Хочу любимую работу!


/

Ситуация на рынке труда сейчас не самая простая. Нередко люди соглашаются на работу, не подумав о том, полностью ли им подходит этот вариант, не изучив все «подводные камни» предложенной вакансии. «Главное, чтобы взяли!» — думает соискатель в кризис. Эксперты уверены: в то время, когда балом правит именно наниматель, тем, кто ищет работу, нужно еще более пристально рассматривать все предложения. FINANCE.TUT.BY продолжает следить за судьбой участников проекта по трудоустройству.

фото с сайта vc.ru
Фото с сайта vc.ru

О чем наш проект: глядя на ситуацию на рынке труда, FINANCE.TUT.BY вместе с консалтинговым агентством Fox Hunt решили устроить эксперимент — на примере шести добровольцев мы хотим показать, что найти (поменять) работу можно и в кризис. Главное, относиться к самому поиску как к работе.

Напомним, в прошлой серии мы попрощались сразу с несколькими участниками проекта. Однако жизнь уже внесла коррективы в их судьбу.

Валерий Ульянов: «Одними подработками не ограничусь, тем более и пенсионный возраст повысили»

Инженер Валерий Ульянов на прошлой встрече нарадоваться не мог своему счастью: две подработки (обучение персонала по договору подряда) и постоянная работа в компании, которая занимается фейерверками и салютами. Но буквально за день ситуация изменилась.

«Я не стал подписывать контракт, — позвонил нам Валерий Геннадьевич. — Знаете, поговорил с сотрудниками, подумал и решил, что не хочу рисковать. В моей жизни уже была ситуация, когда за мою работу мне остались должны».

Выносить сор из «избы» несостоявшегося работодателя и рассказывать подробности Валерий Ульянов не стал. В компании нам подтвердили, что договоренности с ним действительно не заключили, но комментировать ситуацию отказались.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Бизнес-тренер Мария Лямина говорит, что не всегда нужно ориентироваться только на свои впечатления на собеседовании. «Возможно, какая-то компания просто не ваша, но чтобы это понять, нужна „разведка“. Можно и нужно навести справки через знакомых, поискать людей, которые работают в этой компании. Так вы не будете тратить ни свое время, ни время работодателя».

Где брать информацию? От сайтов с отзывами о компаниях до общения с сотрудниками из целевой компании. На «работных» сайтах есть множество резюме соискателей, которые раньше могли работать в этой компании. В социальных сетях также многие указывают места работы. Выходите на связь с этими людьми и задавайте интересующие вас вопросы, многие охотно идут на контакт и рассказывают всю подноготную.

Попробуйте метод, которым пользуются некоторые хедхантеры в корпоративной разведке.

«Обычно в компании, особенно если она крупная, не составляет труда найти человека, занятого на данный момент поиском новой работы либо имевшего опыт работы в компании, о которой нам нужно побольше узнать. Источники всё те же — работные сайты и социальные сети. Многие люди сейчас указывают свои места работы, — рассказывает технологию Мария Лямина. — Дальше звоните человеку, представляетесь рекрутером и говорите, что у вас есть для него предложение, которое хотелось бы с ним обсудить. Обычно люди охотно идут на контакт по телефону, и у вас появляется шанс расспросить его обо всем, что вас интересует».

Вопросы задавать лучше в такой форме, как будто вы уже что-то знаете. Например: «А я вот слышал, у вас там зарплату часто задерживают, штрафуют. Недавно проводил собеседование с одним из соискателей из вашей компании, он говорил, что есть такая проблема. Это правда?».

При такой постановке вопроса шанс, что человек разговорится и ответит честно, выше, чем если просто спросить его напрямую, как обстоят с этим дела, он может ответить, что он ничего такого не замечал, или подтвердит — да, прессуют по полной.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Или такой вопрос: «Вообще, похоже у вас в компании текучка страшная, регулярно натыкаюсь на резюме и от ваших коллег на работных сайтах. Что у вас там происходит, если не секрет?». Та же самая ситуация. И конечно, если текучки нет, он удивится и, скорее всего, вас поправит.

«Есть маркеры, которые вы можете увидеть и непосредственно на собеседовании, — добавляет директор Fox Hunt Денис Гурленя. — Например, вы идете в небольшую компанию специалистом по продажам. Вы можете спросить про показатели по прибыли, какие планы ставятся и так далее. И если вам не могут назвать цифры, то это должно стать сигналом к тому, что стоит узнать подробнее, как обстоят дела в этой компании.

Теперь Валерий Геннадьевич снова в поиске. Останавливаться только на одних подработках он не хочет, а настроен найти постоянную работу. «Тем более еще и пенсионный возраст подняли», — смеется участник проекта.

