109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  2. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  3. Максим Знак остается в СИЗО до 9 мая
  4. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  5. В суде по делу Бабарико продлен перерыв, заседаний 9 и 10 марта не будет
  6. Посол РФ в Беларуси рассказал о предложении о встрече от оппозиции и сравнил ее с обществом книголюбов
  7. «Зарплата 350 рублей, медицины нет». Откровенный рассказ семьи минчан о переезде в деревню
  8. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  9. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  10. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  11. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  12. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  13. Что происходит в Беларуси 9 марта
  14. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  15. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  16. Эту неделю еще померзнем, но весна все же придет
  17. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  18. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  19. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  20. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  21. Три новых интересных здания, которые минчане вряд ли видели. Показываем, как они выглядят
  22. Вариантов немного. Чего ждать в случае получения или отказа в российском кредите
  23. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  24. Какие курсы доллара и евро установили обменники после больших выходных
  25. Тест на ваше принятие реальности. Такое правда звучало в судах за последние полгода?
  26. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  27. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  28. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  29. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  30. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
реклама


/ /

Акции и скидки в магазинах перед Новым годом стали традицией. Только всегда ли они делают товар дешевле? На днях в редакцию FINANCE.TUT.BY обратилась читательница с жалобой на то, что магазин детских игрушек объявил скидки 30%, но при этом накануне поднял цены на те же суммы. Мы решили проверить, на самом ли деле скидки в магазинах — это не просто маркетинговый ход.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Вообще, необоснованное подорожание товаров в канун праздника не редкость. Вот и Министерство торговли ввело мораторий на рост цен в новогодний период. Правда, на сайте ведомства формулировка более мягкая: «Министерство торговли намерено усилить контроль за ценами в период новогодних праздников». Так или иначе суть одна — за ценниками будут следить. В том числе и за оформлением скидок.

FINANCE.TUT.BY вместе с представителями управления торговли и услуг Мингорисполкома устроил собственную проверку и обошел несколько магазинов в столичном торговом центре «Замок».

Повышения цены не нашли, но белорусских мячиков не хватает

Сначала мы отправились в магазин сети Funtastik, чтобы узнать честно ли они проводят акцию. По дороге к павильону заместитель начальника управления управления торговли и услуг Мингорисполкома Ольга Гаврильчик рассказала о том, как магазины должны делать скидки:

— Субъект хозяйствования сначала через рекламу извещает покупателей о проведении акции и оформляет приказом размер и срок действия скидок, а также перечень товаров, на которые они будут действовать.

Нас встречает заведующая магазином Инна Климутко. Она очень удивилась истории о повышении цен перед акцией.

— Ого… Нет, у нас цены не поднимались, — сказала Инна.

— А чем вы можете подтвердить проведение акции? Есть приказ? — поинтересовались проверяющие.

Заведующая смогла предоставить накладные и реестр розничных цен. Специалисты просмотрели документы, сверили несколько товаров и цены на них. Выяснилось, что стоимость на самом деле установлена правильно. Никакого повышения перед акцией не было.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Ольга Гаврильчик вместе с заведующей Инной Климутко проверяет накладные

— Мы следим за ценами. Так что, наверное, ваша читательница что-то перепутала, — предполагает Инна Климутко. — На все товары, кроме тех, что участвуют в других акциях, будет скидка 30%. Хотите, можем проверить.

Мы взяли конструктор Lego и отнесли на кассу. На экране действительно выдало цену со скидкой.

Убедившись, что с ценами никаких нарушений нет, проверяющие обратили внимание на ассортиментный перечень. Там прописаны товары отечественного производства, которые должны быть в наличии в магазине.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

На полках с товаром не оказалось белорусских мячей и елочных украшений. Хотя последние были, но уж очень нестандартные: маленькие, размером с ладонь, зверушки, которые больше похожи на обыкновенные игрушки. На этикетке написано «Игрушка каркасная», но заведующая утверждала, что люди берут их именно для украшения елки.

