Публичный счет


Владислав Ковалевский /

Изучив коммерческие объявления, FINANCE.TUT.BY узнал, какую готовую компанию сегодня можно купить по скромной, по меркам бизнеса, цене — до 20 тысяч долларов. Скажем сразу, даже за такие деньги бизнес можно найти самый разнообразный: от детских развлекательных центров до интернет-секс-шопа.

Например, только в Минске сейчас продается более 5 тысяч компаний разной величины. Самые популярные предложения — о продаже салонов красоты, небольших магазинов, объектов общественного питания (особенно кофеен) и СТО.

«Цены на готовый малый бизнес упали в два раза»

— Не сказала бы, что объектов, выставляемых на продажу, стало больше — просто изменилась структура. Дорогие лоты ушли. Раньше продавалось много крупных компаний, средняя сумма сделки составляла 100 тысяч долларов. Сейчас такие сделки почти не совершаются. Продается в основном малый бизнес: парикмахерские, магазины, какие-нибудь предприятия по оказанию бытовых услуг. Средняя сумма сделки сейчас — 20 тысяч долларов, — рассказывает консультант по продажам компании «Ваша фирма» Татьяна. — Связано это, прежде всего, с тем, что сегодня нет инвесторов, готовых вкладывать большие суммы. Так что крупные компании пытаются дотянуть до лучших времен. Часто это заканчивается тем, что компания не продается как цельный бизнес, а начинает распродавать само имущество.

Цены на готовый малый бизнес сейчас упали в два раза. В пример Татьяна приводит те же парикмахерские. Если раньше хорошо оборудованный салон стоил в среднем 40−50 тысяч долларов, то сейчас его продают за 20−25, а то и за 15 тысяч долларов:

— Продают по цене самого оборудования. То, что это готовый бизнес, что есть наработанные клиенты и персонал, за это никто уже не платит. Раньше платили: складывали стоимость оборудования и, скажем, годовую прибыль, мол, раз есть наработанная клиентура, за год ничего существенно не изменится, а дальше уже — как будете работать сами. В сегодняшней ситуации неизвестно, что произойдет завтра, и на такие цены уже никто не соглашается.

Увеличилось также время продажи небольшого бизнеса. Если раньше найти покупателя можно было за 1 месяц, то сейчас поиск длится 3−4 месяца. И то при условии, что владелец готов трезво оценивать свою компанию и снижать цену с учетом ситуации на рынке.

Какой бизнес можно купить прямо сейчас

Общепит: заведение в 3 «квадрата» и монополия на кофе

Скриншот с сайта megapolis-real.by. Кликните для увеличения.

Среди объявлений о продаже небольших бизнесов в сфере общественного питания больше половины из всех предложений — кофейни. Средняя стоимость — 8−15 тысяч долларов. Чаще всего такие заведения расположены в торговых центрах. Бывают точки в более «экзотических» местах — в поликлинике или университете. Площади кофеен чаще всего небольшие — 20−30 квадратных метров. Встречаются и совсем уж радикально маленькие. Например, «кофейня» в ТЦ в 3 квадратных метра за 4 тысячи долларов.

Много предложений о продаже вендингового бизнеса, связанного, опять же, с кофе. Один-два кофейных автомата с договором на место стоят примерно 3 тысячи долларов. Иногда продавцы обещают «монопольное право» на близлежащей территории.

Индустрия красоты: парикмахерские за бесценок

Кликните для увеличения.

Массовая распродажа происходит сейчас в индустрии красоты — сайты переполнены предложениями о продаже парикмахерской, салона красоты и солярия. Купить хорошо оборудованный салон в центре Минска — с массажным кабинетом, кабинетом косметолога, маникюром и педикюром — можно за 12 тысяч долларов. И это не самое дешевое предложение. Парикмахерскую, например, можно найти и за 5,5 тысячи долларов. Солярии стоят от 8 тысяч. Причиной продажи владельцы чаще всего указывают переезд, а такие низкие цены обосновывают тем, что «продать надо как можно быстрее».

Торговля: обменяю магазин на автомобиль

Скриншот с сайта megapolis-real.by. Кликните для увеличения.

