1. В Минске и окрестностях — много силовиков и колонны техники. В МВД говорят, что «плановые учения»
  2. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  3. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  4. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  5. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  6. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  7. Знакомьтесь с отважной белоруской, которая решилась взойти на самую высокую вершину земли
  8. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  9. Помните, в Жодино милиционер ударил женщину? На одну из участниц той истории завели дело
  10. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  11. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  12. Турнир лучших клубов мира просуществовал всего два дня. Вспоминаем, как развалилась Суперлига
  13. Новые выборы уже в этом году и права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюции по Беларуси
  14. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  15. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  16. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  17. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  18. В России — акции в поддержку Навального: более 400 человек задержаны
  19. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  20. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  21. Преподаватель гомельского медунивера от руки рисует лекции для студентов — и им нравится
  22. Минэкономики: Система достаточно прочна. Неблагоприятные факторы носят временный характер
  23. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  24. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  25. В Минздраве рассказали о количестве привившихся от коронавируса и поствакцинальных реакциях
  26. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  27. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  28. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  29. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  30. Што не так з беларускамоўнымі садкамі і школамі? Абмяркоўваем з бацькамі
реклама


/ /

Белорусские ипэшники снова жалуются на жизнь. Но на этот раз не на проверки, неподъемные налоги или арендные ставки. Теперь другая проблема — непорядочные покупатели. Ипэшники, торгующие одеждой, говорят, что им массово возвращают купленные вещи, но — уже ношеные. А закон о защите прав потребителей в нашей стране, мол, настолько лоялен к тем, кого защищает, что даже опытные адвокаты призывают продавцов смириться и больше не спорить с аксиомой «клиент всегда прав». Мы собрали истории предпринимателей, которые регулярно сталкиваются с настоящим потребительским экстремизмом. Но что с ним делать — они пока не знают.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Платье с запахом

Чаще всего с проявлениями потребительского экстремизма сталкиваются торговцы женской одеждой.

— Платье, которое мне возвращают, пахнет кухней, куревом, духами, по́том, но — чек имеется, этикетка на месте, и что тут скажешь? Я вижу, что платье побывало на корпоративе, но как это доказать? — задает риторический вопрос продавец женских нарядов Валентина.

Ее коллега из соседнего магазинчика — Елена — однажды пыталась добиться справедливости, но ничего из этого хорошего не вышло. Для нее, разумеется.

— Девушка купила брюки. Принесла через пару дней назад — якобы не подошли. Под коленками заломы, внизу — заляпаны. Видно же, что не просто примеряли, а носили. Но этикетка на месте. Говорит — не подошли, возвращайте деньги. Я решила повоевать.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

На запись покупателя в книге замечаний и предложений Елена ответила, что деньги не вернет. И настояла на экспертизе, которая должна была доказать, что вещь была в носке. Экспертиза подтвердила — брюки действительно носили, но покупательница не сдавалась.

— Тогда она заказала другую экспертизу — на предмет качества товара. То есть решила доказать, что брюки не соответствуют заявленному качеству. А у нас ГОСТы еще 60-х годов, и ни один шов вещи китайского или турецкого производства не пройдет эту экспертизу, это мы уже проходили. В общем, потрепала я нервы себе — да и все, забрала злосчастные брюки.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Продавец электротоваров Екатерина решила пойти до конца. Еще летом у нее в магазине девушка приобрела электронный парогенератор. Через некоторое время попыталась вернуть его обратно. Якобы товар был некачественный — во время эксплуатации подтекала жидкость.

— Мы объяснили, что это невозможно: электронный парогенератор относится к виду товаров, не подлежащих обмену или возврату. Мы не первый год торгуем этой продукцией, и нареканий по качеству не было никогда. Мы просто уверены, что покупательница неправильно ухаживала за товаром. Его ведь надо своевременно обслуживать, вовремя менять испарители, правильно использовать и хранить, — перечисляет Екатерина.

Сначала последовали записи в книге замечаний и предложений. Затем — претензия с требованием решить вопрос в досудебном порядке. Потом пришла повестка в суд. Список исковых требований — огромный. В случае проигрыша в суде продавцу придется возмещать суммы, в разы превышающие стоимость товара.

Перед крупными праздниками в отделе бижутерии не протолкнуться, рассказывают продавцы. Но и сразу после них — снова аншлаг. Только теперь сюда идут не за покупками, а наоборот.

— Они сначала выбирают, покупают, сходят на корпоратив или свадьбу и уже на следующий день несут обратно: «Вы извините, но мне не подошло», — рассказывает владелец точки по торговле украшениями Вадим.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Случается, говорит, покупатель пытается вернуть и вовсе видавший виды товар.

