109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  2. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  3. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  4. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  5. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  6. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  7. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  8. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  9. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  10. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  11. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  12. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  13. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  14. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  15. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  16. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  17. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  18. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  19. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  20. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  21. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  22. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн дня
  23. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  24. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  25. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  26. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  27. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  28. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  29. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  30. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
реклама


Виктория Левковская,

В Беларуси действуют нормативы качества коммунальных услуг. Как надо оплачивать услуги ЖКХ, если они оказываются некачественно, рассказал юрист Минского общества потребителей Игорь Хатковский.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Строго по норме

К основным жилищно-коммунальным услугам относятся техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, централизованное газоснабжение и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16.07.2008 г. № 405−3 качество жилищно-коммунальной услуги — это совокупность свойств и характеристик жилищно-коммунальной услуги, относящихся к ее способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (функциональная пригодность, надежность, безопасность условий проживания и др.).

Существуют жесткие стандарты, которым должны соответствовать все вышеперечисленные услуги:

  • горячее и холодное водоснабжение — по нормативу не менее 180 литров в сутки на одного человека, в том числе не менее 90 литров в сутки — горячее водоснабжение;
  • подогрев воды — температура не менее 50 °C;
  • обеспечение качества питьевой воды — в соответствии с нормативами качества питьевой воды, установленными санитарными правилами и нормами;
  • водоотведение (канализация) — круглосуточно с постоянным приемом сточных вод в систему коммунального водоотведения (канализации); допустимая продолжительность перерыва — 24 часа при ликвидации аварий на сетях канализации;
  • централизованное газоснабжение — постоянно;
  • электроснабжение — постоянно, за исключением перерывов, предусмотренных законодательными актами;
  • централизованное теплоснабжение — температура воздуха в жилых помещениях должна быть не менее +18°C;
  • пользование лифтом — обеспечение бесперебойной и безопасной работы лифтов; в случае выявления неисправностей их устранение осуществляется в течение суток с немедленным прекращением эксплуатации лифта;
  • вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов — вывоз твердых бытовых отходов с периодичностью, установленной схемой обращения с коммунальными отходами на территории населенного пункта.

А если ремонт…

Плата за «коммуналку» взимается по установленным в Беларуси ценам и тарифам. Но согласно Закону «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (Далее — Закон.) предусмотрены перерывы в оказании коммунальных услуг потребителям по ряду причин:

  • при проведении плановых ремонтных и профилактических работ по графику, в межотопительный период;
  • в случае аварий и других ЧС и ликвидации их последствий;
  • в случае хищения, уничтожения или повреждения сетей и оборудования, что делает невозможным оказание коммунальных услуг либо создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителей.

Также оказание коммунальных услуг может быть приостановлено в случае задолженности по их оплате без уважительных причин, не погашенной в установленные сроки. Кроме того, приостановление оказания коммунальных услуг допустимо по требованию потребителя, если это технически возможно и не нарушает прав иных потребителей, на основании актов законодательства или договора об оказании таких услуг.

В этом случае поставщик коммунальных услуг обязан предупредить потребителя (указав причины и сроки) не позднее чем за три дня до начала перерыва.

Сделать перерасчет

Оказание коммунальных услуг в Беларуси относится к достаточно регламентированной области отношений. Здесь действует безусловный принцип: если услуга не оказывается, то платить за нее не нужно, если же данная услуга оказывается с недостатками, то ее стоимость такой услуги подлежит соразмерному уменьшению.

Как пояснил эксперт, в случае неоказания потребителю коммунальных услуг или их оказания с перерывами более 24 часа перерасчет при отсутствии групповых и (или) индивидуальных счетчиков производится на сумму стоимости объема непредоставленных коммунальных услуг.

Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного местным исполнительным и распорядительным органом, количества потребителей (расход холодной и горячей воды, канализация, электро-, газоснабжение, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов, пользование лифтом) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также продолжительности непредоставления коммунальной услуги.

