Финансы компаний


Бизнес-аналитик — профессия новая и востребованная на современном рынке труда Беларуси. Почему она возникла и чем так привлекательна для сферы IT? Об этом и не только мы спросили у Никиты Бобченко.

— Никита, расскажите, почему бизнес-аналитика считают своеобразным «мостиком» между программистами и клиентами?

— Бизнес-анализ в сфере разработки программных продуктов возник в 80-е годы 20 века из-за того, что программисты не всегда хорошо понимали заказчиков. Заказчики говорили, вот мы хотим, чтобы это сверкало, летало и т. д. Программисты пытались уловить из потока этих образов четкие структурные вещи и все, что улавливали, переводили на свой лад. В результате получалось не то, чего хотел бизнес. Поэтому сейчас есть такой человек, как бизнес-аналитик. Когда поступает запрос, бизнес-аналитик уточняет, что конкретно должно быть сделано, находит главное, отметает все лишнее и вокруг главного строит описание всей функции. И обязательно точно определяет, какую задачу должна решать эта функция.

— А какие компетенции нужны бизнес-аналитику?

— Хороший вопрос. Об этом много говорят, обсуждая бизнес-анализ. Конечно, «законы джунглей» здесь не работают. Нужно уметь работать в команде. В первую очередь необходимы системное мышление, хорошие навыки коммуникации и усидчивость, то есть умение всю собранную информацию структурировать и записать в виде артефакта (документа, описывающего один из аспектов системы), который и пойдёт в работу.

— Как Вы взаимодействуете с программистами и клиентами?

— Далеко не все умеют слушать и правильно излагать свои мысли. Задача бизнес-аналитика — выслушать заказчика и из набора образов, которые он представил, выудить важную информацию, понять, какие цели преследует бизнес, какую проблему должен решать программный продукт. Кроме того, бизнес-аналитик должен понять, какой информации не хватает, и с помощью наводящих вопросов «достать» эту информацию из заказчика, а потом всё структурировать и записать.

— Есть ли какие-то негласные правила, которым нужно следовать при общении с программистами?

— Программисты — обычные люди. Отличие лишь в том, что им приходится работать со сложными абстрактными конструкциями, которые строятся на взаимосвязях. Лично мне с ними общаться легко, потому что они четко излагают свои мысли. И, соответственно, предпочитают информацию получать в таком же виде.

— Изначально бизнес-аналитик должен собрать информацию о том, что нужно пользователям. Расскажите, пожалуйста, какие этапы проходит информация до того, как будет использована.

Если мы говорим о требованиях к программному продукту, то все зависит от источников. Это могут быть источники внутри компании. Например, у нас появилась идея новой функции, которой еще ни у кого нет, но которая, мы уверены, поможет нашим клиентам. Я собираю все требования относительно этой идеи, как мы видим её. Параллельно могу смотреть, есть ли какие-то аналоги в мире, в других продуктах, и черпать дополнительные требования уже там. Учитываются также пожелания пользователей. Затем я структурирую всю собранную информацию, передаю программистам, и они воплощают идею.

— И все, что Вы предлагаете, безропотно осуществляется?

— Бизнес-аналитик не принимает решение о том, будем мы делать какую-то функцию или нет. Он занимается описанием требований.

— То есть он не имеет права голоса?

— Почему? Бизнес-аналитик может сказать: «Нет». Но нужно понимать, что цель бизнес-аналитика — реализовать желания бизнеса. А они довольно просты и в основном касаются прибыли, соответственно, бизнес-аналитик оценивает функцию с позиции бизнеса. Если предлагают, например: «Давайте сделаем так, чтобы зайчики у нас бегали на заднем фоне», бизнес-аналитик скажет: «Да, это клёво, но реальную пользу продукту не принесет, а мы лишь потратим деньги на разработку». И он должен обосновать свое мнение.

— Вы бизнес-аналитик ИПС «Нормативка.by». Расскажите, для чего специалистам ИПС?

— В наше время информация — один из важнейших ресурсов в работе. ИПС — это очень полезная вещь, ведь в своей работе специалисты должны руководствоваться актуальной нормативно-правовой информацией, то есть она всегда должна быть под рукой. Для этого ИПС и существует — система предоставляет официальные документы и аналитические материалы качественно и максимально быстро.

— Может ли система быть полезной обычным людям?

— Чем лучше человек знает законы, тем легче ему жить, ведь в этом случае он чётко представляет границы дозволенного. ИПС будет полезна и тем, кто, например, планирует открыть свое дело и хочет знать, как вести бизнес в стране, как проходят административные процедуры.

