реклама


/ /

«Первая версия «личного кабинета» в ЕРИП появится уже во втором квартале этого года — там можно будет управлять своими платежными услугами и увидеть расшифровку платежей за ЖКУ. В это же время начнет изменяться дерево услуг. «Мы переходим к структуре, когда вначале будет отображаться категория услуг, затем регион, а уже после него конкретная услуга», — делится планами председатель правления ЕРИП Елена Антони. Об этих и других изменениях в системе специалист рассказала в интервью FINANCE.TUT.BY.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Когда появится личный кабинет и что в нем можно будет посмотреть

ЕРИП еще в прошлом году анонсировал, что в перспективе запустит личный кабинет пользователя. Елена Антони рассказывает, что первая версия кабинета, как планируется, появится уже во втором квартале этого года.

— Личный кабинет — это возможность, зарегистрировавшись через систему межбанковской идентификации, получать информацию о своих платежах, смотреть детализацию потребления услуг ЖКХ и вводить показания счетчиков, настраивать уведомления о совершении операций и выставлении в свой адрес счетов на оплату, а также возможность делиться с другими доверенными пользователями информацией по оплате счетов за ЖКУ.

Пользователи будут видеть все платежи в ЕРИП, расшифровку по услугам ЖКХ и информацию о выставленных требованиях на оплату, а также смогут управлять своими платежными услугами. В дальнейшем ЕРИП планирует расширять функционал кабинета и наполнять его новыми возможностями. «Будем исходить из потребностей и пожеланий клиентов», — добавляет Елена Антони.

Появятся ли подробные счета за ЖКУ?

Сейчас белорусы, оплачивая жировку через ЕРИП, видят только общую сумму, но не могут посмотреть выставленные счета по каждой из услуг. Эту информацию можно посмотреть только на самой жировке — бумажной или электронной.

— Посмотреть счет извещения и историю изменений всех тарифов, а также увидеть детализацию по потреблению ЖКУ пользователи смогут в личном кабинете. Это сделано в первую очередь для того, чтобы не совершать расшифровку платежа перед оплатой через каналы дистанционного банковского обслуживания банков (интернет-банкинг, мобильные приложения, мобильный банкинг. — Прим. ред.), — рассказывает Елена Антони.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

От расшифровки в интернет-банкинге или в мобильном приложении общей суммы, которая выставлена по жировке, отказались в первую очередь из-за того, что полный текст извещения не помещается на экран большинства устройств. «У нас есть лицевые счета, где указано 28 строк. Печать такого чека вызовет бурю негатива», — объясняет председатель правления ЕРИП. Также есть вероятность, что слишком большой объем информации при оплате увеличит количество ошибок и некорректных оплат.

— Не следует забывать, что сумма к начислению общая и она распределяется пропорционально по всем производителям услуг. Представьте, человек видит при оплате перечень услуг с их стоимостью и считает, что не должен оплачивать какую-либо услугу. Недоплаченную сумму недополучат все производители услуг. Как правило, счет-извещение структурирован, и понятно, куда можно позвонить, если возникли вопросы по начислению оплаты. Но в мобильном приложении или интернет-банкинге обратиться некуда, поэтому в случае сомнений рекомендуем все же сначала уточнить возникшие вопросы и только потом оплачивать.

В ЕРИП отмечают, что сейчас вместе с банками рассматривают возможность просматривать пользователями расшифровки платежа непосредственно перед оплатой.

— Для этого можно будет делать кнопку «расшифровать», после чего счет-извещение развернется на полный экран. Этот формат удобен тем, что он не дает информацию «в лоб», данные высвечиваются только по дополнительному запросу. Такой формат может касаться не только оплаты за ЖКХ, но и других платежей. Однако это, безусловно, потребует доработок как на стороне ЕРИП, так и на стороне банков в их мобильных приложениях, интернет-банках и банкоматах.

Упростит ли ЕРИП дерево услуг?

