Публичный счет


/

С 1 октября начала работать новая система предоставления государственной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг. Но, несмотря на то что указ о введении безналичных жилищных субсидий президент подписал в конце августа, появятся «бонусы» в жировках только в декабре. Чьи доходы будут учитывать при оформлении помощи от государства в оплате «коммуналки»? За что можно лишиться жилищной субсидии? Какие документы могут понадобиться для ее оформления по заявительному принципу? На эти и другие вопросы наших читателей о получении госпомощи ответили специалисты Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Неважно, кто прописан в квартире и сколько детей, главное — общий доход

Вопрос от Анны: Я в декретном отпуске. Ребенок маленький, поэтому приходится очень много стирать, гладить, готовить… Мы с малышом практически все время находимся дома, а это — расход света и воды. В межсезонье, когда в квартирах еще не включили отопление, мне приходилось все время включать обогреватели. Это тоже очень затратно. А после того как плата за «коммуналку» поднялась, стало очень сложно платить. Мы всегда исправно платим, но, честное слово, очень дорого и тяжело теперь. Могут ли молодые семьи, где воспитываются дети до 3-х лет, получить жилищные субсидии?

Вопрос от Ирины: Мы живем в квартире втроем — я, моя мама, инвалид 2-й группы, и ребенок на опеке. Положена ли нам субсидия по оплате ЖКУ?

Вопрос от Виктории: У нас семья из четырех человек. Двое взрослых, ребенок-инвалид 8 лет и двухлетний малыш. Работает только муж (зарплата 500 рублей). Я сижу дома в декрете и ухаживаю за ребенком-инвалидом. Мы построили квартиру за счет льготного кредита в сельской местности, являемся членами ЖСПК. Имеем ли мы право на субсидию?

Вопрос от Евгении: Я мать-одиночка. Ребенку год и два месяца, нахожусь в декрете. Единственный доход — это пособие по уходу за ребенком до 3-х лет. Могу ли я рассчитывать на помощь государства при оплате «коммуналки»?

Вопрос от Оксаны: Моя мать — неработающий пенсионер. Ей 60 лет, она инвалид 3-й группы. Живет одна в 3-комнатной квартире и имеет долю собственности в ней. Единственный доход — пенсия по возрасту, которая равна примерно 267 рублям. Может ли она рассчитывать на субсидию?

Ответ: Во всех описанных случаях и любых других ситуациях безналичные жилищные субсидии начисляются только исходя из общего дохода семьи. Указ президента от 29 августа 2016 г. № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» предусматривает механизм, который позволяет оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате ЖКУ, если их затраты на эти цели превысят 20% от совокупного дохода семьи (или отдельного человека) в городе и 15% — в сельской местности.

При этом, согласно подпункту 1.2 пункта 1 указа № 322, ежемесячная сумма платы за жилищно-коммунальные услуги определяется исходя из установленных Советом министров для расчета этих субсидий норм потребления с учетом льгот (скидок) по плате, но в пределах общей площади принадлежащего и (или) занимаемого жилого помещения.

Таким образом, если плата за жилищно-коммунальные услуги, рассчитанная по утвержденным нормам, превышает 20% совокупного дохода городской семьи (15% сельской), то вы имеете право на получение субсидии.

Поэтому не имеет значения, есть ли у вас дети, сколько их, или прописан ли в квартире еще кто-то. На принятие решения повлияет лишь сумма доходов всех работающих или получающих пенсии (пособия) зарегистрированных жильцов.

Плата за арендное жилье при расчете субсидии не учитывается

Вопрос от Елены: Маме 82 года. Она получает пенсию в 300 рублей и живет в неприватизированной комнате, которая теперь стала арендной. Платит за нее 29 рублей (10% от пенсии). Положена ли ей субсидия?

Ответ: Это будет зависеть от того, какую часть в коммунальных платежах занимает арендная плата. Ведь сумма за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда не учитывается при расчете размера субсидии.

Фото: photo.bymedia.net

Напоминаем, что безналичные жилищные субсидии — это форма государственной поддержки граждан для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг только по:

  • техническому обслуживанию;
  • капитальному ремонту;
  • санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома;
  • горячему и холодному водоснабжению;
  • водоотведению (канализации);
  • газо-, электро- и теплоснабжению, снабжению сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок;
  • техническому обслуживанию лифта;
  • обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирном жилом доме.

