Личный счет


Анна Боровая /

Когда надоел наём и больше не хочется работать «на дядю», пора открывать бизнес. С чего начать и куда идти, чтобы стать индивидуальным предпринимателем, — разбираемся вместе с экспертами РРБ-Банка.

С чего начать?

Чтобы стать ИП, сначала оплатите госпошлину в любом банке. Как говорится, деньги вперед. Причем через инфокиоск это сделать нельзя.

Регистрация ИП стоит 0,5 базовой величины, то есть 12,25 рубля. Не выбрасывайте квитанцию — она вам еще понадобится в исполкоме.

Госпошлину оплачивать не нужно, если вы зарегистрированный безработный; получаете среднее, профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование или получили его не более года назад.

Какие документы нужны для регистрации ИП?

Вместе с оригиналом квитанции об оплате госпошлины еще потребуются:

  • заполненное заявление о регистрации ИП, скачать его можно на сайте Мингорисполкома;
  • паспорт или вид на жительство;
  • фото 3×4 или 4×5.

Где зарегистрировать ИП?

Вместе с документами отправляйтесь в исполком по месту жительства. Если с бумагами все в порядке, в тот же или на следующий день вы получите свидетельство о регистрации.

Поздравляем, теперь вы индивидуальный предприниматель! В других органах вас зарегистрирует сам исполком. Через 5 рабочих дней вернитесь туда, и вам выдадут еще ряд документов: о присвоении учетного номера плательщика (УНП), извещение страхователя, из органов статистики и страховое свидетельство.

А все-таки, может быть, можно еще как-то зарегистрироваться?

Стать ИП можно и без визита в исполком и даже без оплаты госпошлины: через электронную регистрацию. Но не все так просто: вам понадобится ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП), и для его получения нужно… да, выйти из дома.

Ключ выдают по определенным адресам, или можно просто завести специальную SIM-карту со встроенной ЭЦП. Стоимость ключа зависит от дополнительных опций к нему и составляет от 78,74 до 150 BYN. В дальнейшем ЭЦП будет вам полезна — например, вы сможете подавать налоговые декларации дистанционно.

Получив ключ, заполните заявление и приложите фото на сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В тот же день, если все заполнено верно, вы получите электронное свидетельство о госрегистрации ИП. Еще раз поздравляем, вам снова удалось стать предпринимателем!

Третий способ — обратиться к нотариусу. Ему необходимо представить те же документы, которые вы бы и так отнесли в исполком. Заявление о государственной регистрации заполняется на бумаге, остальные документы могут быть представлены также в электронном виде. В этом случае готовые после рассмотрения заявки документы вы можете забрать у нотариуса.

Госпошлина не уплачивается в случае, если нотариус предоставит электронные документы в исполком. Но за такие услуги нотариуса уплачивается нотариальный тариф, который чуть ниже размера государственной пошлины.

Что еще нужно, кроме свидетельства о регистрации?

На самом деле почти ничего. Вам не нужен юридический адрес, уставной фонд, согласование наименования организации. Вы даже можете работать без печати и расчетного счета. Правда, без последнего будет сложно: если вы планируете работать с юрлицами, то платить они будут «безналом».

Окей, как открыть счет в банке?

Простой вариант — можно сообщить о выбранном вами банке в исполкоме при регистрации. Тогда ваши документы сразу отправят в это финансовое учреждение, и вам нужно будет только один раз встретиться с консультантом — чтобы идентифицировать личность.

Для исполкома это несложно, так как там все равно будут ставить вас на учет во всех необходимых органах — например, в Фонде социальной защиты населения.

Другой путь — самостоятельная подача заявления в банк, если на этапе регистрации вы еще не решили, какой вам нужен.

Для этого возьмите с собой:

  • копию свидетельства о регистрации;
  • паспорт.

В банке вам нужно заполнить:

  • заявление на открытие счета;
  • анкета с широким спектром вопросов.

На открытие счета уйдет минут 20. Открытие и закрытие счета может быть бесплатным и платным. Внимательно изучайте условия при принятии решения.

Как выбрать расчетный счет?

