Хочу любимую работу!


/

Вроде бы мы все понимаем последствия отсутствия любимой работы: карьерные кризисы, выгорание, нехватка стабильности. Но готовы ли мы инвестировать по полной, чтобы изменить что-то в своей жизни, найти Дело с большой буквы? FINANCE.TUT.BY продолжает следить за судьбой участников проекта «Хочу любимую работу!».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

О чем наш проект: глядя на ситуацию на рынке труда, FINANCE.TUT.BY вместе с консалтинговым агентством Fox Hunt решили устроить эксперимент — на примере шести добровольцев мы хотим показать, что найти (поменять) работу можно и в кризис. Главное, относиться к самому поиску как к работе.

Напомним, в прошлой серии наш проект покинула специалист по лизингу Ольга Волос, а некоторые из ребят «завалили» подготовку к собеседованию. К сожалению, не все были готовы быстро принять поиск работы как необходимость кропотливых изменений своих навыков — постановки целей, анализа компаний и вакансий, составления резюме и самопрезентации продажи решений для бизнеса компаний.

Посмотрим, что изменилось в жизни некоторых представителей нашей пятерки за последнюю неделю.

«Вы даже не представляете, как я доволен!»

Совсем скоро новую запись в трудовой книжке получит Ярослав Касинский. Он, как мы помним, до сих был начальником отдела мерчандайзинга в небольшой фирме. На проект Ярослав пришел с простой, на первый взгляд, целью — «найти работу, на которую каждое утро буду идти с удовольствием».

«И вот моя мечта сбылась, — буквально вчера Ярослав получил подтверждение от нового работодателя. — Сейчас завершаю дела на старой работе и, думаю, уже с 11 апреля буду трудиться на новом месте. Даже не представляете, как я доволен!»

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Ярослав будет работать в одной из крупнейших IT-компаний менеджером по развитию бизнес-проектов.

До этого он прошел несколько этапов собеседований: с HR-ом, с руководством (по скайпу) и с будущей командой. «Конечно, я искал бы работу и без проекта, — признаётся Ярослав. — Но тренинги мне помогли разобраться в себе. Ту же табличку, которую мы составляли на одном из занятий (речь об умениях, навыках и о том, чего в итоге хочется добиться. — Прим. ред.) я держал у себя под рукой, когда беседовал по скайпу с будущими руководителями. Придали мне уверенности и репетиции собеседований. Кроме того, я наконец-то привел в порядок свое резюме и теперь понимаю, почему на него раньше могли не обращать внимание».

Какие же технологии поиска работы легли в основу рецепта успеха Ярослава?

— Если вы понимаете, что из года в год занимаетесь не своим любимым делом и пошли по ложному профессиональному пути, прежде всего проанализируйте, в какой деятельности может заключаться ваше призвание. Выписывайте на листок бумаги виды занятий, которые доставляют больше всего удовлетворения, затем — те, которые меньше всего любите делать, затем — те, которые у вас получаются лучше всего — это есть ваша зона экспертизы, на которую следует опираться в дальнейшем, — резюмирует бизнес-тренер Мария Лямина. — Наконец, сформулируйте свою цель поиска работы с учетом всего, что вы хотите иметь, что вы любите делать и что у вас лучше всего получается. Поймите, в чем вы успешны — и подкрепите примерами из практики, а какие компетенции вам нужно еще «подкачать» — и напишите свой план обучения и развития. При правильно выбранной цели и грамотных переговорах, основанных на ваших сильных сторонах, успех обеспечен.

«Попробовал использовать на собеседовании технологию «свойство-выгода»

Валерий Ульянов не нашел пока постоянной работы, зато бывший работодатель предложил подработку — курировать учебный портал для персонала на полставки по договору подряда. «Можно будет работать из дома, так что если найду основную работу, мне это не помешает», — рассуждает Валерий Геннадьевич.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Также он уже дважды был на переговорах в компании, которая занимается пиротехникой, и ждет результатов от руководства. Нужно заниматься документацией и сертификатами. «Условия работы хорошие, лучше, чем даже на моем последнем месте».

«Еще попробовал сходить на собеседование на должность заведующего магазином бытовой техники. Но там конкурс 12 человек на место, — делится подробностями Валерий Геннадьевич. — Зато попрактиковался в прохождении собеседования. В этот раз, когда говорил про свой опыт, всегда приводил примеры: «когда я был заведующим раньше, продажи выросли на 70%. То есть использовал технологию «свойство-выгода».

Помимо этого, наш участник попробовал «прорваться в еще один магазин бытовой техники по методике, про которую говорили на предыдущем занятии, — договориться на встречу с руководством, минуя кадровый отдел. Сказал, что у меня есть коммерческое предложение, но ничего не получилось».