Если муж не зарегистрирован в квартире, то его доход не считается

Вопрос от Виталия: Живем в однокомнатной квартире втроем (я, супруга и ребенок). Прописаны только жена с дочерью. Можно ли получить субсидию на оплату «коммуналки» и будут ли при этом учитываться мои доходы?

Вопрос от Татьяны: Мама — пенсионер. Проживает в трехкомнатной квартире вместе с моей сестрой и ее сыном. Кроме них, в квартире приписана я и двое моих детей. Но фактически я с детьми живу в деревне. Будут ли учитываться мои доходы при расчете субсидии?

Вопрос от Елены: Мы с несовершеннолетней дочерью — инвалидом детства зарегистрированы и проживаем в однокомнатной квартире моей матери-пенсионерки. Мама в этой квартире не зарегистрирована, но фактически живет с нами. Можем ли мы претендовать на субсидию и какие доходы будут учитывать?

Ответ: Заявление о предоставлении субсидии может подать собственник жилого помещения, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда или член организации застройщиков только по месту его жительства. Законодательством не предусмотрена возможность подачи заявления собственником, не зарегистрированным в данном жилом помещении по месту жительства либо зарегистрированным в нем по месту пребывания. Иными словами, если вы живете в квартире, собственник которой там не зарегистрирован, права на субсидию у вас нет.

Что можно считать местом жительства?

В статье 19 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано: «местом жительства гражданина признается место нахождения (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, либо населенный пункт, где этот гражданин постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место — место жительства (при его отсутствии — место пребывания), указанное в документе, удостоверяющем личность, либо другом документе о регистрации, либо место нахождения имущества этого лица».

Что же касается учитываемых доходов при начислении субсидии, то в расчет возьмут только тех, кто зарегистрирован в квартире. В случае, например, когда супруг не проживает совместно с супругой (заявителем), его доходы не участвуют в определении совокупного дохода заявителя для предоставления помощи.

Когда нельзя получить субсидию?

Вопрос от Ирины: Я с мужем зарегистрирована и живу в отдельном блоке семейного общежития более двадцати лет. На территории Беларуси у меня в собственности есть квартира, которая досталась по наследству. В ней никто не зарегистрирован. Эту квартиру я сдавала по договору найма в течение трех месяцев в 2015 году. Можем ли мы рассчитывать на субсидию?

Ответ: Сейчас у вас есть право на помощь от государства в оплате за услуги ЖКХ. Однако, если бы вы сдавали квартиру до сих пор или прекратили ее сдавать позже, чем полгода назад, то не могли бы претендовать на субсидию.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Все случаи, когда субсидия не предоставляется, определены подпунктом 1.5 пункта 1 указа № 322. Так, субсидии не дадут семье в случае, если за календарный квартал, предшествующий кварталу, в котором принимается решение о предоставлении безналичной жилищной субсидии по выявительному принципу, или за шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением безналичной жилищной субсидии по заявительному принципу, заявитель и проживающие совместно с ним члены его семьи:

  • имели в Беларуси в собственности более одного жилого помещения или одно жилое помещение и более одной доли в праве общей собственности на жилые помещения, за исключением многодетных семей;
  • сдавали по договору найма (поднайма) жилое помещение;
  • являлись собственниками имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, в котором проживает семья.

Какие нужны документы для оформления субсидии?

Вопрос от Ольги: Как будет начисляться безналичная субсидия для одиноких проживающих в общежитии завода? Куда обращаться: в заводской ЖЭС или в городской ЖЭУ?

Ответ: Обращаться необходимо в уполномоченную местным исполнительным и распорядительным органом организацию, осуществляющую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (службу субсидирования). Этим обычно занимаются местные рассчетно-справочные центры.

Принести в службу субсидирования нужно:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении ребенка — для лиц, имеющих детей в возрасте до 18 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь, — при его наличии);
  • свидетельство о заключении брака — для лиц, состоящих в браке (для иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь, — при его наличии);
  • копию решения суда о расторжении брака или свидетельство о расторжении брака — для лиц, расторгнувших брак;
  • трудовую книжку (при ее наличии) — для неработающих граждан старше 18 лет, неработающих членов семьи старше 18 лет;
  • свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя — для индивидуальных предпринимателей;
  • свидетельство на осуществление нотариальной деятельности — для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, нотариальной конторе;
  • специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности — для адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность в юридической консультации, адвокатском бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально;
  • пенсионное удостоверение — для пенсионеров;
  • удостоверение инвалида — для инвалидов;
  • сведения о полученных доходах каждого члена семьи за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Зачем товариществам собственников переходить на новую систему начисления платы за ЖКУ?

