Эксклюзив


/

В четыре утра минчанка Елена Гуринович садится в автобус до Вильнюса. В литовскую столицу она едет не для того, чтобы погулять по старому городу, и даже не для того, чтобы на лоукостах улететь куда-нибудь в Европу. Елена едет в шоп-тур, поэтому в ее расписании — лишь супермаркеты и торговые центры. «Дешевле и выбор больше», — говорит женщина. FINANCE.TUT.BY поинтересовался у туркомпаний, как изменился интерес белорусов к шоп-турам на фоне урезанных лимитов на ввоз товара из-за рубежа и прихода новых западных брендов в нашу страну.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

В Белосток — за продуктами, в Вильнюс — за одеждой

В прошлом году белорусы стали меньше тратить как в польских магазинах, так и в литовских. Эксперты связывают это с лимитами на ввоз товаров из-за рубежа, введенными в апреле прошлого года. Напомним, теперь тем, кто пересекает границу чаще одного раза в три месяца, беспошлинно можно провозить товар на сумму не более 300 евро и весом не более 20 килограммов. Чтобы вписаться в новые правила, белорусы стали реже ездить на шопинг в соседние Польшу и Литву, рассказывают в туристических компаниях.

— Например, те, кто раньше ездил каждый месяц, сейчас ездят раз в три месяца, чтобы покупать сразу на 50 килограммов, а не на 20. Потому что для того же Белостока 20 килограммов — это ничего, люди привыкли покупать больше. Поэтому им проще переждать три месяца и поехать снова, — рассказывает специалист по туризму компании «Алмаз тур» Елена Богуславская.

Специалисты подчеркивают, что даже несмотря на ограничения по ввозу, менее популярными шоп-туры не становятся. «Хоть и реже стали набираться автобусы, но люди как ездили, так и ездят», — говорит менеджер компании «Пентатур» Алена.

Шопинг-турист Елена Гуринович рассказывает, что за покупками за границу она ездит по двум причинам. Во-первых, многие товары там действительно стоят дешевле, даже с учетом расходов на дорогу. Во-вторых, выбор больше: есть продукты, которые у нас тяжело найти, а если говорить про одежду, существует множество брендов, которые у нас попросту не продаются.

— Например, мы с семьей очень любим пасту с песто. У нас он продается далеко не в каждом магазине и стоит безумных денег. В том же Вильнюсе он есть в каждом супермаркете и стоит довольно демократично, — рассказывает Елена Гуринович.

Вместо Хмельницкого — в Берлин

Самыми популярными шоп-направлениями по-прежнему остаются Литва и Польша, уточняют в туркомпаниях. В эти страны специальные автобусы с теми, кто едет за покупками, отправляются каждый день. Шоп-тур в Вильнюс стоит 20−25 рублей, а на скидках можно найти и за 15−18 рублей. Тур в Белосток из Минска обойдется в 35−50 рублей, а в Варшаву — от 65 рублей.

— Люди ездят в группах, а не сами по себе, потому что это дешевле. Например, билет в Вильнюс на поезде в одну сторону стоит 37 рублей. Автобус от туркомпании — 20 рублей в обе стороны, — Елена Богуславская объясняет, почему люди выбирают шоп-туры.

Билет на рейсовом автобусе до Вильнюса стоит от 20 рублей в одну сторону, до Белостока — от 52 рублей, до Варшавы — от 66 рублей. Из-за дешевизны некоторые ездят с шоп-турами просто «прошвырнуться, сменить обстановку», а не за массовыми покупками, рассказывают турагенты.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

В Белосток, как говорят специалисты, белорусы ездят за продуктами, памперсами и бытовой химией. Там, говорят, дешевле. Сайт «Польша 24» сравнил цены в белорусских и польских магазинах. Например, кофе Jacobs объемом 200 граммов в польском Carrefour стоит около 4 долларов, в Беларуси — 7,5 доллара. Стиральный порошок Persil в упаковке 4,5 килограмма в том же супермаркете в Белостоке стоит 7 долларов, а в Беларуси за эту цену можно купить только 3 килограмма.

— В Вильнюс и Варшаву ездят одеваться. Молодежь предпочитает одежду более качественную и модную, поэтому отправляются в большие торговые центры. А люди постарше охотно покупают одежду и на рынках, например, едут на Кавалерийский рынок в Белостоке, — говорит Елена Богуславская.

Белорусские шопинг-туристы выгодны не только турагентствам, но и «принимающей стороне» — торговым центрам. Чтобы стимулировать тратить больше, Польша, например, решила снизить минимальную сумму покупок для возврата Tax Free с нынешних 300 до 200 злотых (с 75 до 50 долларов). А торговые центры Белостока и Смоленска организовывали бесплатные автобусы из Гродно и Витебска соответственно.

Еще одно популярное направление — Берлин. Сюда белорусских туристов завлекают аутлетами с дизайнерской одеждой.

— Мы в Берлин возим в шоп-туры два раза в год — в августе и январе, когда там сезонные распродажи. Если акций в магазинах нет, то там для наших людей все равно дорого, — говорит менеджер «Алмаз тур» Елена Богуславская.

Некоторые компании отправляют туристов на шопинг в Берлин чаще. У турагентства «Анадим тур», например, группы отправляют как минимум раз в месяц. Директор агентства Татьяна Мартыненко говорит, что это направление пользуется спросом: людей привлекает пресловутое «немецкое качество».