Правда, неудача не смогла не сказаться на настроении Валерия Геннадьевича. «На рынке труда сейчас все очень плохо, тех же тренеров по обучению персонала ищут только две компании, которые занимаются бытовой техникой».

«Конкуренция за вакансии возрастает, — соглашается Денис Гурленя. — Но дальновидный работодатель задумывается: а есть ли на рынке более эффективные специалисты? К тому же во многих компаниях есть специалисты, которые находятся в зоне риска — они потенциально могут уволиться. И узнать это невозможно, просто просматривая базу вакансий».

По мнению эксперта, сейчас как нельзя более актуальна такая стратегия поиска, как предложение себя в качестве альтернативы. Вот так примерно стоит сказать потенциальному нанимателю: «Я знаю, что у вас есть такая позиция (должность) в компании, я хотел бы с вами познакомиться, рассказать о себе. Возможно, в будущем вам это будет интересно».

Еще одна «беда» Валерия Геннадьевича — возраст. «На одном из собеседований у меня даже спросили: «У нас очень молодая команда, вам будет удобно с ними работать?», — делится он опытом.

«В таких случаях лучше всего отшутиться, а не оправдываться, — советует директор Fox Hunt. — Переведите разговор на то, что именно благодаря возрасту вы мудрее, опытнее, более взвешенно подходите к каким-то вопросам. Кроме того, вы можете абсолютно честно говорить: «Я прекрасно понимаю, в каком я возрасте, но это не значит, что я не хочу и не могу работать».

Павел Ковалев: «Я сам добился, чтобы меня пригласили на собеседование»

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Павел Ковалев переработал свое резюме и уже отправил его в несколько компаний. В одной из них — фирма занимается автомобильными запчастями — у него уже было собеседование с HR-специалистом. Встречи Павел добился сам: он отправил резюме, а потом уже нашел человека, который отвечает за эту вакансию, поговорил с ним по телефону и договорился о личной встрече.

Но без некоторых ошибок и тут не обошлось. Павел рассказал о том, какие у него навыки, не забыл отметить свое знание технического английского и интерес к сфере бизнеса, которой занимается компания, а вот подробностей о самой вакансии разузнал мало. По сути, во время подготовки к собеседованию ограничился только информацией с официального сайта.

«Типичная ошибка, когда соискатель думает, что он проявляет интерес к вакансии словами: „Мне интересна ваша вакансия“, — говорит Денис Гурленя. — Представьте себе ситуацию, что вы знакомитесь с девушкой и начинаете ей рассказывать, какая она интересная, но говорите только про себя, а вот о том, что она любит, спросить забыли».

Если есть возможность, то всегда нужно задавать вопросы о том, какой специалист нужен, по каким критериям выбирают кандидатов, убеждены специалисты. Это даст возможность более качественно подготовить презентацию.

«Не будет лишним при подготовке к собеседованию записать свою презентацию на диктофон, а потом послушать, как это звучит, — дает еще один совет Мария Лямина. — И чем больше раз вы так сделаете, тем более уверенно вы будете себя чувствовать».

Несколько таких репетиций наши эксперты успели провести с Павлом еще до похода на собеседование. За полчаса «игры» удалось найти еще пару ошибок, которые могут навредить при продаже своей кандидатуры.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

«В разговоре с нанимателем о целях нужно забыть слова „сделать карьеру“, „устроиться“ и так далее, — подмечает Мария Лямина. — Зачем бизнесу человек, который решает свои проблемы за чужой счет? Ему нужно, чтобы соискатель хотел „рвать рынки“, „развивать отношения с клиентами“ и самоутверждался через это, раз человек пришел в продажи, и так далее».

Еще одна распространенная ошибка: люди, ориентированные на результат, не говорят «я набирал сотрудников», «я делал то-то». Их действия закончены: «Я набрал», «Я сделал», «Я получил».

«Ну и, конечно, нужно рассказывать о себе через призму требований, озвученных в вакансии, — в который раз напоминает Денис Гурленя. — Не нужно начинать „грузить“ слушателя всей историей своего жизненного пути. Когда вам говорят: „Расскажите о себе“, — совершенно нормально в ответ спросить: „А что именно вы хотите услышать?“. Работодатель вас сам сориентирует и обозначит, что ему важно: ваш управленческий опыт, ваш опыт в продажах и так далее».

Словом, оба наших оставшихся участника проекта сейчас перешли в стадию активного поиска. А мы через некоторое время посмотрим, чем закончилось освоение теории на практике.

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-10%
-35%
-20%
-10%
-20%
-20%
-25%
-88%
-20%
-20%
0057865