Исходите из ваших потребностей. Диапазон стоимости банковских услуг очень широкий. Например, в РРБ-Банке есть 10 пакетов стоимостью от 9,6 до 300 рублей в месяц. В минимальный входят:

  • 5 внешних банковских платежек;
  • подключение к системе электронных платежей и обслуживание в этих системах;
  • обслуживание корпоративной карточки;
  • получение справок (например, о наличии счетов в банке).

Вам, как индивидуальному предпринимателю, будет достаточно такого пакета (при желании его можно расширить позже). На минимальный пакет можно потратить всего 9,6 рубля за месяц обслуживания при единовременной оплате за весь год. Но если вы пока не готовы тратить даже такую сумму, можете в рамках акции подключить интернет-банк с абонентской платой 1 рубль в течение трех месяцев.

По желанию к вашему счету можно подключить СМС и e-mail-оповещение.

Как выбрать систему налогообложения?

Для индивидуальных предпринимателей есть три пути:

  1. Единый налог. Это фиксированный платеж, который заменяет уплату других налогов, кроме НДС при ввозе товаров. Причем он безальтернативен для тех, кто осуществляет определенные виды деятельности: техобслуживание авто, видеосъемка и другие. Полный список можно посмотреть на сайте министерства. Ставка налога устанавливается областными и Минским городским Советами депутатов за месяц. Остальным ИП можно выбрать из двух других вариантов.
  2. Подоходный налог (общая система налогообложения, ОСН). Это вид сборов, при котором учитываются все доходы плательщика — как в денежной, так и в натуральной формах. Плательщик сам обязан высчитать сумму выплаты. Делать это нужно по специальной формуле. Можете его выбрать, если собираетесь получать доход более чем 168 900 рублей за год. Предполагаете получать меньше? Подойдет следующий пункт.
  3. Упрощенная система налогообложения (УСН). Преимущество такой системы в том, что документооборот составляет всего одна книга учета. Если вы планируете применять УСН, заявите об этом в инспекцию Министерства по налогам и сборам в течение 20 рабочих дней. А РРБ-Банк при УСН предлагает оформить пакет стоимостью всего 60 рублей. В него входят подключение к системе электронных платежей и обслуживание в этих системах, обслуживание корпоративной карточки, получение справок (например, о наличии счетов в банке), автоматическое заполнение декларации и многое другое.

Вы, конечно, можете определиться с системой заранее. Но обычно в этом вам поможет налоговый инспектор. Поэтому отправляйтесь в следующий (и финальный) пункт — налоговую.

Как стать на учет в налоговую?

Обращайтесь в налоговую инспекцию (ИМНС) по месту постановки на учет. Возьмите с собой паспорт и копию свидетельства о регистрации. Там вам нужно:

1) купить Книгу отзывов и предложений (она обойдется в 4 рубля);

2) купить Книгу учета проверок и ревизий. Прошейте, пронумеруйте и подпишите ее, при наличии скрепите печатью;

3) выбрать систему налогообложения из предложенных выше.

Впрочем, купить книгу отзывов можно еще и в сети издательства «Белбланквыд». Полный список мест — здесь.

И все-таки: как и где заказать печать?

Тут нет ошибки: как мы уже сказали, вы действительно можете работать без печати. Но практика показывает, что предприниматели обычно ее заказывают — для большей юридической силы и репутации. Если и вы хотите, чтобы в документах вместе с вашей подписью стояла также печать, то просто закажите ее в любой компании по их изготовлению — найдите ее в интернете на свой вкус.

Печать могут изготовить даже день в день, стоить она будет от 5 рублей. Для заказа берите с собой копию свидетельства о регистрации ИП и паспорт. Никаких дополнительных разрешений не требуется и регистрировать печать не нужно.

Партнер материала:

Сотрудники банка готовы выехать к Вам в офис открыть счет/заключить депозитный договор/проконсультировать по любому вопросу банковского обслуживания. Инфолиния РРБ-Банка: 226 — с мобильных с 09.00 до 20.00 (будни). Вашему бизнесу у нас будет хорошо!

-10%
-20%
-15%
-12%
-15%
-10%
-33%
-10%
-40%
-10%