— Мы выпишем вам рекомендацию по устранению нарушений, — предупредила Ольга Гаврильчик.

Представитель исполкома заглянула также в книгу жалоб и предложений.

— Книга ведется не совсем правильно: все записи должны нумероваться, ответы есть не на все замечания.

Хотя среди записей больше всего благодарностей. Но есть и высказывания недовольства. Например, в 2013 году одна из покупательниц жаловалась на высокие цены.

А вот теперешние клиенты магазина довольны. Одна из покупательниц на вопрос о высоких ценах ответила:

— Я здесь бываю довольно часто. Не сказала бы, что цены завышают. И акция сегодня хорошая.

Нашлось и небольшое нарушение по рекламе. На плакате с информацией об акции сноска о том, что скидка не относится к товарам, которые участвуют в других акциях, была написана слишком мелким шрифтом.

— По закону о рекламе размер сноски, уточняющей основную информацию, должен быть равен половине самой большой буквы или цифры рекламного текста, — указала на нарушение главный специалист отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Галина Давыдова.

Кстати, о проблемах в торговле с оформлением рекламы заявляла и заместитель министра торговли Ирина Наркевич. Она констатировала, что реклама должна быть достоверной и не вводить в заблуждение потребителей.

Акция закончилась вчера, но ценники со скидками еще висят

Следующим в проверку попал магазин «СпортЭксперт», где было много различных скидок. Показать документы на все из них продавцы не смогли. Особенно заинтересовала проверяющих акция, по которой товары продавали со скидкой в 50%.

Хотя приказ на проведение акции и нашелся, в нем было прописано, что она длится до 10 декабря 2015 года. То есть 11-го (в тот день, когда мы пришли) скидки уже не было.

— С завтрашнего дня ее продлят, — стал заверять администратор Андрей Вагин. — У нас обычно так бывает: акция закончилась и тогда через день мы ее снова запускаем. А ценники просто не успели поменять.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Проверяющие удостоверились, что акционная куртка уже стоит по-старому

Но «бумажки» с крупной надписью «Распродажа» и указанием старой и новой цены висели до сих пор на товарах. А значит, покупатели могли подумать, что вещи можно купить более выгодно.

Чтобы убедиться в догадке, мы попросили «пробить» штрих-код дорогой зимней куртки. Старая цена у нее больше 7 миллионов. Со скидкой — 3,8 миллиона. На экране высветилась первоначальная цена. В программе все было заложено правильно. В итоге получилось, что покупателей ввели в заблуждение по поводу несуществующей в течение одного дня скидки.

Для более детального разбирательства представители Мингорисполкома вызвали к себе директора организации.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Запутали покупателей: где скидки, а где уценка?

После этого мы заглянули в фирменный магазин одежды Westerly. Заведующая Татьяна Скоробогатенько сначала приняла нас за покупателей. Но не смутилась и после того, как узнала о проверке.

В этом магазине тоже было несколько акций. Где-то стояли таблички «Все по 69 900» и тому подобные привлекающие внимание атрибуты. Был и другой вариант — к примеру, «От 149 900». Но это в итоге оказалась не акция.

— Сейчас я вам все расскажу, — Татьяна начала разъяснения. — Здесь просто висят вещи, стоимость которых начинается от написанных значений. Некоторые из них дороже. Но на все товары, которые стоят больше 100 тысяч рублей, действует другая скидка — 30%.

Получилось, что магазин разбил все товары на две группы: с ценой до 100 тысяч и больше. Человек может выбрать: или купить изначально дешевую вещь (большинство из них — летние и поэтому уцененные), или взять более дорогую, но получить скидку. Никаких нарушений проверяющие не нашли. Но все же посоветовали не запутывать покупателей: оформление акционных товаров и той продукции, которая просто находится в определенном ценовом диапазоне, было одинаковым. А это заставляло думать, что есть какая-то дополнительная скидка.

-10%
-10%
-10%
-70%
-10%
-5%
-10%
-50%
-20%
-20%