Через ЕРИП сейчас можно оплатить больше 50 тысяч услуг. И чтобы найти нужный интернет-магазин или интернет-провайдера, порой приходится потратить немало времени. Особенно тем, кто нечасто прибегает к онлайн-платежам.

— Дерево услуг является одной из основных «несущих» конструкций ЕРИП. За годы существования системы оно сильно разрослось и продолжает это делать, поскольку к ЕРИП постоянно подключаются новые поставщики услуг. Оптимизация структуры дерева всегда была для нас важной задачей, влияющей на качество работы всех участников и удобство плательщиков. С начала этого года мы начали мероприятия очередного этапа последовательной оптимизации дерева ЕРИП — уже утверждены стандарты и подходы, которые доведены поставщикам услуг. Сейчас существует разделение как по отраслевому, так и по региональному признаку. Но мы переходим к структуре, когда вначале будет отображаться категория услуг, затем регион, а уже после него конкретная услуга, — рассказывает Елена Антони.

Председатель объясняет, что это изменение — процесс сложный, потому что пользователи уже привыкли к определенному виду дерева услуг.

— Понятно, что любые изменения вызовут массу вопросов, и мы ожидаем, что количество звонков в контакт-центр увеличится. Поэтому будем двигаться осторожно и поступательно, перестраивая дерево не сразу, а по одной категории, с предварительным уведомлением производителей услуг и других участников системы.

Специалист поясняет, что список, где указан порядок изменения дерева услуг, создавался, исходя из критичности — в первых рядах находятся самые востребованные и сложные категории, в последнюю очередь возьмутся за направления, которые нуждаются лишь в небольшой корректировке. «Но суть в том, что услуг уже более 50 тысяч, и как ни структурируй их, все равно получается огромное количество информации. Вопрос с деревом не будет таким актуальным, когда услугу вообще не придется искать», — рассуждает Елена Антони.

Поэтому ЕРИП не только изменяет дерево услуг, но и параллельно разрабатывает варианты, которые избавят пользователей от долгого поиска услуги.

— Уже сейчас можно искать по коду услуги, использовать корзину платежей, а ряд банков реализовал в своих приложениях возможность контекстного поиска. Мы сейчас внедряем возможность оплаты по QR-коду и продолжаем разрабатывать новые инструменты для удобства клиентов. Также хотим, чтобы возможность поиска услуг встраивалась в сервисы по оплате либо в приложения производителей и поставщиков услуг.

«На жировках могут появиться QR-коды». В Беларуси развивают новый способ оплаты

Про отмену платежей и возврат денег

Сейчас можно отменить платеж, который совершили через ЕРИП, если выполняется два требования: производитель услуг разрешает отменять операцию, а банк, в терминале которого совершался платеж, может выполнить отмену. Если отменить платеж нет возможности, то для возврата нужно обращаться к производителю услуг, что было не очень удобно. При этом ЕРИП, нужно понимать, платежи не отменяет, система работает исключительно с информационным потоком, деньги переводятся напрямую между банками плательщика и получателя.

— Сейчас мы автоматизировали систему возврата платежей за коммунальные услуги. Это было самой сложной задачей, так как сумма распределялась по всем поставщикам. Решили самую насущную проблему, а к остальному вернемся позже, — делится планами Елена Антони.

Кроме того, с появлением личного кабинета появится возможность точно идентифицировать пользователя, и это даст возможность организовать запрос на возврат денег от поставщика услуг, добавляет Елена Антони.

— Именно тогда мы планируем вернуться к вопросу реализации механизма. В этом случае человек даже сможет распорядиться, каким образом ему лучше получить назад средства — наличными, на карточку или на счет.

Председатель ЕРИП подчеркивает, что в любом случае нужно подтверждение, что услуга не оказана или товар не продан, а также информация о том, куда деньги возвращать. При этом необходимо четко идентифицировать клиента, чтобы избежать случаев мошенничества.

Как ЕРИП планирует использовать информацию о пользователях

— В процессе работы мы накапливаем большой объем структурированной статистической информации о плательщиках и поставщиках товаров и услуг, — отмечает Елена Антони.