В сфере розничной торговли найти можно предложение на любой вкус: магазины кондитерских изделий и сухофруктов ($ 11 000−13 000), мебельные магазины ($ 16 000−18 000), зоомагазины ($ 10 000−12 000), цветочные магазины ($ 8000−10 000), рыболовный магазин ($ 11 000), магазины разливного пива ($ 13 000−16 000). Предприниматель из Солигорска готов деньги даже не брать — обменяет свой магазин на машину.

В интернете — такое же разнообразие. В сфере онлайн-торговли можно найти магазины зоотоваров, нижнего белья, велосипедов, секс-шопы и даже очень узкоспециализированные предложения, например магазин кинетического песка. Стоит онлайн-бизнес от 1 до 3 тысяч долларов.

Автосервис: не купить, а взять в аренду

В сфере автобизнеса за обозначенный нами бюджет можно купить разве что автомойку или почти пустую СТО. Цены на хорошо оборудованную СТО достигают нескольких сотен тысяч долларов.

— Если раньше интересовались покупкой СТО, то сейчас хотят взять в аренду. Это дорогой бизнес — отсюда и вывод, что люди просят в аренду, — объясняет Татьяна.

Туризм: турфирмы «под ключ» и совершенно новый хостел

За небольшие деньги можно купить турфирму. Чаще всего «турфирма» — это просто небольшое помещение с мебелью и оргтехникой. Стоят они 2−3 тысячи долларов. Турфирма с многолетним опытом работы и собственной базой клиентов стоит около 5 тысяч.

В центре Минске за $ 18 500 можно купить совсем новый хостел (открылся в мае 2016 года). Причина продажи — «пропал интерес» и «новый проект» владельца.

Деды Морозы и упаковщики мокрых зонтов: самые необычные предложения

Скриншот с сайта megapolis-real.by. Кликните для увеличения.

Новогодний бизнес — $ 8000. Ипэшница Людмила продает праздничный бизнес Дедов Морозов и Снегурочек. Под бизнесом подразумевается сайт, пять пар костюмов с обувью, посох, микрофоны, сценарии и клиентская база, наработанная с 2009 года. Причина продажи — «есть другое направление».

Теплица — $ 137 000. Теплица 900 квадратных метров в Минском районе для выращивания огурца круглый год. Продавец обещает 6−7 тонн огурцов в месяц и годовой доход $ 60 000. Причина продажи — «переезд на ПМЖ в Россию».

Бизнес по реставрации предметов фалеристики — $ 7000. Фалеристика — коллекционирование орденов, медалей, значков и др. Продавец предлагает «все самое необходимое» для ведения столь необычного предприятия: материал, оборудование, технологии для реставрации горячей эмали на предметах фалеристики, церковной утвари, музейных экспонатах и т.д.

Упаковщик мокрых зонтов — $ 3200. Как утверждает продавец, «уникальный, не имеющий аналогов и конкурентов в РБ» бизнес. Владелец предлагает 10 упаковщиков, 18 тысяч пакетов, контакты завода-производителя, сайт и варианты дальнейшего маркетинга. Вместо денег готов на обмен на машину или мотоцикл.

Продажа пластиковых карт — $ 970. Владелец предлагает «готовую бизнес-модель» по продаже услуг по изготовлению дисконтных, бонусных и подарочных карт. Почти за тысячу долларов он продает дилерское соглашение с российским производителем карт, сайт и шаблоны договоров.

Почему продают готовый бизнес

Ни в одном из объявлений о продаже готового бизнеса владельцы не признаются в низкой доходности, отсутствии клиентуры или высокой конкуренции. Часто причиной продажи указывают переезд в другую страну.

— Некоторые вкладываются во что-то другое. Люди понимают, что ничего больше выжать из бизнеса невозможно, и вкладываются в другой проект, а этот продают. Сейчас модно объединять капиталы: люди открывают один общий бизнес, а от старых, не очень рентабельных, пытаются избавиться, — объясняет консультант по продажам компании «Ваша фирма» Татьяна. — Есть категория людей, которые, не думая, покупают бизнес, а затем чувствуют свою несостоятельность. Они понимают, что не могут получить столько, сколько хотели бы. Или попросту у них не получается всем управлять — они стремятся как можно быстрее продать компанию.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-20%
-15%
-23%
-37%
-10%
-10%
-20%