Вопрос от Юрия: Городские власти практически обязывают ЖСПК и ТС перейти на обслуживание по начислению коммунальных платежей в ЕРКЦ города Гродно с уплатой процента за оказанную услугу. Действительно ли для работы с субсидиями необходимо уходить от налаженной системы начисления коммунальных платежей в ЕРИП и подключаться к АИС «Расчет-ЖКУ» и в чем смысл этого перехода?

Вопрос от Павла: Все ЖСПК и ТС исполкомы принудительно отправляют работать с новой системой расчета коммунальных платежей АИС «Расчет-ЖКУ» через посредника ЦИТ (Центр информационных технологий Мингорисполкома), не давая заключать напрямую договоры с АИС «Расчет-ЖКУ». Это приводит к тому, что ЦИТ ориентируется на 3−7% в качестве комиссии со всех платежей за свои услуги посредника. До этого komplat.by и частная организация «Расвиком сервис» за такие же услуги брали 0,37 рубля с каждого лицевого счета и ни о каких процентах от всего объема платежей никогда речи не было. Зачем нам платить больше?

Ответ: Все организации, которые начисляют плату за жилищно-коммунальные услуги, раньше использовали разные программные продукты (их многообразие не поддается учету). Только организациями системы ЖКХ использовалось более 30 программ. В отдельных товариществах собственников и организациях застройщиков программные продукты отсутствовали вообще.

Это не давало создать единые подходы к правильному применению действующего законодательства по начислению платы за ЖКУ (постановление Совета министров от 12 июня 2014 года № 571). Кроме того, затягивалось перечисление денег поставщикам услуг.

Теперь АИС «Расчет-ЖКУ» автоматизирует бизнес-процессы производителей коммунальных и других услуг по учету объемов оказанных услуг, начислению платы за них, учету и распределению поступающих оплат. Новая система также создала равные возможности по начислению платы и приему платежей за оказанные услуги для всех субъектов хозяйствования, независимо от ведомственной принадлежности.

При этом уполномочить организацию (в данном случае товарищество собственников) для начисления безналисной субсидии, а значит, и платы за ЖКУ, в соответствии с указом № 322, местный исполнительный и распорядительный орган может только в случае подключения ее к АИС «Расчет-ЖКУ».

Полагаем, что местный исполнительный и распорядительный орган вправе рассмотреть возможность и уполномочить организацию на осуществление учета, расчета и начисления платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением при условии отсутствия у нее нарушений действующего законодательства, в том числе по учету, расчету и начислению платы за ЖКУ.

В противном случае председатели правлений указанных организаций обязаны передать функции по учету, расчету и начислению платы уполномоченной организации на аутсорсинг. Это, кстати, снизит затраты товарищества. Ведь в этом случае нет необходимости в дополнительных затратах для организации соответствующей инфраструктуры (получения защищенного канала связи ЗАО «Банковско-финансовая телесеть», внедрения электронной цифровой подписи, закупки компьютерной техники, позволяющей работать с автоматизированной системой, обучения персонала). А ведь услуги ЗАО «Банковско-финансовая телесеть» по подключению к защищенному каналу связи стоят 120 рублей, ежемесячное обслуживание — 100 рублей, получение электронной цифровой подписи — 79 рублей.

При этом чем больше лицевых счетов приходится на организацию, осуществляющую функции учета, расчета и начисления платы, тем меньше удельные затраты будут приходиться на каждую квартиру.

До перехода на АИС «Расчет-ЖКУ» комиссия организации по учету, расчету и начислению платы за ЖКУ составляла порядка 7%, услуги банков от 1,24% до 1,9%. Сейчас комиссия уполномоченной организации составит порядка 3%, услуги банков — 1%, комиссия АИС «Расчет-ЖКУ» — 0,5% от суммы начисленных платежей или 9 копеек за каждый лицевой счет. Эффект — снижение комиссионных сборов почти на 4%.

Учитывая вышеизложенное, использование АИС «Расчет-ЖКУ» не отразится на суммах в извещениях, так как начисление платы членам ТС и ЖСПК осуществляется по установленным в соответствии с законодательством тарифам для населения. Любые другие «строчки» и расходы туда включать нельзя.

Читайте также:

«Не допустить роста бедности». У системы безналичных субсидий на ЖКУ появится второй уровень

Кто получит субсидии на оплату «коммуналки»? Простые вопросы и ответы TUT

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-20%
-20%
-20%
-25%
-50%
-10%
-30%
0058043