Личный счет


Партнер проекта
Партнер проекта

В новом проекте TUT.BY «К вам налоговая» мы вместе с директором аудиторской компании "БелАудитАльянс" Еленой Жугер, экспертом в своей области, будем разбираться в тонкостях налогообложения физических и юридических лиц.

Сегодня поговорим о постановлении Министерства по налогам и сборам от 31 августа 2015 года № 22. Этот документ, напомним, утвердил инструкцию, по которой налоговая будет контролировать соответствие расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

На кого распространяется инструкция

В комментарии на официальном сайте МНС РБ говорится, что инструкция принята в целях реализации норм Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», вступившего в силу с 5 апреля 2015 г., то есть будет применяться для контроля за соответствием расходов доходам граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году, или тунеядцев, как их называют в народе.

Таким образом, основные категории лиц, на которых будет направлен контроль по названной инструкции, следующие:

  • неработающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь;
  • граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, работающие менее 183 календарных дней в году.

Какую информацию будет анализировать налоговая и где она ее возьмет

Уже сейчас МНС располагает доступом (через получение сведений из баз данных или через официальные письменные запросы) к следующей информации о расходах:

  • о перемещении товаров через границу;
  • о регистрации сделок в РУП «БРТИ» с имуществом (недвижимое имущество, сделки с землей, сделки по регистрации имущественных комплексов и т. п.);
  • о регистрации сделок в ГАИ с транспортными средствами;
  • о движении денежных средств по счетам в банке (доходы, расходы, операции с электронным кошельком, депозиты, сведения о покупке валюты) в пределах соблюдения законодательства о банковской тайне.

Пример первый. На основании сведений ГАИ в апреле 2015 года неработающий гражданин Петров зарегистрировал сделку по приобретению автомобиля "Тойота Авенсис" по цене 210 миллионов рублей. Этот же гражданин в марте 2015 года зарегистрировал сделку по продаже автомобиля "Форд Фокус" по цене 150 миллионов рублей. Разница между ценой продажи и покупки составляет 60 миллионов рублей. Поскольку гражданин Петров не имеет места работы и относится к категории граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов, налоговые органы вправе запросить у него информацию об источниках доходов в размере 60 миллионов рублей. В случае, если Петров не представит информацию об источнике дохода, то сумма 60 миллионов рублей будет являться объектом для исчисления подоходного налога.

Пример второй. В мае 2015 года гражданин Семенов приобрел в отделении банка иностранную валюту на сумму 10 000 долларов США. Поскольку гражданин Семенов не имеет места работы и относится к категории граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов, налоговые органы вправе запросить у него информацию об источниках доходов для приобретения валюты.

Какие документы можно и нужно показать налоговому инспектору

Инструкция не говорит о том, какие документы и в какой форме должны быть представлены гражданином в качестве подтверждения своих расходов. Но следуя сложившейся практике, можно сказать, что:

  • расходный документ должен быть представлен на бумажном носителе;
  • расходный документ должен иметь содержание хозяйственной операции;
  • документ должен иметь дату составления и название;
  • на документе должны стоять подписи лиц, участвующих в его составлении. Если оплата произведена через электронные системы оплаты, то достаточно его распечатать;
  • если расходы совершены за пределами республики и документ составлен на иностранном языке, он должен иметь официальный перевод.

Приведенные критерии позволяют идентифицировать расходы в отношении конкретного лица, их назначения, временного периода.

Документами, подтверждающими фактически совершенные расходы, могут быть:

  • чеки о расходах из магазинов, торговых точек, аптек, учреждений образования и иных объектов сферы услуг и потребления;
  • квитанции об оплате коммунальных услуг;
  • договоры на совершение сделок купли-продажи имущества, займа, кредитные договоры, дарения и т. п.;
  • иные документы, свидетельствующие о понесенных расходах.

Пример третий. В ходе изучения соответствия расходов неработающего гражданина Иванченко его доходам установлено превышение расходов над доходами на 425 миллиона рублей (за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года приобретен дачный участок). Налоговая инспекция потребовала у гражданина представить сведения об источниках дохода. Им были представлены пояснения, что денежные средства являются их совместно нажитым имуществом с супругой, которая имеет постоянное место работы. Иных документов в качестве подтверждения источника дохода гражданин Иванченко представить не смог. В этой ситуации налоговые органы вправе на основании представленной информации обязать супругу гражданина Иванченко представить декларацию о доходах.

Следует заметить, что инструкция, о которой мы говорим, будет применяться для контроля с 01 января 2015 года. То есть изучать ваши доходы-расходы будут именно с этой даты. А вот в приведенном примере с гражданином Иванченко налоговые органы вправе запросить декларацию о доходах у супруги гражданина Иванченко за последние 10 лет.

Несмотря на то, что обсуждаемая нами инструкция — новый документ, налоговые органы давно имеют опыт работы по контролю за доходами и расходами. В рамках исполнения Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» контроль за доходами и расходами граждан осуществляется посредством направления гражданам требования о представлении деклараций о доходах и имуществе с последующим предъявлением к уплате подоходного налога.

Аудиторская компания «БелАудитАльянс» уже 10 лет помогает бизнесу правильно рассчитать налоги и избежать дорогостоящих ошибок, консультирует в самых разных аспектах бухгалтерского учета, проводит семинары, входит в двадцатку ведущих компаний Беларуси в своей области. Обладает сертификатом качества аудиторских услуг. Если у Вас есть срочный вопрос по ведению бухгалтерского учета и налогообложению, звоните по телефону: (017) 234−99−93(92) и получите одну бесплатную консультацию по этому вопросу!
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-20%
-10%
-20%
-35%
-10%
-50%