Личный счет


Сегодня ресторанный бизнес переживает не лучшие времена. Однако и на падающем рынке есть восходящие звезды. Что позволяет им развиваться? Об опыте, идее, горящих глазах и поддержке, мы поговорили с Ольгой Мазур, совладелицей бара "Винный шкаф".

— Ольга, "Винный шкаф" — это Ваш первый проект в ресторанном бизнесе или до этого был опыт?

— В 2005 году в Москве мне довелось посетить чайную комнату. Очень понравился интерьер с низкими диванчиками, множеством подушек. Кальян, чай, закуски. И я подумала, что надо что-то такое сделать в Минске. Начала поиски подходящего помещения. Продлились они довольно долго, пока в конце концов я не нашла на улице Комсомольской то, что искала.

Мне тогда было 20 лет. Совсем еще была неопытная и делала все интуитивно. Но кальян-бар проработал 6 лет. Возникли разногласия с арендодателем и заведение пришлось, к сожалению, закрыть. Так что в этом бизнесе я уже более 10 лет.

— Первоначальный капитал был откуда? Брали кредит или свои?

— Тогда помогали родственники. В том помещении до нас тоже был бар, поэтому мы только покрасили и разрисовали стены, закупили простую мебель. Посадочных мест всего было около 30, поэтому инвестиции были небольшие.

— Они окупились?

— Да.

— А Вы получили опыт?

— Да, набила шишек, поняла, что бизнес — это серьезно. В таком молодом возрасте, конечно, весело быть владелицей бара, руководителем, но это не игрушки. Полученный тогда опыт очень помогает мне сейчас. Я понимаю, что я делаю не так, в чем ошибаюсь. Ресторанный бизнес — это тот бизнес, которым нужно жить. В этой сфере нельзя руководить издалека, твоя жизнь полностью должна проходить в заведении. Постоянно нужно думать о гостях, о том, что стоит улучшить. Тем более сейчас, когда конкуренция настолько высока.

— После закрытия кальянной Вы решили остаться в этом бизнесе, искали новые идеи?

— После кальянной у меня был опыт наемного менеджера. Я решила посмотреть на бизнес изнутри и стала управляющим в кафе "Касабланка". Тогда это было маленькое кафе на шесть столиков в Дримленде. На тот момент оно еще не открылось, необходимо было его запустить. И через некоторое время "Касабланка" стала одной из самых популярных в Минске летних площадок на тысячу человек, где проходило много вечеринок, приезжали ди-джеи из разных стран.

Важно, что я получила возможность со стороны посмотреть на то, как выстраиваются отношения владельца и управляющего.

— То есть посмотрели на себя, как на владельца, со стороны?

— Да, это очень важно. Видишь все свои ошибки. Понимаешь, как нужно себя вести, как уметь прислушиваться, делегировать и доверять.

В нашем бизнесе огромное значение имеет человеческий фактор. Можно сделать прекрасное заведение, но если там будут работать люди, которые не горят своим делом, ничего не получится. В заведении главное атмосфера. Всё остальное уже техника.

— После этого Вы решили все же вернуться к идее создания собственного бизнеса?

— Я всегда об этом думала. И еще работая там, занималась поиском помещения, чтобы открыть что-то свое. Идея у меня уже была. Правда, немного другая.

Мы с мужем хотели открыть заведение "Вино и розы". Магазин вина с дегустационной зоной, куда мужчина может прийти и купить для романтического вечера вино и цветы. Но она не состоялась, потому что винные магазины могут открывать только первые импортеры алкоголя.

Мы поменяли концепцию и решили открыть винный бар, поскольку винной тематики в Минске не хватало.

— Вы изучали рынок, перед тем как выбрать концепцию?

— Я всегда за ним наблюдаю.

— Как за время Вашей работы в Дримленде изменилась ситуация на рынке?

— Рынок серьезно вырос и в количественном, и в качественном плане. Если раньше заведения часто открывали бездумно, просто для себя, то сейчас серьезное внимание владельцы уделяют концепции, уровню обслуживания, отношению к гостю.

Думаю, это связано с тем, что люди стали чаще выезжать за границу, перенимать идеи и опыт.

Да и на внутреннем рынке было за кем тянуться. Все мы получили уроки от Владимира Прокопьева, которого можно назвать идеологом всего нашего ресторанного бизнеса.

— То есть он задал очень высокую планку и рынок был вынужден подтянуться?

— Да, и он показал, что официант, это не какой-то приработок, это может стать профессией на всю жизнь, что это искусство.

И сейчас в организациях общественного питания практически нет студентов. Люди учатся, понимают, что необходимо иметь багаж знаний, чтобы быть на уровне. Что нужно знать всё о продуктах, напитках, что нужно расширять свой кругозор, чтобы уметь поддержать разговор.

— Когда Вы открывали "Винный шкаф", опять же, нужен был капитал.

— После закрытия кальян-бара, я приобрела заведение в Несвиже. Позже я его продала и на эти деньги создавался "Винный шкаф".

— Вы открылись в прошлом году. Какова была ситуация на рынке?

— Ниша, в которой мы работаем, тогда была практически пуста. Привлечь первых посетителей нам было несложно.

При этом, в рекламу мы не вкладывали. По сути, это была народная молва, которая привлекла, в том числе, и журналистов, и фуд-блогеров, которые, в свою очередь, увеличили интерес к нам.

Мы участвуем в таких инициативах, как "Гастро Фэст". У этого проекта хорошая информационная и рекламная поддержка, поэтому новые гости "Винного шкафа" появляются постоянно.

— Как Вы планируете развиваться?

— Из-за того, что помещение у нас небольшое, сделать полноценную кухню не представляется возможным. А её очень не хватает. Поэтому мы решили открыть еще одно заведение. И в этот раз уже привлекаем заемные средства.

— Будете брать кредит?

— Это, конечно, непростое для нас решение, учитывая экономическую ситуацию и процентные ставки.

Но нам многие коллеги-бизнесмены уже говорили о том, что Белорусский народный банк поддерживает малый и средний бизнес, и мы обратились именно туда.

— Вас поддержали? В ресторанном бизнесе сейчас не самые лучшие времена.

— Конечно, в банке интересовались тем, как идут дела в "Винном шкафу". Убедились в том, что мы стабильны, развиваемся, что стремимся расти профессионально. Наша идея понравилась и, несмотря на то, что мы не были клиентами банка, нам предложили кредитование по специальной программе, которая реализуется БНБ-Банком совместно с Европейским банком реконструкции и развития.

Нам порекомендовали, в какой валюте брать кредит, объяснили какие будут процентные ставки. Более того, оказалось, если владелец компании женщина, то условия еще лучше. В итоге мы получили финансирование по программе "СМАрт Леди" на таких условиях, о которых даже не мечтали. С подготовкой документов для получения кредита сложностей не возникло. Кроме того, по любым вопросам в банке нас консультирует персональный менеджер.

Вы решили развивать свой бизнес?

Направьте заявку на кредит прямо сейчас:

Заявку на получение финансирования можно направить в удобное время, не выходя из дома или офиса — просто напишите о своих потребностях по электронной почте customer@bnb.by, зайдите на сайт smartbusiness.by или свяжитесь с банком по телефонам (017) 309 7309 и (033) 309 7309. Вам с удовольствием помогут в офисах БНБ-Банка в Минске, Могилеве, Гомеле, Витебске и Бресте.

Головной офис Белорусского народного банка расположен в Минске на пр-те Независимости, 87а.

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-30%
-50%
-15%
-10%
-10%
-10%
-15%
-30%
-30%