Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  2. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  3. Белорусов обяжут регистрировать валютные договоры. Кого коснется и как накажут забывчивых
  4. «Флаг предателей и палачей своего народа». Минчанам приходят очень странные жировки за март
  5. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  6. Сколько стоит тур на море в этом году и где можно отдохнуть в Беларуси? Интервью с экспертом туризма
  7. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  8. Начался суд по делу о наезде BMW на силовиков 11 августа. Водителю грозит до 25 лет тюрьмы
  9. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  10. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  11. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  12. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  13. Мининформ прекратил вещание телеканала Euronews в Беларуси
  14. Белорусов стали массово приглашать на вакцинацию. Узнали, как проходит процедура
  15. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  16. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  17. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  18. Теплое начало недели, а потом — похолодание. Прогноз погоды на ближайшие дни
  19. Что происходит в Беларуси 12 апреля
  20. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  21. Кого государство назвало причастными к террористической деятельности после выборов-2020? Инфографика
  22. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  23. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  24. На основателей Фонда солидарности BYSOL завели уголовное дело
  25. Льняное масло: особенности применения, о которых нужно знать
  26. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  27. «Ребенок неудачно упал и оказался в коме». История Веры, которая работает в детском хосписе
  28. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  29. «Хочу домой, кофе, лосося и котов пообнимать». После 15 суток вышли те, кого задержали 27 марта
  30. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов


Анастасия Мелехова / /

Отец в декретном отпуске — для Беларуси это, скорее, исключение. Когда у Дмитрия Подобеда родилась дочь, жена сказала, что положенные три года сидеть дома не будет, а вместо этого уже через год выйдет на работу, чтобы не потерять навыки. Когда «день X» настал, наш герой уволился и начал сидеть с ребенком. Героя хватило на месяц — уже скоро Дмитрий вернулся в ряды трудящихся. Компромиссом стала новая профессия, которая позволила и за дочерью ухаживать, и деньги зарабатывать, — в конце прошлого года он устроился работать курьером. В новом проекте «Курьерская служба» мы вместе с Menu.by рассказываем о работе людей, чья миссия — во всех смыслах доставлять нам счастье.

«Как будто в КГБ устраиваюсь»

С Дмитрием мы встречаемся возле офиса компании. Пока поднимаемся на пятый этаж, узнаём, что курьер уже успел побывать на приеме у доктора и механика — без этих пятиминутных процедур к работе не допускают. Врач проверяет состояние здоровья доставщика, а механик смотрит, в порядке ли транспортное средство. В офисе уже толпятся коллеги Дмитрия — многочисленные водители разбирают лежащие на полках кассовые аппараты и терминалы. Мужчина просит диспетчера, чтобы его аккаунт активировали в специальной программе для отслеживания заказов.

— Сейчас я работаю не каждый день, — начинает рассказывать Дмитрий, пока мы идем к машине. — В среднем где-то 3−4 дня в неделю, пока с ребенком может посидеть жена. Все остальное время я с дочкой, а жена тем временем работает. Она заведующая секцией в одном из супермаркетов столицы, хотя начинала карьеру кассиром.

Сам Дмитрий почти 5 лет отработал охранником. По его словам, с каждым годом все труднее было по 14 часов каждый день стоять на ногах. А так как у него есть машина, то после «выхода в декрет» искал работу, связанную с развозом.

— Случайно наткнулся в интернете на объявление о поиске курьеров в Menu.by, — вспоминает он. — Мне сразу понравилось то, что я могу сам выбирать график работы, ведь на смены я могу выйти только тогда, когда супруга выходная. Откликнулся на объявление, мне сразу перезвонили и попросили заполнить четыре анкеты. Вопросов там было очень много, так что пришлось расписать практически всю свою биографию, чуть ли не с детского садика. Я еще тогда шутил: «Как будто в КГБ устраиваюсь».

Первым делом на новом месте нужно было пройти стажировку. В роли ментора выступил курьер, который работает в компании с момента ее основания и хорошо разбирается в деталях работы. Дмитрий ездил с ним по заказам, наблюдал и запоминал порядок действий, учился пробивать чеки и заполнять путевые листы и другие документы.