«На самом деле, есть очень много технологий, как добыть контакты потенциального работодателя или лица, принимающего решения, — говорит Мария Лямина. — Но все они опираются на психологию людей. Вы должны представить, какие коммуникации у нужного вам человека. Кто ему звонит? Например, клиенты: подрядные организации, с которыми он уже работает. Ваша задача — сделать так, чтобы вас переключили на нужного вам человека, и договориться с ним о встрече.

«Легенда» для секретаря о том, что у вас интересное предложение по закупкам, вызовет стандартное: «присылайте коммерческое предложение, с вами свяжутся». Сыграйте роль поставщика или клиента, с которым компания уже работает, например, — здесь у вас точно есть возможность поговорить лично с интересующим вас человеком и заинтересовать его в своей кандидатуре».

«Чего ты сидишь? Через два года твоя девушка будет зарабатывать 2−3 тысячи долларов!»

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

А вот у остальных участников нашего проекта пока таких подвижек нет. Александр Плехов пока и вовсе не определился с тем, куда и как ему двигаться дальше. Напомним, он пытается уйти из «Беларуськалия», чтобы сменить не только работу, но и свое окружение. Один из вариантов, который Александр сначала наметил для себя, — несколько компаний, куда бы он хотел пойти работать. Вакансии, как мы помним, связаны с продажами котельного и насосного оборудования.

«Я выяснил, как попасть туда на собеседование у своих знакомых. Узнал, какие этапы проходит резюме, — рассказывает Александр. — Кроме того, поговорил о том, как обстоят дела в компании, какие проблемы у них есть, как подбирают сотрудников. Но мне бы хотелось заниматься не активными продажами, а работать с клиентами, подбирать для них оптимальный продукт под их запросы».

Руководитель Fox Hunt Денис Гурленя тут же предложил Александру пройти небольшое собеседование и понять, может ли он вообще работать в продажах. «Я вот твое резюме читаю и не понимаю, почему именно продажи? Зачем тебе это? А твоя мотивация непонятна», — рассматривает Денис Гурленя резюме, которое участник подготовил для конкретной вакансии — менеджер по продажам теплоэнергетического оборудования.

Денис: Александр, расскажите, какую работу вы ищите?

Александр: Я бы, помимо продаж, хотел бы делать какие-то расчеты, которые помогут клиенту подобрать необходимое оборудование.

Денис: А почему продажи? У вас же опыт работы — «мастер по ремонту оборудования».

Александр: Мне не интересно сервисное обслуживание.

Денис: Так, а почему именно продажи все-таки?

Александр: Я бы хотел общаться с большим количеством людей.

Денис: Для того чтобы общаться с большим количеством людей, не обязательно работать в нашей компании. Можно работать кассиром, например.

Александр: Я знаю тонкости и устройства оборудования вашей компании.

Дальше повисает долгая пауза.

Александр: В продажах у меня нет опыта, но мне это интересно.

Денис: Чем?

Александр: Своей напряженной работой. Общением на профессиональные темы. Я хочу помочь людям своим опытом, чтобы они могли выбрать нужный продукт. Выбирая правильное оборудование, наши клиенты могут сэкономить.

Денис: Так, может, тогда выгоднее им ничего не продавать? Какие еще вакансии рассматривали?

Александр: Теплотехника в одной из компаний. У них должно было быть расширение штата, я подходил на их вакансию, но потом они решили не расширяться, а когда позвонили мне, я уже устроился на нынешнюю работу.

Денис: По каким критериям вы будете выбирать компанию?

Александр: Карьерный, личностный рост, возможность обучения, зарплата.

Остальные участники проекта тут же назвали недочеты: неуверенность, незнание специфики, отсутствие инициативы от самого Александра, который не задал ни одного вопроса.

— У Александра вся мотивация была построена на «мотивации от». Это значит, что тебе не нравится что-то делать, и поэтому ты хочешь делать что-то другое, — делится впечатлением Денис Гурленя. — Но зачем тебе продажи, непонятно. Дальше: нельзя говорить, что вы, идя на позицию менеджера по продажам, хотите быть еще теплотехником, наладчиком и так далее. Вы приходите на конкретную должность и хотите заниматься именно этим.

Основной вывод, какой бы он ни был обидный для Александра: он пока сам не знает, чего хочет, но уж точно не хочет заниматься продажами. «Саша, очнись! У тебя девушка-программист через два года будет зарабатывать 2 тысячи долларов. Время идет! И у тебя есть только один вариант: тебе пора перестать играть в детский сад».

