1. Самое лютое соперничество в женской «фигурке» закончилось нападением. В Голливуде об этом даже сняли кино
  2. Выборы, которые все изменили. Люди, которые поддержали перемены и осудили насилие, — что с ними теперь
  3. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  4. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
  5. Прогноз погоды на короткую рабочую неделю
  6. Белорусские сигареты почти на 2 млн долларов задержали в Польше
  7. «С большей вероятностью, после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  8. Журналиста TUT.BY Катерину Борисевич перевели из Жодино в СИЗО Могилева
  9. «Восстановление костела — вызов для всех белорусов». Как Будслав пережил пожар в своей главной святыне
  10. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  11. Дело Тихановского и Статкевича будет рассматривать Гомельский областной суд
  12. За сутки белорусы собрали более 40 тысяч рублей на восстановление костела в Будславе
  13. Отслойка ногтей, ожоги, высыпания — врач называет тревожные симптомы после маникюра с гель-лаком
  14. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  15. Выходец из БРСМ стал новым директором Оперного театра
  16. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  17. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  18. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  19. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  20. Один из лучших минских спектаклей этого сезона. Почему надо посмотреть «Записки юного врача»
  21. Иностранные инвестиции выросли. Но в игру вступили политика, неопределенность и обещания контрсанкций
  22. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  23. Против беззакония и насилия. Девушки в белом гуляют по Минску уже девять месяцев
  24. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  25. В Могилеве начался суд над Павлом Северинцем и другими, он закрытый. Всех пришедших поддержать выгнали из здания
  26. «Парни, подкатывая, просят посоветовать пилу». История лесоруба Вики
  27. Мэр израильского Лода заявил о полной потере контроля над городом. Нетаньяху ввел режим ЧП
  28. «Боялись последствий со стороны банка». Что говорят в суде над топами Белгазпромбанка взяткодатели
  29. В чем секрет храма в Будславе и что о нем надо знать. Вопросы и ответы о костеле, пережившем пожар
  30. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
реклама


/

Помимо зарплаты и налогов у каждого работодателя существуют «невидимые» расходы на сотрудников. О многих из них работники даже не подозревают, хотя окончательная сумма, если подсчитать, может оказаться чуть ли не в два раза больше того, что вы получаете на руки. FINANCE.TUT.BY разобрался, из чего формируется «цена» сотрудника для компании и во сколько вы на самом деле обходитесь своему начальству.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Расходы на персонал в Беларуси больше, чем в США

В Беларуси чаще всего учитываются общие расходы на персонал — траты на каждого отдельного сотрудника считают единичные компании. По данным, которые нашел FINANCE.TUT.BY, общие расходы на офисного работника в столичной компании со штатом в несколько сотен человек приближаются к 100% от зарплаты. То есть работник со средней по Минску зарплатой в 1011 рублей (около 530 долларов) в реальности обходится компании больше, чем в тысячу долларов.

Для сравнения: в США, например, реальная стоимость сотрудника на 20−25% превышает его зарплату. Например, при зарплате сотрудника 15 долларов в час работодатель по итогу платит 21,35 доллара. В России сотрудник стоит на 50% дороже своей реальной зарплаты. То есть при зарплате в 80 тысяч рублей в месяц работодатель тратит порядка 120 тысяч рублей.

Основные расходы, из которых формируется полная стоимость персонала, — это траты на социальные программы, обучение и развитие сотрудников, аттестацию и оценку их работы, подбор и адаптацию персонала, кадровое делопроизводство и корпоративные мероприятия, как рассказывает заместитель генерального директора по персоналу компании «СофтКлуб» Ксения Кручинина.

Однако большинство белорусских компаний детально не планируют свои расходы на персонал. Особенно «безалаберно», по мнению HR-эксперта, к бюджетированию персонала относятся в сфере IT:

Ксения Кручинина, фото из личного архива
Ксения Кручинина, фото из личного архива

— Темпы роста IT-отрасли и доходность в ней настолько высоки, что собственники начинают задумываться о тщательном планировании расходов на персонал, только когда входящие финансовые потоки серьезно уменьшаются. Были случаи, когда компании, чтобы захватить рынок, расточительно расходовали средства на привлечение и удержание персонала, но, столкнувшись с финансовым кризисом, начали резко сокращать расходы и активно теряли персонал, в который вложили так много денег.

В реальном секторе, где доходы ниже, к планированию персонала подходят с большей щепетильностью:

— Руководители и собственники вынуждены считать средства, которые они готовы инвестировать в персонал. Поэтому реальный сектор часто показывает более разумный и экономный подход к планированию расходов на персонал. Это и поиск новых нестандартных и экономичных инструментов в области обучения, и более тщательная проработка корпоративных социальных программ, и более скромные бюджеты на корпоративные мероприятия.

Налоги — половина вашей зарплаты

Фонд оплаты труда — самая серьезная статья расходов на персонал, которая включает непосредственно зарплату, налоги и прочие отчисления. В разных компаниях структура зарплаты выглядит по-разному. Например, в крупных IT-компаниях США большую часть своих доходов программисты получают не от фиксированных окладов или бонусов, а за счет владения акциями компании.

— Каждая компания определяет свой формат мотивационного пакета, который зависит от формы бизнеса. Например, если у бизнеса быстрая оборачиваемость, то тут чаще используют модель: оклад + % от сделок + квартальные бонусы. Если бизнес предполагает сделки длинного цикла, то здесь мы чаще всего говорим про более высокие оклады и более существенные бонусы, которые, как правило, выплачиваются раз в полгода или год, или в результате завершения долгосрочной и дорогостоящей сделки.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

За каждого сотрудника компания отчисляет государству почти половину его «чистой» зарплаты — налоги на самом деле достигают в Беларуси 48%. При этом 13% подоходный налог и 1% обязательные страховые взносы по пенсионному страхованию — это то, что видят и платят сами сотрудники. Кроме того, каждая организация платит за сотрудника разнообразные отчисления в ФСЗН. Общая сумма — это 34% от размера зарплаты.

