реклама


Руслану Костевичу 15 лет. Год назад он стал маркетологом школьной бизнес-компании «Денежное дерево» и уже вырос до управляющего, а летом создал собственный проект по трудоустройству. Парень осваивает языки программирования, разбирается в трендовых технологиях и каждую субботу ездит из Червеня в минскую бизнес-школу для подростков. О том, как учиться предпринимательству с детства, Руслан рассказал FINANCE.TUT.BY.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— Нужно менять мышление подростков. Сейчас некоторые развлекаются, не думая о будущем. Ничем не заниматься, только в школу ходить — для меня это глупо. Нужно хоть в каком-то направлении развиваться, — объясняет девятиклассник Руслан Костевич. Настроен парень серьезно и времени даром терять не намерен.

Руслан живет в Червене, учится в школе. Когда ему исполнилось 14 лет, решил стать маркетологом в школьной бизнес-компании «Денежное дерево». Кухонная утварь, банные веники, сувениры — подростки делают эти товары, а потом продают их. Через год парень вырос до управляющего.

— Все началось с того, что директор запустила конкурс лучших идей, которые можно реализовать на базе школы. Одна из выпускниц предложила делать веники и метлы, а после продавать их. У девушки отец работает лесником, и она заметила, что после вырубки остается много ветвей, которые никто не использует. Получается, что затраты минимальные. Потом добавилась сувенирная продукция, декоративные наборы из лозы, разделочные доски, лопатки для жарки, — Руслан рассказывает, как зарождался школьный бизнес.

Фото из личного архива Руслана Костевича
Руслан Костевич, фото из личного архива

Товары школьники делают сами, иногда им помогают учителя. «За последнюю неделю сделали 11 кукол из льна, 5 досок разделочных и 14 лопаток для жарки», — рапортует девятиклассник. — Мы ведь должны на практике не только применять навыки ведения финансовых дел, знания маркетинга и управленческой деятельности, но и напрямую заниматься производством".

Сувенирную продукцию в основном распространяют через соцсети. Веники подростки продают в бани и сауны, к работе относятся ответственно.

—  Когда я еще работал маркетологом, созванивался со многими частными банями и спрашивал, нужны ли им веники. Таким образом даже смог продать оптом 200 банных веников. Выручили тогда около 300 рублей.

Сейчас в команде шесть человек, «у каждого есть своя должность, есть менеджер по продажам и рекламе, есть финансовый менеджер». Раз в неделю ребята собираются в школе и обсуждают планы компании.

—  Чаще всего это суббота, потому что, сами понимаете, в будние дни у нас уроки, после которых не так много времени остается. Обычно шесть часов уходит на то, чтобы все обсудить. Иногда общаемся дистанционно — через "ВКонтакте", фейсбук или скайп.

Заработок в бизнес-компании у Руслана пока небольшой — за прошлый месяц вышло 100 рублей.

— Ведется учет — кто сколько сделал и эффективнее работал, тот получит больше. Но мне сложно совмещать — и школа, и бизнес-компания, и личный проект. В школьный период получается более эффективно работать, — деловито подмечает девятиклассник.

Личный проект — это сервис, где можно искать работу. Называется LiteJob, появился полгода назад, в июле. Сейчас в команде восемь человек, из которых четверо — школьники.

— Мы работаем по принципу центров занятости населения. Человек к нам обращается, присылает резюме, а мы ищем подходящие вакансии, связываясь со многими организациями. В основном справляемся за час, — рассказывает Руслан. — Мы стараемся сделать поиск работы и подработки намного проще. Сейчас достаточно сложно устроиться куда-либо, это огромная проблема, поверьте мне. Я не буду говорить про Минск и другие крупные города, я говорю про регионы.

Сейчас ребята трудоустроили 113 человек, но всего подано 215 заявок. Пока проект денег не приносит, но парень убежден, что это дело времени.

— Пока мы наращиваем бренд, внедряем его. А после подумаем, как монетизировать проект. Пока наша главная задача — реализовать как можно больше наших идей, из которых основная — сделать подработку для несовершеннолетних более доступной. Это проблема, подростки хотят работать, многие даже умеют делать что-то, но предложений от работодателей нет, — подмечает девятиклассник.

Некоторые успехи уже есть — ребята связались с минской компанией, которая продает БАДы, косметику и функциональное питание, и договорились, чтобы там провели обучающий курс для школьников.

— Школьники могут продвигать дистанционно их продукцию и при этом проходить различные тренинги по продвижению и маркетингу. Будут не только продавать, но еще обучаться и зарабатывать. Когда мы опубликовали запись в группе, к ним обратилось сразу десять человек. Десять несовершеннолетних трудоустроены, и то хорошо.

Парень рассуждает о ровесниках:

— Есть подростки, которые действительно задумываются о том, что их ждет в будущем. Нужно уже сейчас, обучаясь в средней школе, развивать любой проект, потому что это будет способствовать дальнейшей карьере, возможно, на наёмной работе. Допустим, приходя к работодателю, можно ему показать результаты работы, которая была проделана еще в 15 лет. Естественно, что компаниям нужны такие люди.

Сейчас Руслан учится предпринимательству в бизнес-школе «Дети MBA» и каждую субботу приезжает в Минск на занятия. Куда поступать, парень пока не решил.

—  Сейчас я изучаю языки программирования, делаю собственный сайт, мне это очень нравится. Еще осваиваю какие-то трендовые темы — искусственная нейронная сеть, беспилотные автомобили, блокчейн.

Сервисы Финансов TUT.BY для ИП и юрлиц: кредиты для бизнеса, депозиты для бизнеса, Заявка на РКО - выбор лучших условий расчётно-кассового обслуживания
-62%
-23%
-40%
-10%
-50%
-20%
-65%
-20%
-50%
0062421