Публичный счет


Белорусы почти в два раза реже стали заказывать товары в зарубежных интернет-магазинах в апреле-июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средний чек одного заказа вырос с 12,4 до 19,3 рубля (с 124 до 193 тысяч неденоминированных рублей), сообщила FINANCE.TUT.BY заместитель коммерческого директора сервиса "Яндекс.Деньги" Анна Кузьмина.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Напомним, в Беларуси с 14 апреля этого года уменьшили лимиты на международные посылки для личного пользования — максимальная сумма заказа теперь составляет не более 22 евро, а вес — не более 10 килограммов. Если этот объем превышен, то нужно платить ввозную таможенную пошлину с суммы превышения и таможенный сбор. До нововведений белорусы могли беспошлинно получать из-за границы посылки для личного пользования на сумму до 200 евро в месяц (независимо от количества покупок) и весом до 31 килограмма.

— В целом заметных изменений по совокупным тратам белорусов в интернет-магазинах в апреле-июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не произошло, — поясняет Анна Кузьмина. — Расходы во втором квартале этого года были всего на 10% меньше, чем год назад. Так, количество покупок сократилось почти в два раза, а средний чек вырос чуть больше чем в 1,5 раза. То есть пользователи стали совершать покупки реже, но на большие суммы.

По количеству покупок лидируют минчане, а по среднему чеку и количеству платежей на одного человека — жители Барановичей, Гомеля и Витебска. Чаще всего белорусы приобретают товары в китайских интернет-магазинах.

Активнее всего наши соотечественники закупаются в зарубежных интернет-магазинах во время распродаж.

— В прошлом году самый высокий пик продаж пришелся на День холостяков — в этот день, 11 ноября, китайские магазины традиционно снижают цены, скидки достигают 90%. И в прошлом году белорусы потратили на заказы в Китае в 12 раз больше, чем в обычные дни, а средний чек почти в два раза превышал среднюю сумму покупки в обычный период, — рассказывает Анна Кузьмина.

Специалист объясняет популярность китайских интернет-магазинов у белорусов:

— Товары "made in China" появились не вчера — они уже много лет на прилавках наших рынков и в розничных сетях. В китайских интернет-магазинах можно купить множество различных товаров по закупочным мелкооптовым ценам, причем напрямую — без каких-либо посредников и перекупщиков. К тому же ассортимент товаров на платформах, агрегирующих прямых производителей, почти всегда в десятки раз шире, чем можно найти в привычных магазинах у дома.

Анна Кузьмина рассказывает, что белорусы стали активнее тратить на самообразование. Например, расходы на образовательные онлайн-проекты выросли за год почти вдвое. Больше всего отводят на эти статьи расходов жители Минска, Бреста и Гродно.

Выросли у соотечественников и расходы на путешествия.

— Это можно объяснить не только возросшим интересом к путешествиям, но и удорожанием билетов и перетеканием части продаж билетов из офлайна в онлайн, — отмечет Анна Кузьмина.

В целом расходы белорусов на билеты на самолет и поезд за год выросли в 2,7 раза. Средний платеж увеличился со 150 до 410 рублей (с 1,5 до 4,1 миллиона неденоминированных рублей).

Белорусы также в три раза увеличили траты на благотворительность.

— Средняя сумма пожертвования выросла до 23 рублей (230 тысяч неденоминированных рублей). Больше всего на благотворительность тратят жители Минска, Витебска и Бреста.

— Это связано с тем, что в последнее время в интернете появилось много удобных площадок для сбора средств, специальных платежных форм и сервисов. Благотворительным площадкам легче достучаться до пользователей, стало меньше барьеров, — поясняет Анна Кузьмина. — Звонить в какую-то благотворительную организацию, узнавать ее реквизиты и идти пешком до ближайшего отделения банка, чтобы сделать перевод, — процесс, безусловно, куда более энергозатратный.

Специалист отмечает, что белорусский рынок онлайн-платежей активно развивается.

— Платежный рынок Беларуси в значительной мере консолидирован и отрегулирован, из-за чего может не всегда успевать за развитием e-commerce в стране и потребностями белорусов. Тем не менее, количество интернет-покупок растет, активно развивается трансграничная торговля, — говорит Анна Кузьмина.

Читайте также:

Лукашенко: импортная шмотка — это не только большие деньги из кармана, но и отсутствие работы

Опрос: белорусы не откажутся от онлайн-покупок за границей и продолжат обходить лимиты через РФ

Белорусы смогут оплачивать покупки в российских интернет-магазинах через ЕРИП

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-20%
-10%
-20%
-35%
-10%
-50%