— В общей сложности я с напарником поездил часов пять, — рассказывает Дмитрий. — Самое главное было понять, как пробивать кассой, когда рассчитываются наличными, и что делать, когда дают карту. А так абсолютно ничего сложного. Через пару дней после стажировки мне сказали приезжать с документами на оформление. А уже на следующие сутки вышел на работу. Уже через пару дней пришлось взять выходной — мы в начале недели обговариваем, когда будем работать, чтобы в компании могли планировать загрузку. Поэтому график абсолютно свободным назвать нельзя. Так вот, жену срочно вызвали по работе, и мне нужно было посидеть с ребенком. Без всяких вопросов отпустили, войдя в положение. Понравилось, что отнеслись по-человечески к сложностям, хотя я только-только приступил к работе.

«Поднимаюсь, а он в одном полотенце стоит»

В приложении раздается звуковой сигнал — оповещение о первом заказе. Клиент заказал роллы в одном из заведений с азиатской кухней. Дмитрий нажимает «Принять», кладет кассу и терминал в специальную сумку, которая всегда находится в машине, и мы выезжаем.

— Именно в этом заведении я еще ни разу не был, — признается мужчина и задает навигатору маршрут. — А самый первый свой заказ в первый рабочий день я вез из американского фастфуда. Ехать до пункта назначения было недалеко, пару километров. Приезжаю, звоню в домофон — никто не отвечает. Набираю на мобильный — не отвечает. В итоге после многочисленных звонков парень все-таки отозвался и открыл мне дверь. Захожу — а он в одном полотенце стоит. Оказалось, что в душе был, вот и не слышал. Сказал, что могу подождать, пока он переоденется, но тот ответил, что все нормально, и начал рассчитываться. Вот таким веселым был первый заказ.

Принцип работы доставки здесь не такой, как у заведений, которые имеют собственные курьерские службы. Никакого массового сбора и развоза заказов нет, все индивидуально. Курьер получает заказ, едет в заведение, после чего сразу же отвозит его клиенту. Правда, по словам Дмитрия, примерно раз в две смены бывает ситуация, когда по одному адресу нужно завезти блюда из нескольких мест — тогда они предварительно собираются по всему городу. Такой заказ учитывается и оплачивается, как несколько.

«Возил шаурму в роддом»

Пока голос навигатора советует через 500 метров повернуть направо, Дмитрий рассказывает о тонкостях своей работы. К примеру, есть заведения, в которые нужно позвонить заранее перед приездом, иначе готовка заказа начнется только тогда, когда приедет курьер, и 40 минут, которые необходимы для приготовления условного стейка, будут потрачены впустую.

— Если бы было больше времени, зарабатывал бы очень хорошо, — говорит Дмитрий. — Официально смена у меня с 12.00 до 23.00, но я иногда не отключаюсь сразу от программы и работаю до победы, пока не устану. Могу приехать в офис только в 4−5 утра, чтобы сдать терминал, кассу, квитанцию из банка, чеки и заполненный отчет. Раньше работал всегда с 9−10 утра, но в это время практически нет заказов, и я понял, что лучше поспать пару лишних часов, а потом и приехать, и уехать позже, ведь ночью работы хватает. Особенно много заказов к выходным. Очень часто в это время доставляю пиццу. Еще суши много заказывают. Но абсолютный рекордсмен — шаурма, это вкусно и недорого.

Курьеры развозят заказы по всему городу, а временами и за его пределы. Дмитрий говорит, что в среднем за день он успевает выполнить от 15 до 25 заказов. Зависит это, конечно, от расстояния — иногда еду нужно привезти за 500 метров от пункта выдачи, а иногда приходится ехать из Уручья в Малиновку.

— В каких только районах и местах я ни был! Даже в родильное отделение роженицам несколько раз возил заказы, — смеется Дмитрий. — Они мне, бедные, говорят: «Как вы вовремя приехали, мы очень хотим есть». Я спрашиваю: «Вас, что, здесь не кормят?» — а они: «Кормят, но хочется еще». Заказывали, кстати, шаурму.