Если говорить в конкретных цифрах, то при выплате средних минских 530 долларов зарплаты на налоги и прочие отчисления тратится почти 255 долларов сверху.

Стоимость аренды делится на каждого сотрудника

— Расходы на аренду помещения и оборудование, технику, лицензионное ПО, интернет и связь в крупных компаниях с развитой системой финансового учета рассчитываются на каждого сотрудника. В средних и мелких бизнесах учет, безусловно, также ведется, но я уверена, что эти расходы не привязываются к каждому сотруднику, — объясняет Ксения Кручинина.

Фото: Reuters
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Reuters

То, насколько это затратно, зависит от запросов самой компании — средние цифры по рынку привести тяжело:

— Кто-то выбирает безлимитный интернет с самой высокой скоростью, а кто-то, анализируя потребности, ограничивает трафик. Кто-то покупает технику Apple для всех сотрудников, а кто-то останавливается на бюджетных ПК. Кто-то считает, что с точки зрения квадратных метров надо следовать требованиям государства, кто-то считает, что пока есть свободные «квадраты» и туда влезает человек, то нужно сажать.

По нашим расчетам, расходы на аренду (в бизнес-центре класс В1) и коммунальные услуги являются самой затратной статьей расходов — в месяц на человека уходит 125 долларов. При этом в расчет берется только рабочая часть офиса, где стоят столы сотрудников, — общая территория (холл, кухня, переговорные) не считается. 25 долларов тратится на амортизацию рабочего места (стол, стул, компьютер, телефон).

На содержание офиса тратится еще 65 долларов в месяц (на каждого сотрудника). В эту сумму входят зарплаты уборщиц, завхоза и сисадмина. Плюс расходы на гигиену и чистоту и различные офисные плюшки: чай, кофе, печенье и т.д.

«Сначала вложились в тренажерку, а потом стали думать, как заставить сотрудников туда ходить»

Примерно по 30 долларов в расчете на одного сотрудника в месяц уходит на административные расходы, связанные с работой персонала. В первую очередь, это зарплаты бухгалтерам, отделу кадров и т.д.

Некоторые компании, особенно в IT-сфере, большие деньги тратят на различные социальные программы. При этом в Беларуси, как считает Ксения Кручинина, эти траты часто носят несистемный и расточительный характер:

— Я знаю пример, когда компания вложила огромные деньги в создание тренажерного зала, а потом заказывала разработку специальных мероприятий для того, чтобы стимулировать сотрудников ходить в этот тренажерный зал, потому что никто туда не ходил. К сожалению, подход к социальным программам в нашей стране оставляет желать лучшего. Это дань западной моде, которую мы бездумно копируем, не разбираясь в смысле и значении инструмента. В США, например, медицинское страхование — обязательный социальный пакет крупной компании, потому что медицина платная и очень дорогая. Какую смысловую нагрузку несет медицинская страховка в нашей стране, как я ни пыталась разобраться, так и не смогла понять. Привилегии, которые предлагают страховые компании в нашей стране, крайне сомнительны.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Компании продолжают инвестировать в социальную политику, потому что это делает их более привлекательными. Бесплатный английский, абонемент в тренажерный зал или страховка — приятные бонусы, которые человек может получить, придя в компанию. Однако в долгосрочной перспективе им не придают большого значения:

— Многие исследования вовлеченности и лояльности сотрудников к компании показали, что наличие корпоративных «плюшек» при формировании лояльности почти всегда стоят на последнем месте, — отмечает Ксения Кручинина.

Также важной статьей расходов являются затраты на обучение персонала. Однако сейчас благодаря развитию технологий траты на образование в компаниях постепенно снижаются.

— Уже не обязательно содержать в штате группу тренеров, ведь можно записать один вебинар и демонстрировать его большому количеству людей. Но важно учитывать, что скорость обновления информации в современном мире сильно изменилась, и чтобы оставаться на пике актуальных знаний, надо постоянно создавать новый информационный контент, а это — тоже расходы.

От 80 до 120 долларов «с души» на корпоратив

В зависимости от запросов компании на одного сотрудника на корпоратив обычно тратится 80 — 120 долларов.

— Как правило, сначала формируется общая концепция мероприятия и описываются общие «хотелки» компании и руководства. Потом формируется бюджет всех желаний, и после этого можно подсчитать, какая сумма выходит на человека.

Фото: mysistersarahrocks.com
Фото: mysistersarahrocks.com

В последние пять лет у компаний начала появляться еще одна статья расходов — траты на формирование положительного HR-бренда работодателя.

— Это важная работа, которую IT-компании ведут очень активно. Компании реального сектора также стали уделять много внимания этому вопросу. По сути, это некий бюджет на продвижение компании в различных каналах. Бюджет также варьируется в зависимости от задач и возможностей компании.

На чем экономят в кризис?

В первую очередь компании начинают экономить на развлекательных мероприятиях. Потом сокращают расходы на обучение, затем — на «социалку». Происходит оптимизация количества сотрудников (не набирают новых сотрудников — прощаются с теми, кто не приносит денег) и только в самом конце — оптимизация ФОТа.

-30%
-20%
-20%
-50%
-5%
-30%
-50%
-10%
-5%
-20%
0073023