В ЕРИП намерены предоставлять пользователям их личные данные в персональном кабинете, где «будет накапливаться статистика и аналитика». В то же время в ЕРИП отмечают, что одна из задач — научиться извлекать пользу из обезличенно-статистической информации.

— Мы уже пользовались ею, когда строили различные статистические модели, позволяющие в масштабах страны рассчитать изменение финансовых потоков при различных условиях, и видим, что спектр ее применения можно значительно расширить.

Елена Антони считает, что обезличенные данные ЕРИП могут быть полезны предприятиям, которые хотят «понять, где их место в экономике».

Взимает ли ЕРИП с пользователей комиссию?

В ЕРИП отмечают, что «не берут комиссию с плательщиков».

— Это наша стратегия, и в дальнейшем мы по-прежнему будем ей следовать. Все вознаграждения оплачивает производитель услуги или продавец товара, из которых большая часть уходит банку, а 0,1% получает ЕРИП. Также есть бескомиссионные платежи в бюджет, их порядка 30 процентов, — объясняет Елена Антони.

Что касается комиссий, взимаемых с поставщиков услуг, то общие тарифы для организаций опубликованы на сайте, максимальный размер комиссии составляет 2%. Помимо базового тарифа, используются и другие способы установления размера комиссии: средневзвешенный и отраслевой.

— Когда система создавалась, производители услуг обслуживались в разных банках. Для того чтобы не увеличивать комиссионную нагрузку на производителя услуг при подключении к ЕРИП, комиссия рассчитывалась как средневзвешенная. Фактически для производителя услуг она сохранялась на прежнем уровне. Существует также такое понятие, как отраслевая комиссия. Это случаи, когда комиссия определяется, исходя из общего объема платежей по отрасли и средней суммы платежа, и устанавливается одинаковой для всех предприятий данной отрасли. Например, в прошлом году мы снижали общую комиссию по некоторым отраслям до 1−0,5%.

На что чаще всего жалуются пользователи

— В основном это жалобы или рекомендации общего характера, ведь сложно сделать конструктивное предложение для чужой системы. Большинство обращений пользователей однотипные — «не могу найти услугу». Причем мнения диаметрально противоположные, одни предлагают убрать регионы, другие спрашивают, зачем мы сделали разделение по категориям, — объясняет Елена Антони.

Также много обращений, где клиенты интересуются, почему нет возможности оплачивать товары и услуги прямо на сайте. ЕРИП планирует решить этот вопрос, размещая платежные ссылки на интернет-банкинг плательщика. Автоматическая транзакция по выбранной услуге будет создаваться автоматически.

С идеями и предложениями в ЕРИП обращаются также агрегаторы и банки. В качестве удачного предложенного проекта Елена Антони выделяет систему оплаты за школьное питание, которую запустили в Минске. Это пример идеи, которая родилась на стыке реального сектора экономики и финансовой сферы.

— Вопрос сбора наличных денег за питание детей мучил школы достаточно давно. Собираемость денег была плохая, учителя закладывали деньги, не было никакого учета. Разработанным сервисом пользуются как учителя и комбинаты школьного питания, так и родители учеников — можно посмотреть меню, заплатить за питание, увидеть информацию о том, ел ребенок или нет, вести учет и списание продуктов. Это одновременно планирование, контроль и оплата. Причем платеж — только один из элементов, 80% сервиса решает проблему школ и комбинатов школьного питания. Выиграют те, кто будет реализовывать комплексные сервисы и встраивать туда возможность оплаты.

Платежи онлайн на PLATI.TUT.BY

Читайте также

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
«На жировках могут появиться QR-коды». В Беларуси развивают новый способ оплаты
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
"Приходится прощать копейку или две". Какие проблемы до сих пор возникают с "новыми" деньгами
-50%
-24%
-35%
-20%
-15%
-20%
-10%
-12%
-20%
-70%
-40%
-50%