Публичный счет


Тяжело ли увольнять сотрудников? Почему некоторым директорам не стоит участвовать в переговорах? Чему пришлось учить белорусских продавцов? Два крупных бизнесмена с литовскими корнями — партнер и член наблюдательного совета компании «Либретик» Алма Яунцемене и генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис — поделились своим мнением о работе в Беларуси на очередной встрече «Про бизнес.».

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Справка FINANCE.TUT.BY

Алма Яунцемене начала бизнес в Беларуси в 1999 году, вложившись с другими местными и литовскими инвесторами в дистрибуцию. Позднее этот бизнес расширился за счет сетей магазинов «Соседи», пиццерий «Пицца Темпо» и ресторанов «Васількі». Несколько лет она лично руководила всем холдингом.

Пивная карьера Аудриуса Микшиса тоже началась в 1999 году, когда финская компания Olvi, известная как производитель пива, пришла в Литву. Он возглавил в Каунасе пивоваренный завод «Рагутис» на пять лет. Потом занимался собственным бизнесом. А в 2009 году оказался в Беларуси, приняв приглашение все той же компании Olvi стать директором пивоваренного завода в Лиде.

Особенности бизнеса в Беларуси: не умеющие здороваться кассиры и неслыханно долгие неплатежи за товар

«В Беларуси нам понадобилось много усилий для того, чтобы сделать магазины удобными для людей, а не персонала, — делится совладелица „Соседей“. — Когда мы пытались увеличить время работы, чтобы можно было прийти в магазин раньше и позже, нам везде говорили, что работникам будет неудобно».

Алма Яунцемене считает, что главное, чтобы покупателю было удобно. Для этого, кстати, приходилось людей учить здороваться со всеми: «Когда мы кассиров просили об этом, они искренне удивлялись: „Почему мы должны здороваться с незнакомыми людьми?“. У персонала просто нет понимания, что именно клиент приносит деньги, из которых им потом зарплату выплачивают». По мнению Алмы, в Беларуси в любой сфере обслуживания есть те же самые проблемы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фотография носит иллюстративный характер

А отсюда всплывает и другой недостаток белорусских работников — они не любят свою работу. «Не работодатель должен сделать работу интересной для вас, а вы сами, — уверена Алма Яунцемене. — Это важно, потому что на работе мы проводим очень много времени. Работодатель может поставить вам хороший стол, стул, сделать удобную униформу, но любить эту работу он вас не заставит. Вы должны осознавать свою работу своей профессией». В противном случае вы каждый день будете делать то, что вам не нравится.

Еще один феномен Беларуси — очень долгие неплатежи за товар. «Такого, как в Беларуси, чтобы вообще не платили за товар, я не встречал никогда, — негодует директор „Лидского пива“. — Мое мнение — это не просто непорядочно, это воровство. Некоторые месяцами не платят. Но они же фактически пользуются нашими деньгами».

Однако одновременно Аудриус Микшис хвалит Беларусь перед своими инвесторами: «Я говорю им, что это их единственный шанс показывать рост. Потому что в этой стране еще есть куда расти. Здесь отличный экспорт — рядом Россия. Я могу продать безграничное количество пива в Россию, если захочу».

«Хотел бы бухгалтера отправить поработать в торговлю»

Руководитель лидского завода заявил, что старается с каждым сотрудником «встретиться хотя бы раз в году». При этом в штате работает около 800 человек. «Я это делаю для того, чтобы услышать, что им нравится, а что не устраивает. После таких встреч у меня уже не первый раз возникает желание, чтобы, например, наша бухгалтерия пошла поработать в торговле», — делится Аудриус Микшис.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Он утверждает, что давно хочет сделать эксперимент: на время поменять работников местами, чтобы они понимали особенности работы своих коллег и уважительнее относились к их труду.

«Увольнение по инициативе работодателя — это всегда драматично»

Участников встречи попросили рассказать о смешных и драматических увольнениях сотрудников. Оба спикера сошлись на том, что в увольнениях никогда нет ничего забавного. «В моей практике почти все увольнения по инициативе работодателя — драматические. Ничего смешного в этом нет. Бывает, складывается так: хороший человек, хорошее образование у него, но не пошло, не то… И я очень глубоко это переживаю», — рассказывает Аудриус Микшис.

Он считает, что увольнение для любой компании — это большие затраты, которые были вложены в сотрудника. «И чем выше уровень сотрудника, которого ты увольняешь, тем больше затраты».

Алма Яунцемене добавила, что увольнение говорит и об ошибках работодателя, который взял на работу человека, который с ней не справляется.

После деноминации будут пробовать кассы самообслуживания

В магазинах «Соседи» собираются устанавливать кассы самообслуживания. «В Литве, например, некоторые сети уже их используют, — рассуждает Алма Яунцемене. — И мы хотим начать их внедрение в Беларуси».

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Но это будет небыстрый процесс. «Подождем, когда деньги поменяются, тогда и будем пробовать». То есть, скорее всего, этим займутся в сети не раньше конца 2016 года.

«Самый сильный белорусский бренд — Комаровка»

Когда Алму Яунцемене спросили о том, какие белорусские бренды она считает самыми сильными, она ответила: «Я бы выделила «Комаровку». Это самый сильный бренд. Все о нем знают. И я была бы счастлива, если бы мы смогли там открыть «Соседи».

Авторитарным директорам лучше не ходить на переговоры

Аудриус Микшис поделился одним секретом: он никогда не ходит на переговоры. «Я долгое время занимался карате, и у меня было много учеников. С тех времен у меня остался очень авторитарный стиль управления. А человеку с авторитарным характером нельзя вести переговоры, потому вы становитесь безоружным в той ситуации, когда не можете убедить человека без применения силы», — считает директор «Лидского пива».

Читайте также:

Когда клиент не «всегда прав». Как бороться с потребительским экстремизмом?

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-35%
-35%
-77%
-40%
-99%
-30%
-45%
-10%
0058043