Средний заработок — 60 рублей в день

— Зарплата у нас каждую неделю, и это очень хорошо. Не нужно ждать две недели аванса, а потом еще основную сумму. Когда деньги постоянно приходят, не успеваешь их тратить. Жена получила зарплату, потом моя пришла — а там уже скоро и новая будет. Неделя — это недолго, проходит быстро, — улыбается Дмитрий.

За один заказ курьеру в зимний период платят 3 рубля 70 копеек (в летний — 3,50). Топливо работники оплачивают сами. По словам Дмитрия, за день он «наматывает» не больше 200 километров — это около 25 рублей. В среднем дневной заработок получается около 50−60 рублей.

— Когда работал в магазине, то знал, что наплыв покупателей происходит после аванса, зарплаты и во время праздников, — говорит герой. — Тут точно так же. Я работал перед Новым годом — 29 и 30 декабря, было очень много заказов. А вот 14 февраля у меня был выходной, но говорят, что работы было еще больше: мы же еще и цветы доставляем.

Интересуемся, щедры ли клиенты на чаевые.

— Иногда дают, но нечасто, — признается курьер. — Один раз меня очень хорошо отблагодарил клиент. В воскресенье я завез ему заказ на сумму около 70 рублей. Он мне все оплатил и еще насыпал горсть монет номиналом по одному-два рубля. Сказал: «Это вам бонусом». Было очень приятно. Вышло около 15 рублей. Бывает, дают 50 рублей за заказ на 48 и говорят, что сдачи не нужно — тоже здорово, что не нужно считать сдачу. Копейка рубль бережет. Даже если чаевые не дают, я благодарен, когда клиенты сразу пишут при оформлении заказа, к примеру: «Сдача с 50 рублей». Это хорошо, потому что не всегда удобно на месте искать мелочь или, того хуже, бегать менять деньги в магазин.

«Проблемы мне не нужны»

«Вы на месте», — сообщает навигатор, и Дмитрий нажимает в приложении «Прибыл». Это очень важная процедура — диспетчер должен знать, что курьер уже на месте и забирает заказ. В приложении указано и время, в которое нужно быть в заведении. Проверяем: 15.55, а сейчас 15.53 — приехали вовремя.

Заходим в cуши-бар — заказ уже готов, но просят подождать горячее. Через пару минут Дмитрию отдают два пакета: снизу — горячее, сверху — холодное. Горячее отправляется в термосумку, а холодное транспортируется в машину в руках. Вообще, сумка предназначена и для холодных, и для горячих продуктов, но если в заказе есть и то, и то, в сумку отправляют именно теплые блюда.

Как только заказ погружен в машину, Дмитрий нажимает на кнопку «Выехал», и навигатор строит маршрут к заказчику.

— В заказе написано, что это офис, — комментирует мужчина. — А вот где он находится, пока не понятно. Будем парковаться и звонить клиентам, уточнять. Кстати, парковка — самый главный минус в работе курьера. Заедешь во двор, а там ни одного свободного места, и даже на дороге негде машину поставить. Приходится искать место чуть дальше и прогуливаться пешком. Но лучше так, чем нарушать правила. Курьер или не курьер — ГАИ будет все равно, а проблемы мне не нужны.

На месте созваниваемся с клиентом и находим нужный офис. Вообще, в приложении можно пояснить курьеру, как и куда заезжать, где парковаться, — это может существенно сократить время ожидания заказа. Нас встречает девушка по имени Марина. Завидев журналистов, клиент смущается и даже сразу неправильно вводит пин-код.

Однако все заканчивается благополучно, Дмитрий желает приятного аппетита, и мы возвращаемся в машину. Курьер нажимает в приложении кнопку «Завершить». Заказ пропадает, а диспетчер видит, что человек свободен, и ищет для него вызовы поблизости.

«Сейчас больше времени могу проводить с дочкой»

Пока ждем следующий заказ, Дмитрий показывает семейные фотографии: вот дочери Софии на голову завязали платок, а вот она играет с бабушкой. Девочке сейчас 1 год и 3 месяца. А вот и фотография жены Натальи. Свадебное фото тоже имеется.