— Что, по-вашему, отличает ИПС «Нормативка.by» от других похожих продуктов?

— Наша система уникальна по двум причинам. Первая причина — этот продукт от начала до конца разрабатывает наша компания. В работе над «Нормативка.by» мы используем все самые современные технологии. Если сравнивать с конкурентами, то наша система относительно молодая, она недавно появились на рынке. Тем не менее, за этот короткий срок мы значительно продвинулись в развитии. И в дальнейшем не планируем снижать темп! Сейчас мы запускаем новую версию интерфейса системы, которая написана на современных технологиях и сделана таким образом, что позволит еще долго развивать систему и применять новейшие разработки. А системы наших конкурентов были написаны 10−20 лет назад, и эта основа не меняется, она уже морально устарела.

Вторая причина — то, что «Нормативка.by» является веб-системой. Это значит, что наш продукт находится в Интернете и пользоваться им можно с помощью браузера с любого устройства (компьютера или планшета), в любом месте. Не нужно устанавливать что-то, постоянно обновлять, следить за работоспособностью.

— Мы говорим о технической части. А чем отличается «Нормативка.by» от других ИПС по наполнению?

— Качественной аналитикой. У нас есть большая база постоянных авторов, проверенных временем, и вместе с тем постоянно идет поиск новых. В отделе наполнения ИПС работают отличные специалисты, которые подбирают интересные и актуальные для наших пользователей темы. Уже сформировался определённый стиль аналитической информации, которая публикуется в нашей системе. Она нравится нашим клиентам, востребована ими.

— В ноябре выходит превью новой версии ИПС «Нормативка.by». Расскажите, как велась работа над продуктом и чего удалось достичь?

— Какое-то время назад мы приняли решение о том, что систему нужно развивать. Составили план действий, очертили шаги, которые необходимо предпринять. Одним из шагов было создание нового интерфейса системы. Это значило взять и переписать его с нуля. В своё время первую версию системы мы делали с оглядкой на конкурентов, на то, как работают аналогичные системы. Сейчас у нас есть опыт работы с ИПС, мы поняли, как она на самом деле работает и что нужно нашим клиентам. С учетом этого мы спроектировали новый интерфейс таким образом, чтобы все нужное находилось под рукой, а то, что используется редко, не мешало. То есть сделали все, чтобы можно было максимально быстро находить информацию. Плюс под это был разработан новый дизайн.

— И что теперь, чего нам ждать?

— Хороший вопрос. Я очень надеюсь на положительную реакцию клиентов. Предварительные тесты показали, что все сделано довольно удобно. Почему мы запускаем превью, собственно? Потому что перед нами стояла задача воссоздать все функции ИПС «Нормативка.by», которые существуют на данный момент. Сначала мы запустим превью с базовыми функциями, дадим пользователям возможность оценить ее, на основе обратной связи уберем все шероховатости. Затем постепенно будем добавлять новые функции, чтобы пользователи могли их сразу же оценить, а мы — полностью отладить новый интерфейс к моменту окончательного запуска новой версии нашей системы, который планируется в середине января.

— Какие нововведения Вы считаете самыми значительными?

— Новый интерфейс, конечно. Он не будет похож на то, что было раньше, как по взаимодействию, так и по внешнему виду.

— А Вам лично что нравится больше всего, за что «болели», так сказать?

— Да я за все болел. (Смеется.) Можно сказать, что за «расширенный поиск» и за правую панель, но текст это никак не опишет, это нужно видеть!

— И последний вопрос. Что же ждет ИПС «Нормативка.by» в будущем? Можете описать, какой она будет, скажем, через 2 года?

— Через 2 года… Мы хотим сделать нашу систему самой технологичной, самой удобной, самой эффективной ИПС из всех, только и всего. (Смеется.) Как я уже говорил, когда мы принимали решение о работе над новым интерфейсом, мы обозначили шаги, которые нам необходимо сделать, и мы уже движемся к нашей цели.

Попробовать работу с предварительной версией нового интерфейса ИПС «Нормативка.by» можно уже сейчас. Для новых пользователей действует бесплатный пробный доступ на 3 дня!

Справка
Никита Бобченко закончил Белорусский государственный экономический университет, факультет менеджмента, кафедра экономической информатики. В настоящее время бизнес-аналитик ОДО «Профигруп», работает над проектом «Информационно-правовая система Нормативка.by»

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-15%
-10%
-15%
-10%
-15%
-25%
-10%
-25%
-35%
-50%
0058043