Публичный счет


Пожилые люди в Беларуси подвержены достаточно высокому риску относительной бедности, а для людей предпенсионного возраста проблема безработицы может стоять острее, чем для молодежи. Такие выводы озвучены в комментарии Исследовательского центра ИПМ «Влияние изменений социально-экономической политики» на положение пожилых людей в Беларуси».

Экономист Глеб Шиманович отмечает, что за последние 15 лет Беларусь добилась существенного увеличения доходов населения и сокращения абсолютной бедности. Например, ее риск, согласно данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, начиная с 2008 года, у людей в пенсионном возрасте практически отсутствует. При этом, пожилые люди подвержены достаточно высокому риску относительной бедности, который ощутимо выше среднего для населения Беларуси и сопоставим с риском бедности у незанятого населения в трудоспособном возрасте.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Различия в риске абсолютной и относительной бедности у пожилого населения связаны с особенностями пенсионного обеспечения. Размер социальной пенсии в Беларуси превышает бюджет прожиточного минимума, что решает проблемы абсолютной бедности, — объясняет Глеб Шиманович. — Однако минимальная и максимальная пенсии по возрасту различаются только в 2 раза. При этом коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) в Беларуси составляет около 40%. Таким образом, доход большинства пенсионеров превышает черту абсолютной бедности, но существенно уступает доходу занятых».

Все это и приводит к относительно неблагополучному материальному положению пожилых людей.

Однако в кризис возможности бюджета по поддержанию существующих социальных обязательств сократились. Примеры этого на слуху: повышаются тарифы на услуги ЖКХ, транспорта и связи, фактически заморожены пенсии, увеличивается пенсионный возраст. По мнению эксперта, эти изменения влияют на благосостояние пожилого населения.

«Например, повышение тарифов на услуги ЖКХ по-разному влияет на благосостояние различных групп населения, что связано с различиями в доступности услуг ЖКХ и возможностью оптимизировать их потребление у разных домашних хозяйств, — говорится в комментарии эксперта Исследовательского центра ИПМ. — В частности, наибольшее снижение благосостояния вследствие повышения тарифов происходит у пенсионеров. Это связано с высоким удельным весом расходов на услуги ЖКХ в располагаемых ресурсах пенсионеров (он существенно выше среднего по стране), а их возможности изменить потребление данных услуг ограничены. В наибольшей степени рост коммунальных тарифов снижает благосостояние одиноких пенсионеров, которые самостоятельно несут всю нагрузку по оплате коммунальных услуг».

Однако еще большее влияние на положение пожилых людей могут оказать возможные изменения в пенсионной системе. «В предыдущие годы в условиях дефицита трудовых ресурсов возможный эффект от повышения пенсионного возраста в среднем по населению оценивался как нейтральный. В новых условиях, когда в результате структурных и циклических проблем в экономике спрос на рабочую силу сокращается, предпосылки предыдущих лет не работают», — предупреждает Глеб Шиманович.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Исторически самый высокий риск незанятости в Беларуси был у молодежи. Ближе к пенсионному возрасту риск безработицы ощутимо снижался. Однако в условиях изменений в структуре экономики в ходе затяжного кризиса либо экономических реформ структура безработных будет меняться.

Группа населения в предпенсионном возрасте столкнется с наибольшим риском безработицы, так как она наименее мобильна. Это подтверждает и опыт других стран, которые проходили через период структурной трансформации. Например, в Словакии с 1999 по 2002 годы — период активной фазы структурных реформ — уровень безработицы среди мужчин в возрастных группах 55−59 и 60−64 вырос на 4.8 и 5 процентных пунктов соответственно (общий уровень безработицы среди мужчин увеличился за этот период на 2.2 процентного пункта), а среди женщин в возрастных группах 50−54 и 55−59 он вырос на 7.4 и 8.7 процентного пункта соответственно.

По мнению эксперта Исследовательского центра ИПМ, повышение пенсионного возраста в Беларуси в текущих условиях будет сопровождаться как сокращением возможности сгладить падение доходов за счет сохранения занятости при получении пенсии, так и увеличением группы населения, подверженной риску безработицы. При этом существующая система социальной защиты не предлагает инструментов, которые позволили бы сгладить негативное влияние происходящих изменений на благосостояние населения в пенсионном возрасте. Без пересмотра инструментов социальной поддержки пожилое население неизбежно столкнется с ухудшением своего материального положения и ростом относительной бедности.

«В долгосрочном периоде решение проблемы связано с созданием условий на рынке труда, которые бы способствовали большей трудовой активности пожилого населения. Это подразумевает появление более гибких форм занятости, развитие непрерывного образования, повышение эффективности системы здравоохранения, проявляющееся в увеличении ожидаемой продолжительности здоровой жизни, развитие инструментов социальной интеграции пожилого населения», — резюмирует Глеб Шиманович.

Читайте также:

«Не хотим жить по принципу «дожить, доесть, доносить». На пенсию собирают сами только 5% белорусов

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-10%
-20%
-25%