101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  2. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  3. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  4. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  5. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  6. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  7. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  8. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  9. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  10. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  11. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  12. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  13. На 1 марта в Беларуси объявлен желтый уровень опасности из-за гололедицы
  14. Коронавирус в Беларуси: данные Минздрава за последние сутки
  15. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  16. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  17. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  18. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  19. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  20. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  21. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  22. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  23. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  24. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  25. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  26. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  27. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  28. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  29. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  30. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
реклама


/ Фото: Максим Слижевский /

В сентябре почти каждый день столичные магазины и торговые центры устраивали скидки. В ТД «На Немиге», например, скидки для всех — каждую среду и субботу, ГУМе — по четвергам, ЦУМе — по субботам, а в универмаге «Беларусь» — по вторникам. Получается, что ни дня без скидок. А если в вашем кошельке лежит дисконтная карта, то скидочных дней станет еще больше. FINANCE.TUT.BY узнал, почему в администрациях универмагов из-за массовых акций поговаривают о разорении, а покупателям все «еще мало» распродаж. 

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

Внучки выбирали стринги со словами: «Это моей бабушке-ветерану»

— Вы хотите рассказать о том, что торговля сошла с ума? — интересуется заместитель директора по организации торговли в ГУМе Светлана Приступа. —  А ведь это действительно так.

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

Светлана садится за рабочий стол, достает календарь распродаж на сентябрь и вводит нас в курс дела. «Скидочная эпопея» для государственных магазинов началась с подачи ГУМа. Поначалу скидки были небольшими и точечными. Например, в честь дня рождения ГУМа 5 ноября 2011 года с 20 до 22 часов наценку универмага уменьшили на 60%. Через год с 20 до 24 часов предлагали минус 50% от наценки (общая скидка — только 12%). Минчане откликались охотно, и за четыре часа делалось два дневных плана по продажам.

Фото: Денис Зеленко для TUT.BY
Фото: Денис Зеленко для TUT.BY. Так выглядела «Ночь скидок» в 2012 году

Но больше всего воспоминаний у замдиректора — от скидок к 65-летию Победы: с 26 апреля по 9 мая 2010 года ветеранам предложили минус 65% от наценки универмага на одежду и обувь. Недооценили жажду халявы у нашего населения, вздыхает Светлана.

— Кажется, своих дедушек и бабушек вспомнили все. Внучки выбирали стринги со словами: «Это моей бабушке-ветерану, очень надо». Поначалу мы предупреждали, что покупка может быть сделана только в присутствии обладателя удостоверения. Потом закрыли глаза, потому что бездушию не было конца. Бабушку, которая лет пять не ходила, тянули в магазин чуть ли не на руках, чтобы предъявить ее вместе с удостоверением и взять шубу — конечно же, для старушки. Спрашивали, почему не могут купить дедушке телевизор: «Мы ему фильмы будем включать!»

Правда, признает Светлана, распродажа прогремела: еще лет пять в канун Дня победы звонили ветераны и интересовались скидками.

«Стоп-кран, который мы держали, сорвался»

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

Скидки к 8 Марта, к 23 Февраля, к Татьяниному дню… С собственными инициативами выступили другие столичные универмаги вместе с ТД «Кирмаш». Наращивать оборот становилось все труднее. В ГУМе перестали искать для распродаж повод и в марте 2014 года придумали «Щедрый день»: в последний четверг месяца все непродовольственные товары идут со скидкой 15%.

— Главным было напомнить покупателю о том, что есть такой магазин — ГУМ, — объясняет Светлана Приступа.

Потому что ГУМ менялся: открывались новые секции, появлялись обязательные для современных торговых центров мелочи вроде лавочек и, конечно, туалета.

— Знаете, какую я осаду выдержала? Спрашивали: «Кто будет убирать этот туалет? У нас заберут всю туалетную бумагу!» Действительно, первое время рулоны вешали каждый час, потому что бабушки считали своим долгом снять их и унести домой. А если рулон не снимался, его перематывали и уносили. Но я говорила: «Подождите, они успокоятся, привыкнут», — так и случилось.

Заодно покупатели привыкли к регулярным скидкам в столичных универмагах. Например, «Щедрых дней» в ГУМе уже около четырех в месяц. «На Немиге» — в два раза больше. Светлана Приступа вспоминает сказку про золотую антилопу, преподавшую урок жадному радже. Из маркетингового инструмента скидки превратились в долг и обязанность магазинов.

— Стоп-кран по величине скидки и ее продолжительности, который мы держали, сорвался, — разводят в универмаге руками. — Теперь на распродажи приходит не так много клиентов, как раньше.

Более того, некоторые покупатели пытаются на скидках заработать: приносят майку, которую купили, скажем, за 2 рубля в «Щедрый день», и требуют продавцов обменять ее на деньги по регулярной, то есть более высокой цене: «Сегодня-то она 3 рубля стоит!»

