реклама


Финтех-движение в Беларуси находится в самом начале пути, и пока только набирает обороты. В то время как западные инвесторы получают в год сотни предложений, у нас счет идет на единицы, отмечает ТОП-менеджер белорусского Альфа-Банка, член правления, руководитель по информационными технологиям Андрей Косач. «Это период „раскачки“ рынка. Но уже есть результат — первые успешные реализованные белорусские стартап-проекты», — рассказывает специалист. Банкир — о том, как оценивают белорусские финтех-проекты, какие препятствия для развития финтеха в нашей стране существуют сегодня и как их можно устранить.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Финансовые технологии, или сокращенно финтех, — термин для обозначения компаний, которые используют новейшие технологии в сфере финансов. Бурный рост сектора финансовых технологий начался в 2014-м. По разным оценкам, в мире более 10 тыс. финтех-стартапов. За 2016 год индустрия привлекла инвестиций на 17,4 млрд долларов. Финтех уже проник в такие сферы, как платежи и денежные переводы, рынок которых составляет 500 млрд долларов в год. Потребительское кредитование, банковская инфраструктура и инвестиции, которые теперь осуществляются через краудфандинговые платформы, также не остались в стороне.

— Наиболее яркие стартап-проекты сегодня представлены не классическими финансовыми сервисами, а околофинансовыми инструментами. Это общемировая тенденция, финтех-проекты не идут в проекты, связанные с банковскими основами (счета, учет), так как это требует очень серьезных инвестиций. Успешными становятся те финтех-проекты, которые ориентированы на удовлетворение конкретной клиентской потребности, — отмечает Андрей Косач.

В качестве положительных примеров приводит несколько проектов: 

— К примеру, стартап-команда, прошедшая путь от презентации идеи до ее реализации и создавшая мобильное приложение PingFin. Это приложение, которое позволяет автоматизировать учет расходов и доходов по банковским картам, забыть о ручном вводе данных, знать, где, когда и на что потратили деньги, и многое другое, — говорит Андрей Косач. — Также мне понравилась идея стартап-проекта Bimbo Fly по созданию сервиса страхования пассажиров от задержек авиарейсов, которые в этом году стали победителем прошедшего в Минске хакатона FinTech.

На вопрос, какие препятствия для развития финтеха в нашей стране можно выделить, эксперт отвечает:

— На мой взгляд, отсутствие понимания специфики работы банковской системы у авторов идей в большинстве случаев является барьером для появления действительно взрывных проектов. Этот критически важный момент позволяет на стадии работы над идеей понять, насколько реально ее реализовать в условиях действующего законодательства, банковской системы, ИТ-возможностей тех же банков, — отмечает Андрей Косач. — В качестве второй преграды я вижу консервативную позицию банков. Они имеют сложную иерархию и структуру. Поэтому процесс согласования идеи затягивается, и в некоторых случаях сама идея даже теряет актуальность. Внутренние процессы в банках — это то, над чем, как мне кажется, стоит работать в Беларуси. В наше время скорость принятия решения — это 50% успеха, как у самураев — за 7 вдохов и выдохов.

С точки зрения законодательства еще не все вопросы решены, считает специалист.

— Уже сделаны первые шаги по созданию базы, которая позволяет финтех-стартапам реализовывать идеи, которые вчера казались невозможными. Прежде всего это указ президента «О развитии цифровых банковских технологий» и создание на базе Единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП) Межбанковской системы идентификации. Создание в текущем году Национальным банком информационной сети на основе технологии блокчейн является следующим серьезным шагом вперед. Но пока мы находимся в начале пути, и, соответственно, еще много предстоит сделать для создания реальных условий развития стартап-индустрии, — рассказывает эксперт.

Андрей Косач считает правильным, что немногие финтех-стартапы идут в проекты, связанные с банковскими основами и тем самым не лишают работы банки.

— На мой взгляд, финтех-проекты для банков являются конкурирующими партнерами.
Стартап для банка, как показывает опыт, в большинстве случаев не приносит прибыли. Это расчет на лояльность клиентов, их комфорт, удобство, разнообразие инструментов для них. Поэтому банк ожидает идей, которые можно внедрить в существующие каналы обслуживания и тем самым отличаться от банков-конкурентов. Здесь мы партнеры. Стартапы же видят перспективу в масштабировании своей идеи, внедрении у другого банка, на другом рынке, и вот здесь наши интересы расходятся, — резюмировал эксперт.

Текст подготовлен при помощи пресс-службы "Инфопарк-проект". 

-30%
-50%
-18%
-10%
-60%
-20%
-10%
-10%
-30%
-70%
0062009