— Нам нужно вернуться на исходную позицию, к формулировке Сашиной цели, — делает вывод Мария Лямина. — В Сашиной истории мы имеем дело с основной и очень распространенной ошибкой большинства людей — они не знают, чего хотят. Не умеют анализировать свои сильные и слабые стороны и ставить себе верные цели к успеху. Это приводит к долгим потраченным впустую годам метаний и поисков, неэффективной работы и несчастных будней. Так чего же хочет Саша?

— Да, надо подумать… Мне кажется, что я иду в продажи только потому, что там можно зарабатывать больше. А на самом деле это не мое, — соглашается Александр. — Может, и правда, мне стоит подумать про бизнес-анализ.

Что ж, бизнес-анализ, так бизнес-анализ. Очередную цель нужно проверить, чтобы не получилось так, как с попыткой «устроиться в продажи». И Александр получает очередное домашнее задание: найти 10 человек, которые занимаются бизнес-анализом, поговорить с ними о том, что входит в их функционал, какие есть перспективы в этой профессии, сколько можно заработать — в общем, выяснить все об этой профессии и о том, какие конкретные шаги нужно предпринять, чтобы в нее попасть.

Но, увы, на следующее занятие Саша пришел неподготовленным — из 10 человек он начал переписываться только с одним, необходимые для анализа сведения не получил и в результате цель свою не проверил.

Для всех участников проекта стало очевидно, что лень и внутреннее сопротивление Саши к поиску и изменениям себя пока нисколько не приблизили его к желаемому результату.

«На собеседовании вы сначала продаете себя, а потом говорите про деньги»

Еще один важный вопрос, который удалось проговорить на последних занятиях, — как говорить с потенциальным нанимателем о деньгах. «Вот я пришел на собеседование, у меня спросили про зарплату в первые три месяца. Я сказал, что около 7 миллинов с учетом кризисной ситуации, — рассказал Валерий Геннадьевич. — Потом меня спросили о том, как я вижу свою зарплату через три месяца. Я назвал цифру в 10 миллионов, а у меня тут же спросили, какую прибыль я хочу принести компании».

— На какую бы вакансию вы ни пришли, история будет примерно такая. Первое время вы будете приносить не прибыль, а убытки, — разъясняет Денис Гурленя. — Любому собственнику, руководителю компании необходимо понимать, является ли инвестиция в вас окупаемой, когда новый работник вернет вложенные в него инвестиции.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По словам директора Fox Hunt, в таком ключе и нужно строить разговор о деньгах. Если вы скажете работодателю: «Я понимаю, что мне нужен какой-то срок раскачки и вы в это время не будете на мне зарабатывать», — он поймет, что вы говорите с ним на одном языке.

В разговоре важна даже не сама цифра, а то — почему именно она.

— Разница в сумме «я прихожу сейчас» и «я через три месяца» состоит в вашем росте. И эту разницу вам никто, кроме работодателя, не скажет, — добавляет Денис Гурленя. — Спросите у него, какой период окупаемости такого специалиста, как вы. Так вы, кстати, поймете, оценивает ли руководитель работников. А это очень важно — иметь обратную связь. Хорошо и правильно задавать вопрос: как вы будете оценивать мою работу?

Итак, для успеха в переговорах по поводу заработной платы вам необходимо:

  • проанализировать предложения компаний и запросы других кандидатов в привязке к уровню профессионализма, сложности и ответственности вакансии
  • определить, примерно какому уровню заработной платы на этой рыночной шкале соответствует ваш профессиональный и должностной уровень;
  • сформулировать для себя, на какой уровень заработной платы вы ориентируетесь и почему именно на такой — делайте опору не на количество взятых вами кредитов и «планы купить машину», а на реальную вашу стоимость как профессионала, подготовьтесь аргументировать;
  • обсуждайте вопрос заработной платы только после того, как сумели презентовать себя и заинтересовать работодателя в своих профессиональных возможностях;
  • опирайтесь в разговоре с работодателем на модель периода «инвестиций» в ваше обучение и адаптацию к новому месту работы и «возврата вложенных инвестиций»;
  • обязательно договаривайтесь «на берегу» с работодателем о целях, задачах работы и показателях, по которым будут оценивать вашу эффективность.

Ну, а скоро мы не только посмотрим, как продвигается выбор дальнейшего пути у Александра Плехова, но и узнаем, куда пропал Павел Ковалев, чем завершились переговоры о работе у Валерия Ульянова, и посмотрим, как исправляет ошибки на собеседованиях Михаил Кучерявенко.

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-10%
-35%
-20%
-10%
-20%
-20%
-25%
-88%
-20%
-20%
0057865