«Работаем в условиях конкуренции, вот и включились в скидочную борьбу»

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

Начальник отдела организации торговли ОАО «ЦУМ Минск» Павел Ельканович подсчитывает: у них скидки появились два года назад.

— Ввели одними из последних. Почему? Работаем в условиях конкуренции, вот и включились в скидочную борьбу.

В 2015 году с распродажей приходил ажиотаж, сейчас такого уже нет. Но покупателей, конечно, побольше: в обычный день в ЦУМе и филиалах — 17-18 тысяч покупателей, а в скидочный — до 28 тысяч.

Из того, что запомнилось, Павел Ельканович называет прошлогодние распродажи в сентябрьские и декабрьские дни.

— А когда совместно с поставщиками к 23 февраля мы снизили цены на 23%, объемы продаж увеличились более чем в 3 раза.

С тем, что при наличии календарика минчанин может шесть из семи дней в неделю закупаться в госмагазинах со скидками, Павел Ельканович соглашается.

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

Что касается размеров скидки, то это старая песня: в который раз начальник отдела объясняет, что у них — другое ценообразование.

— Да, вместе с приходом ZARA и других магазинов мы увидим в Минске сезонные скидки до 70%. Но они производители, могут себе позволить. Надбавка у них другая. А нам для чего изначально вкручивать в стоимость свои 70%?

В прошлом году в ЦУМе давали скидки около 17-18%, в этом — 20%. Больше, говорят, некуда. Упор делают на модернизацию магазина: «Женский этаж скоро преобразится» — а также новое оборудование, освещение и выкладку товаров. Тоже повышает товарооборот.

Покупатели: «Скидки маленькие!»

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

В день, когда ГУМ и ЦУМ одновременно заманивали покупателей 20% скидками, FINANCE.TUT.BY заглянул в оба универмага и послушал разговоры обывателей.

В обеденное время клиентов хватало: и минчане, и приезжие. К кассам тянулись маленькие хвостики очередей: не длиннее, чем вечером на кассе супермаркета. В общем, покупатели есть, ажиотажа — нет.

— Скидки очень маленькие, я считаю, — подчеркнула минчанка Людмила Васильевна, задержавшаяся в отделе женской одежды. — На вещи белорусского производства можно и 50% делать! Сравните с Европой: там на очень дорогие товары — скидка 70% в конце сезона.

Вообще-то Людмила Васильевна — постоянный «скидочный» клиент «На Немиге»: живет неподалеку, так что дни распродаж знает наизусть. Говорит, что берет в основном «вещи по хозяйству», а с покупкой одежды все не складывается: как-то хотели мужу взять куртку, но ничего не нашли — «все такое черное, мрачное».

Мнение: «Если в Европе есть скидки до 70%, хотелось бы и у нас таких же», — от клиентов мы услышали не раз.

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

Редактор Лидия из Минска пришла в ГУМ по случаю «Щедрого дня»: считает, что в обычные дни цены выше разумных пределов.

— Потому я недовольна скидками. Лучше, чтобы регулярная стоимость была ниже и люди в любой день покупали то, что хотят. А если важна скидка, пусть будет 3%, но без очередей.

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

В ЦУМе знакомимся с минчанкой Полиной: говорит, среди столичных универмагов ассортимент здесь ей нравится больше всего. «20% — хорошая скидка, ради которой стоит прийти в магазин», — считает девушка.

Зато Наталью, которая выбирала обувь в ЦУМе, устроила цена только на осенний ассортимент.

— А для летнего 20% — это мало. Лучше 50%, потому что модели меняются, мода меняется. Надо распродавать!

«Выход такой, что кто-то разорится»

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

— Скидка в 20% для нас — почти безумие, — признается Светлана Приступа. — У нас стабильная торговая надбавка — 30-35%, и это не секрет. Понятно, что каждый покупатель хочет тратить меньше. Но в погоне за дешевизной мы не должны забывать о своих сотрудниках: им нужно платить зарплату. И нельзя потерять уважение к покупателям. Например, вчера зашла в продуктовый магазин, а там на скидке — подпорченные, совсем неприглядные овощи.

От покупателей в универмаге тоже хотели бы видеть больше уважения: пришли в «Щедрый день» — не обижайтесь на очередь, вы же выбрали свой приоритет — цену. Но вообще-то «скидочная лихорадка» — это путь в никуда, уверена замдиректора.

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

— Пытались остановиться, пытались договориться. Но у каждого, как говорится, свой бизнес-план, — разводит она руками. — Выход такой, что кто-то разорится. Тогда остальные задумаются.

А пока что в ГУМе новая дисконтная программа — по карте учащегося: с 17 по 20 сентября снижали цены на 22%. Не отстает и ЦУМ: 16 сентября подвели итоги рекламной игры «Все к школе покупай! Шанс на отдых получай!», а до 31 декабря предлагают участвовать в акции «Количество имеет значение» — купил два или три товара со специальным стикером и получил скидку до 25%.

-20%
-21%
-20%
-30%
-25%
-70%
-15%
-20%
-35%
-10%