— Я отучился на слесаря-ремонтника, потом отработал год на тракторном заводе, — вспоминает Дмитрий. — Не понравилось, устроился в супермаркет в охрану. Поработал там два месяца, и друг предложил в Мурманск съездить на заработки. Обещал зарплату в две тысячи наших рублей. Я согласился. Уехал в начале ноября, вернулся за несколько дней до Нового года. По возвращении снова начал искать работу в охране: мне там нравилось. Устроился в торговый центр. Спустя некоторое время перевелся в один из сетевых супермаркетов, где и проработал почти пять лет. Успел даже вырасти до старшего охранника.

На последнем месте Дмитрий работал вместе с женой. Они познакомились в городе, а потом девушка заполнила за него анкету в том же месте, где работала сама. Пара поженилась в 2015 году.

— Сейчас об этом не жалею, потому что больше времени могут проводить с дочкой, — говорит Дмитрий. — Оставаться с ней один никогда не боялся. Да и как-то очень быстро всему научился: и памперсы менять, и мыть, и лекарства давать. Последнее самое трудное. Ребенок маленький, капризный и лекарство с ложечки ему просто так не дашь. Приходится брать специальный шприц, потому что по-другому никак.

Сестра Дмитрия — известная в белорусском спорте персона. Ольга Подобед была разыгрывающей в баскетбольной сборной, которая завоевала бронзу на чемпионате Европы, заняла четвертое место на мировом первенстве и впервые в истории страны отправилась на Олимпиаду.

— Отец умер, когда мне было 9 лет. И мама часто вспоминает, как он взял Олю на руки, когда она только родилась, подбросил очень высоко, а она даже не заплакала. Тогда отец сказал, что она будет спортсменкой, и был прав. Хорошо помню, как она прилетела из Америки — это был где-то 96-й год — и привезла мне кучу игрушек. В Беларуси таких еще не было, и все дети смотрели на меня большими глазами. Еще у меня есть брат, он занимается строительством. А мама всю жизнь проработала воспитателем в детском саду, лет 35 точно. Дочку буду отдавать к ней в садик, — улыбается Дмитрий.

«Спасайте нас, мы голодные»

Спустя несколько заказов, Дмитрий нажимает в приложении «Завершить» и звонит в офис сказать, чтобы его отключили от программы. На сегодня короткий рабочий день окончен. Смотрим в приложении потраченное время — 1 час 37 минут. Курьер заполняет путевой лист, куда вписывает номер заказа, сумму и вид оплаты. Теперь можно ехать в банк и сдавать «наличку». Выбираем отделение рядом с офисом. Там Дмитрий вносит на счет компании все средства, которые клиенты оплатили наличными.

Чеки за оплату картой отдаем в офисе. Там же сдаем кассу, терминал и, пожелав диспетчерам спокойной ночи, уходим домой.

По дороге к лифту Дмитрий делится впечатлениями от работы.

— Мне все нравится, — говорит он. — Тяжело бывает только к вечеру, когда много времени проводишь за рулем — устаешь. А вообще все здорово: сидишь в теплой машине, слушаешь музыку, общаешься с разными людьми, еще иногда и чаевые получаешь. Здесь быстрее идет время, чем в охране. Там сидишь и думаешь, что полдня прошло, а на самом деле только полчаса. Все однообразно и скучно. А здесь я сам себе начальник. Поэтому, когда дочка пойдет в сад, буду работать 5−6 дней в неделю. Смогу делать больше заказов и получать за это соответствующую зарплату. Работа сама по себе приятная — тебя всегда ждут. Две-три минуты опоздания, а тебе уже звонит клиент: «Мы вас ждем. Спасайте нас, мы голодные». Окей, без проблем.

Партнер проекта:

Menu.by — это сервис быстрой и бесплатной доставки, входящий в состав международной компании Menu Group UK LTD, которая представляет службы доставки еды из кафе и ресторанов в Беларуси, Армении и Грузии. Станьте частью дружной международной команды!

-20%
-5%
-10%
-60%
-10%
-15%
-20%
-31%
-20%