— Самый очевидный показатель популярности тура — количество людей, которые едут во второй раз в такой тур. У нас много таких клиентов, — говорит Татьяна Мартыненко.

Обычно поездки в Берлин включают не только посещение торговых центров, но и экскурсии и поход в аквапарк. Такой тур обойдется в 125 евро. В стоимость включен не только проезд, а также проживание в отеле (две ночи) и экскурсия по городу.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

На шопинг в Москву и Подмосковье, как рассказывают в турагентствах, сейчас ездят в основном ипэшники. Некогда популярный у белорусов Хмельницкий теперь не пользуется спросом. Туры туда, судя по объявлениям в интернете, берутся организовывать в основном одни индивидуальные предприниматели.

— Думаю, это связано с политической ситуацией в Украине. Интерес пропал после того, как начался конфликт в Украине. Люди боятся ездить, говорят, что небезопасно передвигаться по стране. Хотя те, кто съездил, говорят, что все спокойно, — говорит Елена Богуславская.

Шоп-тур в Грецию за 2 рубля

Турфирмы предлагают и более экзотические направления. Например, шоп-туры в Стамбул. Правда, группами на шопинг в турецкую столицу не ездят — поездки организовываются индивидуально. Цена — от 670 рублей, в стоимость включен перелет (на регулярных рейсах) и проживание в отеле.

— В Турции людей интересует обувь, верхняя одежда, качественные изделия из кожи. Мы организовываем только проезд и проживание, а на месте человек предоставлен сам себе — самостоятельно решает, где хочет шопиться: на рынках или в торговых центрах, — рассказывает менеджер компании «Пентатур» Алена. — Конечно, шопинг можно совместить с экскурсией по городу.

В «Пентатур» рассказывают, что в шоп-туры в Стамбул чаще ездят предприниматели, которые занимаются продажей одежды, а не обычные белорусы.

Туры в Грецию в шутку называют шуб-туры: туда люди ездят именно за меховыми изделиями. Обычно за шубами ездят в город Касторья, где расположено множество меховых фабрик. Турфирмы даже предлагают заманчивое предложение — туры за 2 рубля. Правда, это тур с обязательствами: фабрика оплачивает дорогу и номер в отеле, но человек обязуется купить меховое изделие стоимостью не менее чем 1,2 тысячи евро.

— Если человек не выполнит условия, то он просто возмещает затраты. Обычно выходит та же сумма. Также мы предлагаем туры без обязательств: вы сами несете все расходы и не обязаны ничего покупать. Но большей популярностью, конечно, пользуются туры с обязательствами, — рассказывает менеджер по рекламе и PR туроператора «Музенидис Трэвел» Анастасия Позднякова.

Как рассказывает Анастасия, пик популярности туров за шубой в Грецию приходится на зимний сезон: декабрь-январь, поэтому летом компания такие туры не продает. Правда, учитывая экономическую ситуацию в стране, популярность таких шоп-туров падает. Если раньше чартеры летали прямо из Минска, то сейчас — только через Москву.

«Без шопинга на экскурсию никто не поедет»

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Шопинг в таких далеких странах, как Испания или Италия, белорусы чаще всего совмещают с экскурсиями и отдыхом на море — чисто «за покупками» туда мало кто ездит, говорят в туркомпаниях.

— Те, кто может себе позволить, выбирают авиаперелет, другие выбирают автобусный тур. Распространен такой вариант: отдых на побережье в Римини, экскурсии, а на обратном пути — шопинг. Многие стараются совместить шопинг с отпуском. Но одно я могу точно сказать: люди, скорее, сэкономят на экскурсиях, но потратятся на шопинг, — рассказывает менеджер «Пентатур» Алена.

Похожая ситуация сложилась и с Одессой: мало кто сейчас уже поедет исключительно за покупками на рынок «Седьмой километр». Белорусы совмещают посещение знаменитого рынка с отдыхом на море.

— Одесса — это неблизкий километраж. Тысяча километров туда и обратно. Летом люди выбирают туры выходного дня с заездом на «Седьмой километр», кто-то интересуется вариантом отдыха в Затоке с посещением рынка, — рассказывает Татьяна Мартыненко.

Турагенты рассказывают, что без шопинга на экскурсии белорусов сейчас не завлечь. Поэтому обычно включают в туры визиты в торговые центры, — говорит Елена Богуславская.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В конце прошлого года в Минске открылся Jysk — датский «брат» IKEA. Недавно открылся первый магазин Reserved, на подходе — Zara. Однако приход западных брендов в Беларусь вряд ли скажется на популярности шоп-туров, считают эксперты. Потому что в соседних странах многие вещи все равно стоят дешевле.

— К тому же почти все магазины работают с системой Tax Free, поэтому свои покупки можно сделать еще дешевле. Даже если учитывать расходы на дорогу и ночевку, если едешь на пару дней, покупать за границей все равно выгоднее, — рассуждает Алена.

Читайте также

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
«Это просто бизнес — сам я тут не одеваюсь». Зачем белорусы стоят в очередях под секонд-хендами
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Шапка-дурнушка и кодовый замок на вино: сколько стоят безумные товары с AliExpress? Тест
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-30%
-20%
-10%
-49%
-24%
-20%
-50%
0058415