «Мы коммерчески рассчитываем стоимость билетов. Если практика показывает, что определенный ряд и места пользуются спросом, то иногда повышаем стоимость. Но не так много и не так часто», — уточняет заместитель гендиректора.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Не ощутило кризиса концертное агентство «Альфа Концерт». Директор этой компании Евгений Ершов рассказывает, что посещаемость спектаклей не изменилась. «На нас никто никак не повлиял, у меня полные залы. Я говорю про белорусские проекты. Я знаю, что везде очень плохо, но у нас продаются билеты. Накануне прошла премьера, был аншлаг. 8 октября также была премьера — и тоже аншлаг. Сентябрьские спектакли все прошли с аншлагом», — уточнил Евгений Ершов.

А вот гастрольные спектакли уже не так привлекают белорусов. «В связи с низкой реализацией билетов спектакль „Чапаев и Пустота“, запланированный на 16 октября, не состоится», — говорится на сайте концертного агентства «Альфа-концерт». Билеты на концерт — от 380 тысяч до 1,4 миллиона рублей.

«Посещаемость падает, потому что слишком много спектаклей»

Нельзя судить по работе театров только по посещаемости, считает заместитель директора Республиканского театра белорусской драматургии Светлана Карюкина. «Тогда мы все должны превратиться в шоу, одна развлекаловка должна быть. Ведь зритель отзывается на комедии, легкие спектакли. А что-то серьезное смотреть не хочется», — уточняет замдиректора РТБД.

В РТБД заполняемость зала по итогам января-сентября составляет в среднем 75%. «Два-три года назад это была бы катастрофическая история, потому что был показатель выполнения плана и заполняемости. Нельзя было спуститься, у нас был план 85%», — говорит Светлана Карюкина. По ее словам, сейчас существует план в 80%, но «сильно за него не ругают, учитывают объективную ситуацию».

Фото с сайта teart.by
Фото с сайта teart.by.

Замдиректора РТБД связывает падение посещаемости с «большим предложением театрально-зрелищных мероприятий в городе». «Их стало намного больше, чем было раньше. У нас очень много гастролеров. Это тоже минус для нас, белорусов», — считает Светлана Карюкина.

В театр — по подарочному сертификату

В такой ситуации поднимать цены рискованно, потому многие театры устраивают акции и распродажи, чтобы привлечь зрителей.

К примеру, Купаловский театр предлагает на некоторые октябрьские спектакли скидку в 30%. «У нас достаточно дорогие билеты — от 45 до 200 тысяч. Но учитывая то, что на октябрь мы сделали скидку, посещаемость немного увеличилась», — говорит Екатерина Бурина. Цены на билеты в последний раз в Купаловском поднимались в прошлом сезоне, билеты подорожали в зависимости от спектакля.

Театр оперы и балета проводит акции к праздникам. «Сейчас разрабатываем подарочный сертификат. К 1 ноября (может, и раньше) в кассе появится подарочный сертификат на 500 тысяч рублей. Если зритель выберет билеты дороже, то доплатит», — рассказывает Зоя Юрченко. А в РТБД иногда проводят акции «купи два билета по цене одного».

Музтеатр, чтобы привлечь зрителей, устраивает розыгрыши билетов в соцсетях. При этом, несмотря на неполную заполняемость, с ноября здесь намерены поднять цены на билеты на некоторые спектакли на 10−25 тысяч рублей. «После подорожания цены будут варьироваться от 80 до 170 тысяч рублей», — убеждена начальник отдела реализации билетов музтеатра. В последний раз в театры повышали ценник на «квитки» в марте.

Директор СХТ прогнозирует, что в ближайшее время ситуация должна измениться, зрители начнут активнее посещать театры. «В ноябре-декабре, когда становится холоднее, люди проявляют интерес к театрам», — говорит руководитель СХТ Владимир Ушаков.

"Часто вижу зрителей, которые покупают дешевые билеты на балкон"

29-летний аналитик Евгений Бачищев посещает театр в среднем 8-10 раз в месяц. «Театр у нас удовольствие недорогое. В месяц трачу обычно около 1,5 миллиона рублей. Если посещаю еще и гастрольные спектакли или фестивали, то сумма может вырасти до 2,5-3 миллионов рублей, - рассказывает театрал. - На премьерах, гастрольных и фестивальных спектаклях всегда аншлаги, а на старых проходных постановках можно найти немало свободных мест. Для моего круга общения цена билета 100-200 тысяч рублей не является определяющей, но и большого интереса к театру я не наблюдаю. В  кассах театра оперы и балета я часто вижу людей, которые покупают практически самые дешевые билеты на балкон, то есть для них вопрос цены действительно важен».

А вот минчанка Людмила Красницкая не может позволить себе часто посещать театр. «Чтобы сходить с супругом в театр, нужно потратить как минимум 200 тысяч. И это будут не самые лучшие места. Мы выплачиваем кредит за жилье, поэтому даже эта сумма ощутима для нашего бюджета», - говорит Людмила Красницкая.

Минкульт: театры сами устанавливают цены на билеты

В Минкульте FINANCE.TUT.BY разъяснили, что ведомство устанавливает театрам, в которых выступает учредителем, план по количеству мероприятий, зрителей и средний процент заполняемости залов на год. Если у театров областные учредители, то они устанавливают планы. Процент заполняемости выводится для каждого театра отдельно, потому что у всех разные залы и жанровая направленность.

В ведомстве пояснили, что театры в качестве юрлиц могут самостоятельно устанавливать цены на билеты, устраивать акции, предлагать скидки.

Напомним, в прошлом году Минфин выпустил постановление, которым для театров устанавливался процент заполняемости залов. За его срыв требовалось возвращать средства в бюджет пропорционально невыполненному плану. Но это постановление действовало только один год в качестве эксперимента.

Читайте также:

«Пожалуйста, не помещайте пьесы о Беларуси в гетто»: зарубежные критики о белорусских спектаклях

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-11%
-50%
-10%
-50%
-70%
-20%
-15%