— Женщина приобрела у нас заколку-краб в стразах стоимостью 2,2 рубля. Через месяц приносит: «Я у вас покупала на днях, и у меня вылетели стразы. Ваш товар некачественный, отдавайте деньги!». Но мы-то прекрасно помним, что последнюю такую заколку мы продали месяц назад. Просим чек, его, разумеется, нет, но женщина не отступает — мол, чек по закону она предъявлять не обязана, оставляет запись в книге жалоб. И если б только это! Но нет же! Проклятья, угрозы и прочие гадости. Ну и что с ней делать? Проще вернуть деньги, чем за свой счет проводить дорогостоящую экспертизу товара на предмет качества, — вздыхает Вадим.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Впрочем, однажды, вспоминает Вадим, он решил проявить принципиальность и поступить по закону. Но — включился человеческий фактор.

— Бабушка купила для внучки у нас сережки. За 12 рублей. Принесла через несколько дней обратно. Мол, не подошли. Попробовали ей объяснить, что товар обмену не подлежит и вот, полюбуйтесь, — протягивает книгу замечаний и предложений Вадим.

В ней — ровным красивым почерком подробный рассказ о том, как женщина, живущая на пособие на внучку-инвалида 2-й группы, приобрела в магазине сережки, которые той не подошли, 12 рублей для нее огромные деньги — а продавец не хочет возвращать.

— Я почитал это и возненавидел себя. У людей такие проблемы, ребенок с инвалидностью. А мы тут про какие-то сережки. В общем, вернул я ей деньги, — улыбается Вадим.

К счастью, констатирует предприниматель, в процентном соотношении порядочных покупателей, конечно, больше. Но и число тех, кто трактует закон о защите прав потребителей в своих целях, по наблюдениям мужчины, растет.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Бизнес на законе

— С одной стороны, о проблеме говорить надо. С другой — очень опасно. Любой наш пример может повлечь за собой указание пути, по которому завтра, вооружившись несовершенством законодательства, могут пойти тысячи непорядочных потребителей. А это — новые иски и неприятности для предпринимателей, — комментирует положение дел председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко. Он уверен, что пока закон «О защите прав потребителей» существует в таком виде, в котором он есть сейчас, ситуация будет усугубляться.

По его мнению, не последнюю роль в этом играют многочисленные общества защиты прав потребителей. Только в Гомеле таких зарегистрировано три. Но не все, по мнению Анатолия Шумченко, защищая покупателя, ведут честную игру.

 — Известны случаи, когда покупатели спустя годы приносили продавцу товары стоимостью сотни и тысячи долларов — и выигрывали суды! При этом ИП вынуждены были возвращать покупателю не только эти деньги, но еще и выплачивать эквивалентные суммы по иску от общества по защите прав потребителей. Закон это не запрещает. В итоге кто-то «влетал» на тысячу, кто-то на две, а кто-то на четыре тысячи долларов… Неплохой бизнес на законе, не правда ли? — говорит Анатолий Шумченко.

Сегодня, по мнению председателя РОО «Перспектива», благодаря Закону о защите прав потребителей у покупателя есть неограниченные возможности для привлечения к ответственности продавца. Такой перекос в законодательстве нужно срочно корректировать — и на ближайшем форуме предприниматели собираются обсудить эту проблему.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Экспертиза дороже платья

В общественном объединении «Белорусское общество защиты потребителей» говорят, что с каждым годом число обратившихся покупателей растет. В прошлом году в организацию обратилось 800 человек. Правда, до суда с помощью юристов объединения дошли только 28.

— Куда делись остальные недовольные? — спрашиваем директора объединения Людмилу Бешенко.

— Кому-то мы разъяснили порядок разрешения конфликта — и он уже самостоятельно договаривался с продавцом, кого-то убедили, что в том конкретном случае он неправ, претензия не обоснована.

— А из этих 28 человек сколько выиграли дело в суде?

— Если мы идем с покупателем в суд, значит, мы на 100% уверены в победе — так что суд принял сторону всех 28. Если же имеются какие-то сомнения, стараемся решить конфликт, не доводя его до суда.

— Действительно ли закон дает потребителю право и возможность купить вещь, поносить и принести обратно?

— В законе четко прописано — вернуть товар можно в течение 14 дней, если он не был в носке. Если вещь была в употреблении, то экспертиза обязательно это докажет.

Юрист советует продавцам, столкнувшимся с непорядочными покупателями и уверенным в своей правоте, не поддаваться «потребителям-экстремистам» и заказывать экспертизу того же, например, платья — чтобы установить, было ли оно действительно в носке. Вопрос лишь в том, что стоимость этой экспертизы зачастую превышает стоимость изделия. Поэтому продавцу проще принять ношеную вещь, проветрить ее и снова вывесить на кронштейн. Себе дешевле.

-15%
-90%
-50%
-5%
-10%
-10%
-10%
-90%
-40%
-30%
-18%
0070859