Публичный счет


Рабочая группа Комитета государственного контроля выработала предложения по снижению затрат на жилищно-коммунальные услуги и повышению окупаемости услуг со стороны населения.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Напомним, что межведомственная рабочая группа по проблемным вопросам ЖКХ была создана в Комитете госконтроля по распоряжению президента. Итоги работы этой группы и разбирались на последнем совещании у главы государства, которое закончилось возбуждением множества уголовных дел в отношении должностных лиц из числа коммунальщиков.

В подготовленном анализе, который представил в ведомственном журнале «ГК» заместитель начальника управления контроля строительства, ЖКХ и связи КГК Александр Якимов, акцентируется внимание на нескольких основных аспектах работы предприятий жилищно-коммунальной сферы.

Численность работников

Согласно данным КГК, одной из важных составляющих цены на ЖКУ являются затраты на оплату труда работников. При этом, при расчете данных расходов за основу берется не фактическая численность работников, а установленная нормативом Министерства жилищно-коммунального хозяйства. КГК отмечает, что указанный норматив не всегда выполняется, что и приводит к увеличению затрат и, соответственно, тарифов на ЖКУ.

Выполняя требование КГК и других госорганов, в 2015 году каждая из областей снизила численность работников на 1,4 тыс. человек, за исключением Минской области, где сократили лишь 102 человек. Однако в настоящее время фактическая численность работников превышает нормативную на 4,5 тыс. человек. Они и должны быть в ближайшее время сокращены.

Сверхнормативные расходы

Впрочем, в сравнении со сверхнормативными расходами ресурсов потери на персонале выглядят смешными. При этом речь, опять же, идет не о реальных потерях тепла и воды, например, из-за плохих труб, а об искусственных.

Например, норматив на технологические расходы воды в «Витебскводоканале» установлен Витебским горисполкомом на 2015−2020 годы в размере 19%. И это в то время, как фактические технологические расходы составили в 2014 году всего 11%. В Могилевской области нормативы на технические потери воды составляли в зависимости от районов 13,5−22%. И таких примеров много, в том числе по потерям тепла, которые составляют в среднем 13,5%. Завышенные нормы включались в планово-расчетную цену, в пределах которой получалось возмещение из бюджета.

Межведомственная рабочая группа предложила установить предельный норматив для потерь энергии и воды в размере не более 12%, что позволит сэкономить сотни миллиардов рублей.

Обслуживание теплосетей

В настоящее время, по данным КГК, в Беларуси сложилась парадоксальная ситуация: производством тепла и обслуживанием теплосетей в стране занимаются как организации системы ЖКХ, так и предприятия «Белэнерго». При этом энергия, вырабатываемая в котельных ЖКХ, не только дороже, но часто просто лишняя, поскольку рядом в половину нагрузки работают более эффективные котельные «Белэнерго».

С целью оптимизации системы выработки энергии и ее транспортировки еще 31 декабря 2015 года было подписано распоряжение президента, согласно которому в 2016—2017 годах предусмотрена передача предприятиям «Белэнерго» 900 км тепловых сетей и тепловых нагрузок от 27 теплоисточников. Кроме того, 127 км теплосетей должны быть перераспределены в рамках системы ЖКХ.

По мнению межведомственной рабочей группы, исполнение распоряжения президента позволит получить двойной эффект: с одной стороны, местные власти не будут содержать слишком затратные котельные, а предприятия «Белэнерго» смогут повысить свою эффективность, увеличив тепловую нагрузку своих котельных.

Слишком много управленцев

По мнению межведомственной рабочей группы, существенно сэкономить можно и за счет сокращения количества управленцев в системе ЖКХ, у которых весьма солидные оклады и премиальные. Кроме того, проведенные проверки показали, что многие коммунальщики-управленцы не скупятся в тратах бюджетных средств и средств потребителей ЖКУ.

Например, в некоторых жилищно-коммунальных предприятиях Минской области для управленцев были приобретены дорогостоящие автомобили Volvo ХС90 стоимостью 55 тыс. долларов. В других — Mitsubishi Outlander за 33 тыс. долларов. Понятно, что реальной потребности в таких дорогих автомобилях совершенно не было, они были необходимы лишь для того, чтобы подчеркнуть статус управленцев и обеспечить им комфорт.

Как считают в КГК, в настоящее время в Беларуси совершенно безболезненно можно сократить количество управленцев в ЖКХ не менее чем на 11%.

Непрофильная работа для местных властей

Как показали проверки КГК, весьма значительные финансовые потери предприятия ЖКХ несут в связи с выполнением ими несвойственных функций. Речь идет не только о передаче им на баланс непрофильных объектов, о чем уже много говорилось, но даже в большей степени об использовании коммунальщиков местными властями.

По данным КГК, в Беларуси сложилась практика привлечения коммунальщиков для благоустройства населенных пунктов. При этом оплата работ очень часто производится местными властями с большим опозданием, что приводит к вымыванию оборотных средств предприятий ЖКХ и существенно ухудшает их финансовое положение. Только за 2015 год задолженность местных властей перед коммунальщиками за такие виды работ увеличилась в 1,6 раза. Для восполнения оборотных средств предприятия ЖКХ вынуждены привлекать дорогостоящие кредитные ресурсы, что, в свою очередь, приводит к удорожанию их услуг.

Дорогой газ

В структуре формирования цен на ЖКУ самую существенную долю занимает стоимость энергоресурсов. При этом непонятно, по какой причине для предприятий ЖКХ стоимость газа устанавливалась значительно выше средневзвешенной цены для юридических лиц Беларуси. Если средняя цена газа составляла 189,82 доллара за тысячу кубометров, то коммунальщикам он продавался по 245 долларов.

Только в феврале 2016 года цена газа для предприятий системы ЖКХ была наконец снижена до средневзвешенной, то есть до 189,82 доллара. Одно это позволило снизить затраты на 800 млрд рублей. Правда, население этого почему-то не почувствовало, что и вызвало гнев главы государства на последнем совещании.

Кто выиграет на экономии?

Как отмечает КГК, реализация всех предложений межведомственной рабочей группы позволит снизить затраты на ЖКУ приблизительно на 2,2 трлн рублей. Однако население этого, опять же, не почувствует, поскольку за счет снижения затрат будет увеличен уровень возмещения затрат на ЖКУ населением. Тарифы же как росли, так и будут расти дальше, пока население не будет покрывать 100% затрат. Произойти это должно, согласно планам правительства, уже к концу 2018 года.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-20%
-17%
-10%
-20%
-30%
-30%
0058415