Перерасчет платы в случаях оказания основных коммунальных услуг с недостатками производится:

  • если качество питьевой воды не соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам для конкретных систем водоснабжения. При этом размер платы за услуги холодного водоснабжения уменьшается на 10% на время предоставления данной услуги с недостатками;
  • при температуре горячей воды менее 60 °C — для открытых систем централизованного теплоснабжения, менее 50 °C — для закрытых систем свыше трех суток подряд. За каждый градус снижения температуры горячей воды размер платы за подогрев воды уменьшается на 2,5% на период предоставления услуги с недостатками;
  • при отклонении уровня напряжения, частоты электрической энергии от действующих стандартов. При этом размер платы за услуги электроснабжения снижается на 0,15% за каждый час предоставления такой услуги с недостатками;
  • при температуре воздуха в жилом помещении ниже +18°С свыше одних суток. При этом размер платы за отопление уменьшается с учетом недопоставленного объема тепловой энергии, рассчитанного в порядке, определенном Минжилкомхозом.

Порядок расчета удельного веса стоимости отдельной услуги или работы, входящей в перечень услуг и работ по техническому обслуживанию жилого дома, устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

Зафиксировать и предъявить

Как быть, если вода в кране еле теплая, батареи недостаточно горячие, а напряжение в сети скачет? В этом случае вам придется для начала доказать, что эти услуги действительно были оказаны некачественно. Если какие-то услуги не оказаны или оказаны некачественно, то в первую очередь это нужно зафиксировать.

Согласно Закону в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания ее с недостатками потребитель должен уведомить об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу письменно либо устно, в том числе по телефону. Проследите, чтобы вашу заявку обязательно зарегистрировали. Работник исполнителя или аварийно-диспетчерской службы должен сообщить потребителю свои ФИО, должность и регистрационный номер заявки.

Следующий шаг — представитель исполнителя должен установить факт наличия и причины неоказания коммунальной услуги с либо ее оказания с недостатками, составляется претензионный акт. При наличии технической возможности с согласия потребителя незамедлительно устраняются все недостатки. Претензионный акт подписывают работник исполнителя и потребитель. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного акта работник исполнителя делает запись об этом в данном акте.

Устранить недостатки

На основании документа исполнитель устраняет все недостатки либо направляет потребителю письменный отказ в удовлетворении его требований. Если потребитель не согласен с отказом, он вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки качества жилищно-коммунальной услуги и обжаловать отказ в судебном порядке.

Если независимая экспертиза либо суд установят факт неоказания услуги, потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальных услуг и не оплачивать жилищно-коммунальную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте, акте независимой проверки или судебном постановлении, до момента начала (возобновления) оказания жилищно-коммунальных услуг. Потребитель также вправе отказаться от коммунальной услуги без возмещения расходов на ее оказание, если в результате независимой проверки или судебного разбирательства окажется, что услуги были оказаны некачественно. Если же коммунальная услуга уже оказана, то потребитель вправе, на выбор, требовать:

  • возврата платы за оказанную коммунальную услугу, если это возможно исходя из ее характера;
  • уменьшения размера платы за оказанную коммунальную услугу;
  • безвозмездного устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно;
  • повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно.

Причем срок принятия решения по требованию потребителя о возврате оплаты жилищно-коммунальной услуги, об уменьшении размера платы за некачественную услугу не может превышать 7 календарных дней со дня предъявления требования.

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг должен устранить недостатки в максимально короткий срок, технологически необходимый для устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, но не позднее месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон.

В случае если потребитель потребовал уменьшения размера платы в связи с оказанием коммунальной услуги с недостатками, а также в случае ее неоказания, перерасчет платы за основные коммунальные услуги осуществляется в порядке, установленном Совмином, а за дополнительные жилищно-коммунальные услуги — договором.

Если исполнитель отказался удовлетворить требования потребителя, тот вправе, если это технически возможно, привлечь к оказанию жилищно-коммунальной услуги третьих лиц либо выполнить работы своими силами, проинформировав об этом исполнителя, и потребовать от него возмещения стоимости выполненных работ и дополнительных расходов.

-50%
-70%
-90%
-70%
-10%
-25%
-30%
-10%
-10%